СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Февраль   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Некоторые аспекты анализа инвестиционной привлекательности туристских предприятий в условиях инновационной экономики

В статье предпринята попытка систематизировать существующие подходы к определению понятия «инвестиционная привлекательность предприятия». Исследованы методические подходы к анализу инвестиционной привлекательности с выделением достоинств и недостатков, присущих каждому из представленных направлений, а также выделены аспекты, формирующие инвестиционную привлекательность предприятий сферы туризма.

Формирование инновационной экономики в России в значительной степени определяется уровнем инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности предприятий, расположенных на территории ее регионов и принадлежащих различным отраслям, в том числе и туристской индустрии.

В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности. Поэтому поиск инновационных путей развития в сфере социально-культурного сервиса и туризма является актуальной задачей в условиях российской экономики.

В рыночной экономике инновации в туризме представляют собой метод конкуренции, так как инновация ведет к снижению себестоимости, цен и росту прибыли, к созданию новых и новаторских услуг, продуктов и процессов, к притоку денег, к повышению имиджа (рейтинга) производителя новых продуктов (туроператора), к открытию и захвату новых рынков, в том числе и внешних. Инновация как процесс или как продукт может стать одной из главных статей дохода турпредприятия, оказывая существенное влияние на увеличение прибыли.

Однако инновационный процесс невозможен без инвестиционной деятельности, поэтому целью инвестиций является получение прибыли от вложенных средств, а инноваций - улучшение объекта инвестирования.

В стране настоящее время постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономического развития регионов страны. Согласно Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы» в течение 8 лет на развитие туризма в России будет выделено около 100 млрд р., которые будут потрачены на самые привлекательные инвестиционные проекты, для реализации их на территориях с наибольшим туристско- рекреационным потенциалом [1].

В стране внутренний и въездной туризм развит пока в нескольких регионах (Северо-Запад, Поволжье, Черноморское побережье). Освоение новых рекреационных территорий позволит решать социальные проблемы и будут способствовать экономическому развитию регионов.

Омская область располагает достаточно большим потенциалом для дальнейшего развития туристской отрасли (табл. 1) [2. С. 264-314]. Однако при наличии благоприятных природных и иных факторов потенциал туризма в общей социально-экономической структуре региона востребован не полностью. Материальная база средств размещения, включая гостиницы, пансионаты, базы отдыха, а также санитарно-курортные учреждения, характеризуется высокой степенью морального и физического износа.

Т аб л иц а 1

Основные показатели услуг в сфере туризма в Омской области

Показатель 2000 2005 2008 2009 2010

Объем платных туруслуг населению, млн р. 21 370 954 978 1 042

Численность российских туристов, отправленных турфирмами в зарубежные туры, чел. 26 351 39 820 41 611 53 914

Объем слуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн р. 287 495 432 471

Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. 189 301 333 351 451

Объем платных санаторно-оздоровительных услуг населению, млн р. 114 363 586 613 632

Можно определить следующие преимущества, способствующие развитию туризма в Омской области: выгодное географическое положение области в центре России; наличие разнообразных природных объектов, имеющих особое рекреационное и иное ценное значение; историческое и культурное наследие региона; наличие транспортных магистралей для транзитных остановок; место проведения международных и всероссийских мероприятий. Это подтверждается исследованиями природноресурсного и рекреационного потенциала азиатской части России, проведенного на основе математического анализа с помощью балльной оценки, отдельные результаты которых представлены на рис. 1 [3].

Рис. 1. Оценка туристско-рекреационного потенциала регионов РФ, баллы

Представленные данные показывают, что Омское Прииртышье, уступая ряду сибирских регионов по туристско-рекреационному потенциалу, тем не менее имеет относительно высокую оценку рекреационных ресурсов.

Сегодня привлечение инвестиций в туристскую сферу - вопрос ее выживания. От понимания логики инвестиционных процессов зависит адекватность практических решений, принимаемых на различных этапах инвестиционного процесса. На выбор же объекта инвестирования в основном влияет такая категория, как инвестиционная привлекательность предприятия, которая является детерминантом сделки между инвестором и участником рынка, испытывающим потребность в ресурсах.

Недостаточное на сегодняшний день методическое обеспечение оценки уровня инвестиционной привлекательности не позволяет инвестору сделать обоснованный выбор, существующие разработки не вполне корректны для использования в целях анализа предприятий сферы туризма. В этой связи развитие методических основ анализа инвестиционной привлекательности предприятий данной сферы имеет большое научное и практическое значение.

В западной экономической литературе понятие «инвестиционная привлекательность» (investment opportunity) используется в целях характеристики благоприятности внешней среды (относительно объекта вложения) для осуществления инвестирования в данный объект в настоящем периоде времени.

Российскими учеными предлагаются различные толкования, в которых можно выделить ряд сходных признаков, определяющих сущность данной экономической категории. Систематизируя подходы, можно выделить следующие направления:

инвестиционная привлекательность как состояние развития предприятия;

инвестиционная привлекательность как достижение целей и выполнение условий инвестора;

инвестиционная привлекательность как совокупность показателей;

инвестиционная привлекательность как достижение экономического эффекта;

инвестиционная привлекательность как характеристика экономического состояния среды функционирования организации.

Под инвестиционной привлекательностью турпредприятий мы в дальнейшем будем иметь в виду совокупность объективных финансовоэкономических характеристик, значений и показателей состояния объекта на конкретную дату, соответствующих требованиям каждого типа инвесторов по соотношению «доходность - риск» для инвестирования в соответствующие категории туристских объектов при условии достижения целей инвестора в течение определенного периода времени.

Следует отметить, что среди экономистов не существует единого подхода к анализу исследуемой экономической категории и мнения относительно направлений, количества и структуры показателей оценки.

Рис. 2. Характеристика подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятия

Разработанные в мировой и отечественно практике методики по оценке и анализу инвестиционной привлекательности предприятия можно разделить на три направления. Преимущества и недостатки каждого из указанных подходов схематично представлены на рис. 2.

Сравнительный анализ существующих методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия показал, что авторы научных исследований зачастую без содержательного обоснования предлагают оценивать исследуемую экономическую категорию по разному количеству и составу показателей (табл. 2).

Т аб л иц а 2

Методики оценки инвестиционной привлекательности предприятий

Наличие в методике

групповых показателей

Авторы методик

На основе анализа финансово-экономических показателей деятельности предприятия

1 Философов Л. 2 2 3 2 - - - -

2 Крылов Э.И. и др. 13 6 5 6 - - - -

3 Методические рекомендации по оценке ЦБ 3 1 1 2 +

4 Шилов А. 1 2 - 1 2 - - -

5 Крейнина М.Н. - - - 2 3 - - -

6 Суверов С. + + + 3 - - - +

7 Ерошенков С.Г. 3 + - 3 - - - +

8 Шарп У. - 6 5 2 3 - - -

9 Ковалев В.В. - - - - 3 - - +

10 Абрютина М.С., Грачев А.В. 3 3 - - - - - -

11 Романов А.И., Лукасевич И.А. - 1 1 1 4 - - +

12 Белых Л.П. - - - - + - - -

14 Иванченко О.Г. 1 1 3 3 - - - +

На основе расчета единого интегрального показателя

14 Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. 2 3 7 8 - + + +

15 Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. 2 3 7 8 - + + +

16 Бахрушина М.А., Пласкова Н.С. 2 1 1 2 - - + -

17 Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. 1 1 1 4 + +

18 Г иляровская Л.И. и др. 9 + - + - - + -

19 Теплицкий В., Костюковский Ю. - - 1 1 3 - + +

20 Браверман А. 2 1 1 - - + + +

21 Игольников Г.П., Патрушева Е.Г. 4 3 1 - 2 + + +

22 Рейтинговый центр фирмы «AK&M» - 3 - 3 - - + +

23 Щиборщ К.В. + 3 - 1 - - + +

Окончание табл. 2

№ Авторы методик Наличие в методике

групповых показателей эталонных значений частных показателей интегрального

показателя учета других факторов

финансовой

устойчивости и

1 н

о О

ы 2

АЗ К

та о лс

пл пос

с деловой

активности к

т

с

о

н

й

ю

ант

е

р доходности

24 Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. 5 5 4 11 - + + -

25 Давыдов С.Б. - - - 4 - - + +

26 Симановский А.Ю. + +

27 Валинурова Л.С., Казакова О.Б. + + - + + - + +

28 Севрюгин Ю.В. 1 1 1 2 - - + +

29 Бабушкин В.А. + + + - - - + +

30 Денчук А.Е. + + + + + - + +

31 Белякова М.Ю. 3 1 - 2 - - + +

32 Глущенко М.Е. + + - - - - + +

33 Прибыткова Г.В. + + + + - - + +

34 Перцухов В.И. 1 2 2 2 - + + -

Лишь в семи методиках предусматривается сравнение расчетных и эталонных значений показателей. Большинство авторов предполагают рассчитывать сводный показатель инвестиционной привлекательности предприятия.

Изучение научных источников по теме исследования позволяет сделать вывод, что основы всестороннего, комплексного подхода к анализу инвестиционной привлекательности предприятия мало разработаны, методика анализа инвестиционной привлекательности туристских предприятий, учитывающая отраслевую специфику, отсутствует.

Следует оговорить особо, что в данной работе под туристскими предприятиями подразумеваются исключительно те из них, которые осуществляют туроператорскую и турагентскую деятельность.

С учетом особенностей условий функционирования туристских фирм и специфики производственного процесса по подготовке и продаже туристского продукта потребителям в качестве аспектов инвестиционной привлекательности турпредприятий предлагается использовать следующие характеристики: анализ финансовой привлекательности; анализ ресурсного потенциала; анализ туристских потоков; анализ сезонности.

На первом этапе (первый блок) для оценки финансовой привлекательности предприятия воспользуемся традиционными группами показателей финансового анализа: платежеспособность, финансовая устойчивость, эффективность и результативность деятельности, способность предприятия к саморазвитию в определенный момент времени, оптимальность структуры капитала, способность своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, сохранять равновесие активов и пассивов в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды, переносить непредвиденные неблагоприятные обстоятельства в границах допустимого уровня риска.

На втором этапе следует дать характеристику достигнутого уровня использования имеющихся ресурсов, возможностей более эффективной их реализации и, как следствие, дальнейшего развития предприятия и наращивания объема продаж турпродуктов. Иными словами, необходимо проанализировать ресурсный потенциал предприятия.

Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают: объем продаж - количество проданных туров; выручку от продаж туристского продукта; использование ресурсов рабочей силы; использование основных фондов и оборотных средств; производительность труда и фонд заработной платы; себестоимость проданных турпродуктов и т.д.

Занимаемая туристским предприятием доля рынка и позитивная динамика ее изменения, безусловно, один из самых важных фактов, определяющих инвестиционную привлекательность, поэтому на третьем этапе необходимо дать характеристику рыночной позиции предприятия сферы туризма по показателям достигнутых позиций на рынке туруслуг (величина клиентской базы) и показателям возможного расширения масштабов деятельности предприятия (показатели динамики объема предоставляемых туруслуг и полученной выручки, возможностей увеличения емкости рынка, изменения положения организации на рынке туриндуст- рии, освоения новых рынков сбыта и т.д.). Необходимо также оценить рекламу и PR туристского предприятия.

Для туристского рынка, а значит, и для субъектов, осуществляющих свою деятельность в границах этого рынка, характерны значительные сезонные колебания спроса на туристские продукты. Анализ сезонности продаж турпродукта может проводиться при помощи любого ныне известного метода: простой средней, относительных чисел (величин), скользящей (подвижной) средней, аналитического сравнения.

На подготовительном этапе следует учесть, насколько полно и достоверно представлена информация, необходимая инвесторам для проведения объективной оценки уровня инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта. Также важно знать, каким образом раскрывается эта информация, какова трудоемкость (стоимость и затраты времени) сбора и обобщения требуемой инвестору информации.

Порядок формирования критерия инвестиционной привлекательности предприятия, представленный выше, подтверждает вывод о том, что инвестиционная привлекательность предприятия является мульти- факторной экономической категорией. В ней получают отражение многие аспекты деятельности предприятия, имеющие разную степень значимости для инвестора и характеризующие целесообразность вложения средств в то или иное предприятие. Так как оцениваемые турпредприятия должны сопоставляться инвестором, то степень инвестиционной привлекательности каждого предприятия должна получить количественную оценку достигнутого уровня. Такая оценка возможна через интегральный показатель инвестиционной привлекательности предприятия.

Показатель инвестиционной привлекательности предприятия, рассчитанный с учетом фактических значений показателей, лучших среднеотраслевых значений количественных показателей, качественных характеристик, наиболее выгодных инвестору и весовых коэффициентов значимости показателей, станет характеристикой меры предпочтения инвестора для вложения капитала в то или иное предприятия. В наиболее общем виде данный показатель можно представить следующим образом:

П

где xi - оценка фактического уровня показателя; хэ - оптимальное для инвестора значение показателя, принимаемое за эталон сравнения; k - весовой коэффициент показателя, формирующего инвестиционную привлекательность предприятия; i - количество рассматриваемых показателей (i = 1, 2, ..., n).

Чем ближе значение данного коэффициента к 1, тем предпочтительнее и привлекательнее для инвестирования данное предприятие.

Для разработки более частной модели необходимо установить значение весовых коэффициентов интегрального показателя, используя экспертный метод.

Рассмотренный перечень показателей полностью отличается от стандартного набора, предлагаемого в общепризнанных научных исследованиях. Это еще раз подтверждает необходимость учета отраслевой специфики и особенностей функционирования того или иного сектора бизнеса при решении любых экономических проблем и свидетельствует

об актуальности темы исследования.

Практическая значимость проведенных исследований и полученных результатов определяется возможностью с помощью предложенной модели оценки инвестиционной привлекательности предприятия не только рассчитывать уровень инвестиционной привлекательности предприятий сферы туризма, но и управлять процессом привлечения инвестиций путем улучшения качественных и количественных характеристик отдельных аспектов и показателей, имеющих приоритетное значение для инвесторов.

Платное обслуживание населения в России. 2011 : стат. сб. / Росстат. M., 2011.

О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» : постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 г. № 644 // КонсультантПлюс-3000.

Раннинен И. А. Анализ экономической эффективности управления туризмом в Омской области. Режим доступа : http://omsk-turinfo.ru /mdex.php?option=com_content&view=artide&id= 130&Itemid=51 &lang=ru.




А. В. Кириченко Новосибирский государственный университет экономики и управления (Новосибирск)


Актуальные исследования в экономике фирмы [Текст] : материалы I Летней школы аспирантов и магистрантов (Екатеринбург, 3-7 сентября 2012 г.) / [отв. за вып. Э. В. Пешина, В. Ж. Дубровский, С. Н. Смирных]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - 174 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601