СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Ресурсный потенциал как фактор конкурентной стратегии компании

Довольно молодой возраст ресурсной концепции обусловливает недостаточную развитость ее аналитического и методического обеспечения. Данная статья посвящена вопросам разработки методических рекомендаций по обоснованию конкурентной стратегии на основе ресурсного подхода: уточнено понятие ресурсного потенциала, предложена методика оценки ресурсного потенциала организации. На основе анализа ресурсного потенциала и удовлетворения потребностей рынка предложен алгоритм формирования конкурентной стратегии организации.

В условиях нестабильности окружающей среды и жесткой конкуренции гарантией существования организаций является высокий уровень конкурентоспособности, с достижением которого непосредственно связаны процессы разработки конкурентных стратегий, базирующихся на ресурсном потенциале организации.

Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций к обоснованию конкурентной стратегии компании на базе ресурсного подхода. Объектом исследования в теоретическом аспекте послужили научно-методические разработки по формированию конкурентных стратегий и оценке ресурсного потенциала на примере торговых компаний в сфере охранно-пожарного оборудования и систем видеонаблюдения (г. Хабаровск). Теоретико-методологической основой исследования являются теория конкуренции, методология стратегического менеджмента, ресурсный подход к планированию деятельности компании, теория фирмы.

Информационную базу исследования составили аналитические материалы, периодической печати, ресурсы Интернет; монографические исследования, зарубежная и отечественная литература (А.Н. Азрилиян,

С. А. Кузнецова, Р. Блэкуэлл, О.О. Иценков, Л.Е. Басовский и др.).

Научная новизна исследования заключается в постановке и решении комплекса задач по расширению научных знаний в области конкурентной стратегии и ресурсного потенциала торговой организации.

На основе изучения сущности потенциала организации предложено определение понятия «ресурсный потенциал».

В результате изучения и систематизации различных научных взглядов, автор приходит к выводу, что под ресурсным потенциалом организации следует понимать способность социально-экономической системы к эффективному использованию внутренних ресурсов для реализации рыночных возможностей организации, которая является основой для выбора конкурентной стратегии организации. Преимущества данного определения:

во-первых, приняты во внимание способности организации к формированию и реализации ресурсов;

во-вторых, обозначена важность рыночных возможностей организации, под которыми мы понимаем степень удовлетворения потребностей рынка с точки зрения потребителей.

Другими словами, ресурсный потенциал можно рассматривать как «разрыв эффективности», характеризующий имеющиеся ресурсные резервы, которые при необходимости могут быть развиты до максимально возможного уровня.

Предложена методика оценки ресурсного потенциала организации.

Пошаговая процедура создания конкурентной стратегии организации на основе ресурсного подхода представлена на рис. 1.

| Шаг 1. Идентификация ресурсов организации |

| Шаг 2. Оценка ресурсного потенциала организации |

| Шаг 3. Оценка удовлетворения потребностей рынка |

Шаг 4. Построение матрицы «Степень использования ресурсного потенциала - степень удовлетворения потребностей рынка»

| Шаг 5. Формирование конкурентной стратегии организации |

Рис. 1. Этапы формирования конкурентной стратегии на основе ресурсного подхода

Для комплексной оценки ресурсного потенциала рекомендуем поэтапный расчет коэффициентов по блокам показателей, представленных в табл. 1.

Т аб л иц а 1

Система основных показателей для комплексной оценки ресурсного потенциала организации розничной торговли

Показатель | Способ расчета

1. Организационный потенциал Порг

1.1. Коэффициент полноты охвата функций управления Кол. факт. вып. функц

^полн.охвата - КОЛ. ВЫП. фуНКЦ. Норм'

где Ч ф акт . вы п . фун кц - количество практически реализуемых функций, закрепленных за аппаратом управления; - количество закрепленных функций по нормативу

1.2. Коэффициент дублирования функций управления Кол. дублир. функц

Кдаблир.функц Кол функц п0 нормах’

где - количество дублируемых функций аппарата управления;

Ко л . функц . п о но р мат - количество закрепленных функций за каждым отделом аппарата правления по нормативу

1.3. Коэффициент адекватности соотношения управляющей и управляемой системами Ч ап.упр

Кадекв.соотн - Ч произв. перс’

где Ч ап . упр - численность аппарата управления;

- численность производственного

персонала

1.4. Коэффициент звенности по Ка- бушкину (оценка эффективности организационной структуры) Кол.звф ЗВ “ Кол.зва5’ где Ко л. зв.ф - количество звеньев существующей структуры; - оптимальное количество звеньев структуры, рассчитанное по норме управляемости

2. Кадровый потенциал Пк адр

2.1. Коэффициент уровня образования тг _Чвысш.иср.обр

Р Чобщ '

где Ч вы сш и ср.о6 р- численность работников, имеющих ВПО или СПО; Ч о6ш-общая численность работников

2.2. Коэффициент повышения квалификации ч

тг ‘повыш.кв Кпов. КВ и ,

^общ

где Ч п овы ш к в - численность работников, прошедших повышение квалификации; - общая численность работников

2.3. Коэффициент уровня специализации тг ЧСПецобр

Кс пец ц ,

^общ

где Ч сп ец. о6р - численность работников, имеющих специальное образование; -общая численность работников

2.4. Коэффициент стабильности кадров П К с т = Ч 5 лет ,

СТ Ц ?

^среднеспис

где Ч 5 лет- среднеучетная численность работников со стажем более 5 лет; -среднесписочная чис- ценность работников

Окончание табл. 1

Показатель Способ расчета

2.5. Коэффициент текучести кадров К

г\.тек ч

и — У5

Кт ек ц ,

Чобщ

где Чув - численность работников уволившихся в год; - общая численность работников

3.Информационный потенциал

3.1. Коэффициент использования информации КОЛ-ВО ВХОД.ДОК.П.

И с п . И с ф кол - в о и с п ол ь з.до к. п’

где к о л — в о вх од . до к . п - количество входящих документов за год; - количество используемых документов за год

3.2. Коэффициент изменения уровня автоматизации систем управления ПК

11ГУавт.упр Давт.п 11Г'-авт.упр. д

Лавт.п—1

где Д а в т . п - доля управленческих операций, выполняемых автоматизированно, отчетного периода;

- доля управленческих операций, выполняемых автоматизировано, прошлого периода

4. Творческий потенциал П т в

4.1. Коэффициент продажи новой продукции Пновпрод)г

И^нов.прод 1-г >

^общ .п

где П нов. п род. п - прибить, полученная от продажи новой продукции; - прибыль от продажи всей продукции

4.2. Коэффициент проводимых мероприятий, выставок Пмеропр.п АА^-меропр i-г >

А^общ.п

где П мероп р. п - прибыль от проведения мероприятий, выставочной деятельности; - прибыль от продаж

5. Финансовый потенциал Пфин

5.1. Коэффициент роста рентабельности продаж ПК — Rn 1 1Крент . прод ^ ,

где Кп- рентабельность продаж отчетного периода; Кп - 1- рентабельность продаж прошлого периода

5.2. Коэффициент рентабельности активов ПК — /'"'1 1 1Крент .A D , кАп-1

где КАп- рентабельность активов отчетного периода; йАп - 1 - рентабельность активов прошлого периода

5.3. Коэффициент абсолютной ликвидности Кабс.ликв ОА

Кабс.ликв - ккз + 3,

где ОА - оборотные активы (итог раздела баланса); ККЗ - краткосрочные кредиты и займы; Кред.З - кредиторская задолженность

6.4. Коэффициент маневренности

пкм ill-

м " Собств.С'

где ОбСсобств - собственные оборотные средства; Собств.С - собственные средства организации

Комплексная оценка ресурсного потенциала по итогам расчета оценочных показателей рассчитывается по формуле:

пОбщ.рес -Kix п орг + К2 X П кадр + К3 X П ИНф + К4 X П тв+

+ К 5 X П фин, (1)

где П О бщ рес - комплексное значение ресурсного потенциала организации; П орг - значение организационного потенциала организации; П кадр - значение кадрового потенциала организации; П ИНф - значение информационного потенциала организации; - значение творческого потенциала организации; П ф ин - значение финансового потенциала организации.

Данная оценка была проведена относительно трех торговых компаний по продаже охранно-пожарного оборудования (г. Хабаровск).

Далее определяем уровень использования ресурсного потенциала предприятия (табл. 2).

Т аблица 2

Уровни использования ресурсного потенциала организации

Уровень использования Характеристика использования ресурсного потенциала Значение

Минимальный (гр. А1) Неэффективное использование, возможно абсолютное неиспользование отдельных элементов либо низкая эффективность, неэффективное использование большинства элементов 0-0,4

Средний (гр.В1) Частичное использование, основные элементы реализованы малоэффективно 0,4-0,6

Оптимальный (гр. C1) Достаточно эффективно, эффективность использования отдельных элементов выше среднего 0,6-0,8

Высокий (гр^1) Высокоэффективное использование, высокая эффек- гивность использования отдельных элементов 0,8-0,9

Максимальный (гр.Е1) Эффективность использования максимально высокая 0,9-1

В связи с необходимостью учета потребностей рынка считаем необходимым провести оценку их удовлетворения (табл. 3).

После проведения оценки по блокам определяем интегральную оценку степени удовлетворения потребностей рынка. Для этого определяем вес факторов каждого блока, который в сумме также должен быть равен 1. Итоговая оценка производится по формуле (2):

Оценка орг = Квесф_вбл1 х Суммарная оценкаблока1 + Квесф_вбл 2 х x Сум м ар н ая о це н ка бЛ . 2 + Кес ф - в бл. з * Сум м ар н ая о це н к абЛ . 3+

+ Квес ф - В бл .4 X Сум м ар н ая о ц е н ка бл .4. (2)

Т аблица 3

Оценка удовлетворения рыночных потребностей

Фактор И

о сследуемая

эганизация Конкурент А Конкурент В

Вес

фактора Оценка Суммарная

оценка Вес

фактора Оценка Суммарная

оценка Вес

фактора Оценка Суммарная

оценка

Блок 1 - Кадры

1. Квалификация персонала организации

2. Лояльность персонала к клиентам

3. Выполнение установленного объема работ в определенный срок

Итого

Блок 2 - Товары (услуги)

4. Ассортимент предлагаемого товара

5. Уровень цен

6. Наличие новых товарных позиций в ассортиментном портфеле организации

Итого

Блок 3 - Условия оплаты товара (услуги)

7. Возможность предоставления рассрочки платежа

8. Наличие и применение системы скидок

Итого

Блок 4 - Условия поставки продукции

9. Соблюдение сроков поставки

10. Наличие развитой сбытовой сети

Итого

На основе расчета итоговой оценки определяем степень удовлетворения организацией потребностей рынка (табл. 4).

Т аблица 4

Степень удовлетворения потребностей рынка

Степень удовлетворения Характеристика Значение

Минимальная (А2) Неконкурентоспособная организация - не соответствует требованиям рынка, не имеет возможности для дальнейшего развития 0-0,4

Средняя (В2) Относительно конкурентоспособная организация - организация, способная сохранить свое рыночное положение только в краткосрочный период без пересмотра действующей стратегии 0,4-0,6

Окончание табл. 4

Степень удовлетворения Характеристика Значение

Оптимально высокая (C2) Конкурентоспособная организация в среднесрочном периоде - организация, занимающая на данном рынке устойчивое положение 0,6-0,8

Высокая (D2) Конкурентоспособная организация в долгосрочном периоде - организация, которая в целом отвечает требованиям рынка 0,8-0,9

Максимальная (E2) Абсолютно конкурентоспособная организация - теоретическая модель организации, ресурсный потенциал которой полностью отвечает всем требованиям рынка 0,9-1

Определение степени удовлетворения потребностей рынка позволит в дальнейшем построить матрицу выбора стратегии.

Разработан алгоритм формирования конкурентной стратегии организации на основе ресурсного анализа организации.

На основе проведенной оценки удовлетворения потребностей рынка и ресурсного потенциала построим матрицу (рис. 2).

E

D2

t C2

S B2

5 А2

Степень использования ресурсного потенциала

Ри2. 2 . Матрица «Степень использования ресурсного потенциала - степень удовлетворения потребностей рынка»

Обратим внимание на то, что на основе проведенных исследований мы выделили 5 базовых стратегий достижения конкурентного преимущества: стратегия минимизации издержек (М. Портер, Б. Карлофф); стратегия дифференциации (М. Портер, Б. Карлофф); стратегия фокусирования (М. Портер, Б. Карлофф); стратегия инноваций (Г. Л. Азоев, В. В. Криво- ротов, А. Ю. Юданов, М. Треси, Ф. Вирзем); стратегия оперативного реагирования на потребности рынка (Г. Л. Азоев, М. Треси, Ф. Вирзем).

Помимо данных стратегий конкурентная стратегия включает в себя стратегии поведения в конкурентной борьбе. Обратившись к таким исследователям теории конкуренции, как Ф. Котлер и Р. Тернер, мы выделили четыре достаточно четко определенные позиции, в которых могут находиться фирмы на поле конкуренции: позиция лидера на рынке; позиция бросающего вызов рыночному окружению; позиция последователя; позиция знающего свое надлежащее место на рынке.

Итак, характеристику секторов представим в табл. 5.

Т аблица 5

Характеристика секторов

Сектор Характеристика Стратегия

1 Абсолютно конкурентоспособные организации Инноваций - позиция лидера, оперативного реагирования на нужды потребителей

2 Высокая степень конкурентоспособности

3 Конкурентоспособные организации в среднесрочной перспективе Внедрения новшеств - позиция бросающего вызов рыночному окружению, дифференциации, развития рынка, сотрудничества с потребителями

4 Организации, имеющие относительную конкурентоспособность, все показатели ресурсного потенциала находятся на среднем уровне Последователя фокусирования, концентрированного роста - корректировка функциональных стратегий, сотрудничество с потребителями

5 и 6 Неконкурентоспособные организации Знающего свое надлежащее место на рынке - изменение конкурентной (деловой) стратегии, стратегия фокусирования

7 Абсолютно неконкурентоспособные организации Сокращения - стратегия слияния

Предлагаемая методика служит инструментом для выбора стратегических направлений развития организаций. Она позволяет рассмотреть и оценить ресурсную базу организации, степень удовлетворения потребностей клиентов, определить стратегию организации в соответствии с выявленной позицией.

Библиографический список

Басовский Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2008.

Иценков О. О. Стратегическое управление ресурсным потенциалом потребительской кооперации : учеб. пособие. Новосибирск : СибУПК, 2005.




Е. Ю. Дюйзен Хабаровская государственная академия экономики и права (Хабаровск)


Актуальные исследования в экономике фирмы [Текст] : материалы I Летней школы аспирантов и магистрантов (Екатеринбург, 3-7 сентября 2012 г.) / [отв. за вып. Э. В. Пешина, В. Ж. Дубровский, С. Н. Смирных]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - 174 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601