СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 233 Применение настоящего Федерального закона арбитражными судами

1. Комментируемая статья устанавливает правила применения Закона арбитражными судами, т.е. определяет действие его во времени.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что Закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления его в силу. Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 231 Закона он подлежит применению в случае, если определение о возбуждении производства по делу о банкротстве вынесено арбитражным судом после 2 декабря 2002 г. (см. комментарий к ст. 231 Закона), независимо от того, когда в арбитражный суд поступило заявление о признании должника банкротом. Данные нормы свидетельствуют о том, что Закон вводится без обратной силы, однако п. п. 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают исключения из данного правила, заключающиеся в установлении обратной силы его норм, если после 3 декабря 2002 г. в отношении должника, производство по делу о банкротстве которого было возбуждено в соответствии с ранее действовавшим Законом, была введена одна из следующих процедур: финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что по делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до вступления комментируемого Закона в силу, применяются нормы Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Таким образом, нормы Закона о банкротстве 1998 г. применяются вплоть до момента завершения внешнего управления, конкурсного производства или до прекращения производства по делу в связи с утверждением арбитражным судом мирового соглашения при условии, что указанные процедуры были введены до вступления в силу нового Закона.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает, что с момента завершения процедуры банкротства, введенной до вступления в силу нового Закона, его положения применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения этой процедуры.

Таким образом, если производство по делу о банкротстве было возбуждено до 3 декабря 2002 г., то наблюдение должно проводиться по правилам Закона 1998 г.; на первом заседании арбитражного суда вводятся процедуры уже по новому Закону, т.е. может быть введено финансовое оздоровление (процедура, неизвестная Закону 1998 г.) <315>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" М.В. Телюкиной включен в информационный банк.

<315> Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2003.

Если до 3 декабря 2002 г. было введено внешнее управление, то оно будет проводиться по нормам Закона 1998 г. При этом не допускается применения новых норм в рамках текущей процедуры, т.е. нельзя осуществлять, например, замещение активов либо дополнительную эмиссию в соответствии с нормами нового Закона, отсутствовавшими в ранее действовавшем.

Применительно к конкурсному производству установлено, что оно будет проводиться по нормам Закона 1998 г., если оно:

было введено до 3 декабря 2002 г.;

было введено после 3 декабря 2002 г., но после процедуры, введенной до 3 декабря 2002 г. Иными словами, если должник, например, объявляется банкротом 27 декабря 2002 г. после наблюдения, введенного 26 сентября 2002 г., то конкурсное производство должно проводиться по нормам Закона 1998 г.; если же до признания банкротом 3 декабря 2002 г. было введено финансовое оздоровление, то конкурсное производство уже будет осуществляться по нормам нового Закона.

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <316> дополнительно было разъяснено, что если судом разрешается вопрос о введении соответствующей процедуры банкротства по делам, возбужденным до вступления в силу Закона, то Закон о несостоятельности 1998 г. не подлежит применению при условии, что по таким делам ранее уже вводилась какая-либо процедура банкротства. Однако при введении в таких случаях процедуры конкурсного производства в силу специальной нормы Закона (п. 3 комментируемой статьи) применению подлежит Закон о несостоятельности 1998 г., включая положения об очередности удовлетворения требований кредиторов и правовом положении залогодержателя. При этом следует учитывать, что, поскольку по делам о несостоятельности отсутствующего должника, возбужденным до 3 декабря 2002 г., по которым не принято решение, никаких процедур банкротства не вводилось, а также по любым другим делам о несостоятельности, по которым до указанной даты не введено какой-либо процедуры банкротства, применению подлежит Закон о банкротстве.

--------------------------------

<316> Вестник ВАС РФ. 2003. N 6.

По смыслу п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве при отсутствии финансирования процедур банкротства отсутствующего должника заявления о признании такого должника банкротом судом возвращаются; дела о признании банкротом отсутствующих должников, возбужденные до вступления в силу Закона о банкротстве, по которым не принято решение о признании этого должника банкротом, подлежат прекращению производством.

Кроме того, устанавливается, что в тех случаях, когда производство по делу возбуждено до вступления в силу нового Закона и после вступления его в силу вводилось финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, дальнейшее рассмотрение дела после окончания процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления осуществляется в соответствии с комментируемым Законом.

3. Еще одним переходным положением, связанным с применением комментируемого Закона в практике арбитражных судов, являлись требования к арбитражным управляющим. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи устанавливалось, что даже в том случае, если дело о банкротстве должника рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" или Законом Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", требования к кандидатуре арбитражного управляющего должны соответствовать положениям ст. 231 Закона. Указанная статья устанавливает, в частности, некоторые исключения из общих требований к кандидатуре арбитражных управляющих, установленных ст. 20 Закона. Так, на переходный период (до 3 декабря 2003 г.) в качестве арбитражных управляющих в процедурах несостоятельности (банкротства) могли быть утверждены физические лица, являвшиеся гражданами РФ, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие высшее образование, стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности и не имевшие судимости за преступления в сфере экономики, а также преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие, при условии наличия у них заключенного договора страхования ответственности. В качестве исключения устанавливалось, что данным лицам не требуется наличия сдачи теоретических экзаменов по программе подготовки арбитражных управляющих, прохождения стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего и наличия членства в одной из СРО (абз. 5, 6, 8 п. 1 ст. 20 первоначальной редакции Закона) при условии наличия у них лицензии арбитражного управляющего, если такая лицензия не была у них отозвана или аннулирована.

В судебно-арбитражной практике устанавливалось также, что по смыслу п. п. 4 и 5 комментируемой статьи при необходимости утверждения арбитражного управляющего в процедурах банкротства, введенных на основании Закона о банкротстве 1998 г., арбитражный управляющий утверждается согласно положениям нового Закона, и в частности ст. 231. Из этого следует, что при утверждении арбитражного управляющего должны быть соблюдены не только требования к самой кандидатуре арбитражного управляющего, но и порядок, установленный ст. 231 Закона <315>.

--------------------------------

<315> Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4.

4. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что, несмотря на то что к делу о банкротстве должника применяется Закон о банкротстве 1998 г., орган по контролю (надзору) обладает всеми полномочиями, предусмотренными ст. 231 Закона (п. п. 3 и 5). Таким образом, п. п. 4 и 5 комментируемой статьи устанавливают исключения из установленных п. п. 1 и 2 комментируемой статьи правил о порядке применения Закона к отношениям, возникшим до вступления его в силу. Эти исключения касаются норм Закона, касающихся требований к арбитражным управляющим и полномочий органа по контролю (надзору), которые вводятся в действие с обратной силой, т.е. применяются при рассмотрении любого дела после 3 декабря 2002 г. независимо от даты возбуждения производства по нему.

5. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ комментируемая статья дополнена п. п. 6 - 8. Положения указанных пунктов содержат нормы, определяющие порядок завершения переходного периода вступления в силу комментируемого Закона. Прежде всего устанавливается, что вплоть до 1 июля 2009 г. лица, участвующие в деле о банкротстве, производство по которому возбуждено до дня вступления в силу Закона, вправе обратиться с ходатайством о переходе к процедурам, применяемым в деле о банкротстве и предусмотренным комментируемым Законом. В этом случае с 1 июля 2009 г. рассмотрение дела о банкротстве, производство по которому возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Практически необходимо отметить, что за период с момента вступления Закона в силу, а это фактически на момент введения указанных положений в Закон более шести лет, все дела о несостоятельности, возбужденные до его принятия, должны были быть рассмотрены. Однако в том случае, если по каким-либо причинам этого не произошло (как правило, это те случаи, когда рассмотрение дела было приостановлено), лицами, участвующими в деле, может быть реализовано право на переход к процедурам, предусмотренным комментируемым Законом, а не Законом о несостоятельности 1998 г. Данное положение устанавливает исключения из правила, содержащегося в п. 2 комментируемой статьи.

В том случае, если по делам о банкротстве, производство по которым было возбуждено до 3 декабря 2003 г., соответствующие ходатайства заявлены не были, они подлежат прекращению. Основанием для прекращения дела в данном случае является определение арбитражного суда, вынесенное в соответствии с п. 6 комментируемой статьи. Таким образом, комментируемыми нормами подводится итог переходному периоду, в течение которого ограниченно сохранял свою силу ранее действовавший Закон о несостоятельности 1998 г. Фактически все дела о несостоятельности после 1 июля 2009 г. могут быть рассмотрены только в соответствии с комментируемым Законом независимо от даты возбуждения производства по ним.

Дополнительно устанавливается, что определение арбитражного суда, вынесенное в связи с прекращением производства по делу по основаниям, предусмотренным п. 6 комментируемой статьи, может быть обжаловано в общем порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона. Данный порядок предусматривает, что обжалование определений осуществляется только в апелляционном порядке и не позднее 14 дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через 14 дней принимает постановление, которое является окончательным.

6. С вынесением определения о прекращении производства по делу о банкротстве по основаниям, предусмотренным п. 6 комментируемой статьи, связаны определенные юридические последствия. Пунктом 7 устанавливается, что данное определение, вынесенное в ходе конкурсного производства, является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении должника из единого государственного реестра.

Для этого по истечении срока обжалования или с даты вынесения арбитражным судом апелляционной инстанции соответствующего постановления арбитражный суд в соответствии с абз. 4 п. 6 комментируемой статьи обязан направить определение о прекращении производства по делу о банкротстве в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. В свою очередь, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, обязан внести соответствующую запись в реестр не позднее чем через пять дней с даты направления указанного определения арбитражным судом (п. 7 комментируемой статьи).

7. В соответствии с п. 8 комментируемой статьи устанавливаются положения, в соответствии с которыми завершается переходный период приведения в соответствие с требованиями, установленными Законом, кандидатур арбитражных управляющих. В частности, устанавливается, что арбитражные управляющие, утвержденные в деле о банкротстве и не соответствующие требованиям, содержащимся, в частности, в ст. 20 Закона, подлежат отстранению арбитражным судом по заявлению органа по контролю (надзору) до 1 января 2010 г. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ нормы ст. 20 Закона были изложены в новой редакции, устанавливающей измененную систему требований к кандидатуре арбитражного управляющего. Соответственно, можно сделать вывод, что установленный вплоть до 1 января 2010 г. период приведения в соответствие с требованиями Закона кандидатур арбитражных управляющих ориентирован на новую систему требований, установленную новой редакцией ст. 20 Закона.

Основанием для отстранения от исполнения своих обязанностей в процедурах банкротства является заявление органа по контролю (надзору), который на период до отстранения наделяется в их отношении расширенным перечнем полномочий:

1) осуществляет напрямую контроль при осуществлении деятельности арбитражных управляющих за соблюдением ими требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

2) проводит проверки деятельности арбитражных управляющих;

3) обращается в арбитражный суд с заявлением об отстранении арбитражных управляющих от исполнения возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве по иным основаниям, в частности в случае выявления нарушения арбитражными управляющими требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247