СТАТЬИ АРБИР
 

  2025

  Январь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Влияние организационного развития с учетом стадии жизненного цикла на конкурентоспособность образовательного учреждения ФГБОУ ВПО «УрГЭУ»

Цель работы - на основе анализа стадии жизненного цикла ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» (далее - университет) разработать предложения по осуществлению организационных изменений.

Гипотеза исследования - изменение стадии жизненного цикла ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» позволит повысить конкурентоспособность и приведет к снижению организационных патологий.

Основные задачи:

рассмотреть понятие организационного развития;

описать методику анализа жизненного цикла организации по И. Адизесу;

проанализировать деятельность ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет».

Основное назначение концепции жизненного цикла организации - объяснение изменений, которые происходят в организации.

Все организации, как живые организмы, имеют жизненный цикл, стадии которого проявляются по мере роста и старения в предсказуемых и повторяющихся шаблонах поведения. На каждой стадии развития организация сталкивается с уникальным набором задач. Модель И. Адизеса показана на рис. 1.

Стабмлмюс!»

I. *ремя

Рис. 1. Оценка жизненного цикла организации по И. Адизесу

На основе методологии И. Адизеса [1] проведено исследование, результаты которого позволили определить, на каком этапе жизненного цикла находится УрГЭУ. Для определения стадий жизненного цикла университета было проведено анкетирование. Наиболее значимые результаты анкетирования, т.е. вопросы, которые получили 20 и более утвердительных ответов, представлены в табл. 1. Анкетирование было проведено анонимно с целью получения более правдивой, достоверной информации.

Т аблица 1

Распределение ответов респондентов для определения стадии жизненного цикла университета

Стадия жизненного цикла Количество положительных ответов. Доля положительных ответов, %

«Бюрократия» 194 28

«Давай-давай» 33 5

«Детство» 105 15

«Зрелость» 135 20

«Ловушка основателя» 121 18

«Стабильность» 95 14

Итого 683 100

После обработки полученной информации посредством методики диагностики Адизеса с показателем достоверности 90% были получены следующие результаты: организация находится на стадии «Бюрократизация» с переходом к этапу «Давай-Давай», но с существенной тенденцией к стадии «Преждевременное старение» и «Ловушка основателя» [2].

Данная стадия жизненного цикла университета характеризуется:

а) укреплением системы контроля;

б) ростом формализма в отношениях;

в) преобладанием личных интересов в ущерб целям университета;

г) те, кто делит деньги и прочие блага, устанавливают правила и играют более важную роль, чем преподаватели университета;

д) на руководящие посты, как правило, назначаются по принципу личной лояльности, а не профессионализма; и т.д.

Взаимодействие преподавателя со студентом в УрГЭУ на данной стадии жизненного цикла построено на принципе передачи информации. Преподаватель разделяет студентов на «хороших» и «плохих». Важнейшая задача преподавателя - знать материал и донести его до студентов. Обязанность студентов - посещать лекции, внимательно слушать, делать записи, читать литературу т.д. Способности студентов являются основным фактором. Задача преподавателя - найти более эффективные способы и методы обучения. Обучение зависит от того, насколько хорош учитель. Учебная программа представляет собой перечень предметов и тем, излагаемых преподавателями, а затем повторяемых студентами.

Рис. 2. Результаты диагностики стадии жизненного цикла ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» согласно теории И. Адизеса

Анализ ошибок при принятии управленческих решений в ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет» позволил выявить следующие организационные патологии (табл. 2, 3).

Т аблица 2

Примеры управленческих ошибок при принятии решений в университете

Ошибки Сущность Примеры

Переоценка возможного успеха Настрой на желаемое.

Недооценка рисков.

Стремление доказать свою правоту.

Подготовка «правильного» обоснования под принятое решение Создание АНО «Большой евразийский университетский комплекс».

Идея с переименованием университета.

Отказ от инженерных и технологических направлений подготовки студентов в 2009 г. и переосмысление значения подготовки по этим направления в 2011 г. и пр.

Новые решения не дают результат Большое количество принимаемых решений.

Новые решения противоречат ранее принятым.

В решения закладывается определенная доля конфликтности Сначала все кафедры написали учебные планы 3 -го поколения из расчета три триместра, потом переделывали на 2 семестра.

Полный отказ от технологических и инженерных специальностей, затем пересмотр этого решения

Т аблица 3

Выявленные организационные патологии ФГБОУ ВПО «УрГЭУ»

Патология Описание патологии

В строении организации Г осподство структуры над функцией (неясен функционал первого проректора университета; наличие институтов и департаментов при отсутствии четко прописанных полномочий; и пр.).

Чрезмерное количество процедур (например, оплата билетов по маршрутному листу, приказ на командирование и пр.)

В организационных отношениях Отсутствие сотрудничества (либо только личные контакты).

От работников ничего не зависит, работники не хотят проявлять инициативу.

Преобладание личных отношений над служебными.

Руководство зачастую использует положение в личных целях

В управленческих решениях Демотивирующий стиль руководства (новая система оплаты труда, невозможность посетить научные мероприятия, сложная (затратная) процедура публикации трудов и пр.

Разрыв между решением и исполнением

Для проведения организационных изменений руководству университета необходимо выявить проблемы на стадии «Ранняя бюрократизация» и найти их решение. Основной проблемой является то, что высшее руководство берет на себя большую ответственность за выполнение работы и не хочет распределять основную нагрузку на остальных сотрудников. Решением сложившейся проблемы может стать делегирование полномочий (табл. 4).

Т аблица 4

Решение проблемы на стадии «Ранняя бюрократизация» [3, 4]

Стадия Проблема Решение проблемы

«Ранняя бюрократизация» Акцент делается на то, кто является источником проблем, а не на то, что нужно предпринять.

Процветают конфликты, выяснение отношений и внутренняя борьба.

Паранойя парализует организацию; низок моральный дух.

Все внимание уделяется внутренней борьбе; общение с внешними клиентами рассматривается как неизбежное зло Гораздо большей ответственностью наделить менеджеров предприятия.

Для усиления мотивации использовать центры прибыли и бонусы.

Высшие руководители в штаб-квартире ограничивают свою деятельность управлением по отклонениям на основе периодических отчетов с мест.

Руководство компании часто концентрируется на приобретении новых предприятий, которые могут быть встроены в общую структуру с другими децентрализованными подразделениями.

Коммуникации сверху вниз нечасты, обычно осуществляются по переписке, телефону или в форме коротких визитов на места

Реализация предложенных организационных изменений позволит ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», на наш взгляд, перейти со стадии «Бюрократизации» на стадию «Зрелость», а также приведет к снижению сопротивления изменениям, позволит повысить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Библиографический список

Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации : пер. с англ. СПб. : Питер, 2007.

Режим доступа : http:// www.adizes.com.

Филонович С. Р., Кушелевич Е. И. Теория жизненных циклов И. Адизеса и российская действительность // Социологические исследования. 1996. № 10.

С. 63-71.

Панина Е. М. Организационное развитие: история и современность // Вестник Московского ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2006. № 2.




А. М. Голобокова Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)


Актуальные исследования в экономике фирмы [Текст] : материалы I Летней школы аспирантов и магистрантов (Екатеринбург, 3-7 сентября 2012 г.) / [отв. за вып. Э. В. Пешина, В. Ж. Дубровский, С. Н. Смирных]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - 174 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601