1. В соответствии с комментируемой статьей определяется порядок применения законов и иных нормативных правовых актов в связи со вступлением в силу Закона.
Так, с 3 декабря 2002 г. признаются утратившими силу следующие нормативные акты:
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <303>, однако при этом согласно некоторым предписаниям ст. 233 отдельные положения Закона 1998 г. продолжают применяться (п. п. 2 - 4);
--------------------------------
<303> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222.
п. 30 ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" <304>. Указанным п. 30 в п. 2 ст. 119 Закона 1998 г. вносились редакционные изменения в части упоминания государственного органа, осуществляющего запись о ликвидации юридического лица. Фактически данное положение имеет технический характер, поскольку по существу никакого изменения правового регулирования данными изменениями законодательства не вносится;
--------------------------------
<304> Там же. 2002. N 12. Ст. 1093.
п. 3 ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <305>. В соответствии с указанной нормой устанавливалось, что к первоочередным требованиям кредиторов пятой очереди при банкротстве страховых организаций наряду с требованиями кредиторов по договорам обязательного личного страхования относятся требования также и по иным договорам обязательного страхования в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан. Таким образом, при применении Закона 1998 г. очередность требований кредиторов пятой очереди по делам о несостоятельности страховых организаций должна соблюдаться без учета внесенного в 2002 г. дополнения в ст. 147.
--------------------------------
<305> СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1721.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что с 1 июля 2009 г. утрачивает силу Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <306>. Дальнейшее регулирование несостоятельности таких субъектов должно осуществляться согласно § 6 гл. IX Закона, устанавливающему особенности банкротства субъектов естественных монополий.
--------------------------------
<306> Там же. 1999. N 26. Ст. 3179.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает общее положение, в соответствии с которым определяется, что остальные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и регулирующие отношения, связанные с банкротством, впредь до приведения их в соответствие с комментируемым Законом применяются постольку, поскольку они не противоречат комментируемому Закону. Таким образом, приоритет норм Закона о несостоятельности (банкротстве) при регулировании отношений, связанных с процедурой банкротства, установлен законодательно, и его нормы носят императивный характер.
Комментируемые нормы согласуются с позицией Конституционного Суда РФ, которая изложена в Постановлениях от 6 июня 2000 г. N 9-П <307>, от 12 марта 2001 г. N 4-П <308> и в Определении от 3 октября 2002 г. N 231-О <309>. В соответствии с позицией, изложенной в указанных документах, Конституционный Суд признал правомерность ряда ограничений прав кредиторов, связанных с очередностью удовлетворения их требований. При этом Конституционный Суд указал, что ограничения, связанные с особым порядком удовлетворения требований кредиторов, установлены законодателем в рамках комплекса мер, направленных, в частности, на создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов.
--------------------------------
<307> Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июня 2000 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего пункта 2 статьи 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Тверская прядильная фабрика" // Российская газета. 2000. 15 июня.
<308> Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, статьи 49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, а также статей 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц" // Российская газета. 2001. 22 марта.
<309> Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2002 г. N 231-О "По жалобе гражданина Харитонова В.И. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" // Вестник КС РФ. 2003. N 2.
Конституционный Суд РФ также отметил допустимость ограничения законодателем прав одного кредитора в целях защиты других кредиторов и указал, что определение очередности требований тех или иных категорий кредиторов является элементом экономической политики, выработка которой входит в компетенцию Федерального Собрания и Правительства РФ.
Ранее существовала проблема соотнесения Закона и прежде всего норм ГК РФ (ст. ст. 64 и 65), однако в соответствии с Федеральными законами от 3 января 2006 г. N 6-ФЗ <310>, от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ <311>, от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ <312> были внесены существенные изменения в указанные статьи ГК РФ, которые прежде всего установили приоритет правового регулирования отношений несостоятельности в соответствии с Законом о несостоятельности. Также были изменены порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов, перечень субъектов конкурсного права.
--------------------------------
<310> Российская газета. 2006. 11 января.
<311> Там же. 2008. 16 мая.
<312> Там же. 2009. 20 июля.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 853