1. Что касается особенностей рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника, то необходимо отметить следующее.
Заявление о признании ликвидируемого должника банкротом оформляется и подается в арбитражный суд по общим правилам, установленным АПК РФ и ст. ст. 37, 38 Закона о банкротстве.
При подаче в арбитражный суд заявления о признании ликвидируемого должника банкротом условия принятия заявления и возбуждения дела о банкротстве, предусмотренные ст. ст. 3, 6, 7, 33 Закона о банкротстве, не принимаются во внимание. Определяющим для арбитражного суда будут являться решение о ликвидации юридического лица, а также сведения о недостаточности стоимости имущества такого должника для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. То есть решение о признании ликвидируемого должника банкротом может быть принято, только если размер долгов будет превышать стоимость имущества ликвидируемого должника. Отсюда следует, что критерием банкротства ликвидируемого должника является критерий неоплатности.
Вместе с тем, в случае если заявление о признании ликвидируемого должника банкротом признано необоснованным (стоимость имущества превышает стоимость долгов), но имеются иные заявления кредиторов о признании должника банкротом, то, по-видимому, в отсутствие специальных норм, регулирующих данную ситуацию, необходимо применять по аналогии п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве, т.е. оставить заявление о признании ликвидируемого должника банкротом без рассмотрения. При этом, если оснований для отказа в принятии заявления другого кредитора о признании ликвидируемого должника банкротом не имеется, суд примет заявление о признании должника банкротом не в порядке упрощенной процедуры, а в общем порядке.
Если основания для признания ликвидируемого должника банкротом имеются, то арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 6 ст. 42 Закона о банкротстве). Кроме того, арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего. И если в Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязанности конкурсного управляющего могли быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), то в настоящее время такая возможность не предусмотрена. Таким образом, назначение конкурсного управляющего производится в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве.
Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Это означает, что у ликвидируемого должника практически отсутствует возможность восстановления платежеспособности.
Однако при этом в Законе о банкротстве не имеется запрета на применение в ходе конкурсного производства ст. 125 Закона о банкротстве, которая предусматривает возможность собственнику имущества должника - унитарного предприятия, учредителям (участникам) должника или третьим лицам в любое время до окончания конкурсного производства одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром и ст. 129.1, согласно которой возможно погашение учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе конкурсного производства.
Также не имеется запрета в ст. 225 Закона о банкротстве и на заключение мирового соглашения в ходе конкурсного производства.
2. В пункте 2 комментируемой статьи установлен специальный срок для предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемому должнику - один месяц с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом по правилам, предусмотренным ст. 71 Закона о банкротстве.
Последствия пропуска названного срока специально урегулированы п. п. 4 и 5 ст. 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена. В таком же порядке применяется п. 2 настоящей статьи, в котором установлен специальный срок для предъявления требований к ликвидируемому должнику.
В 30-дневный срок предъявления кредиторами своих требований к должнику в целях участия в первом собрании кредиторов включаются нерабочие дни, и возможность его восстановления настоящим Законом не предусмотрена (п. 2 информационного письма ВАС РФ от 26 июля 2005 г. N 93).
3. Одной из новелл Закона является п. 2.1 настоящей статьи, в котором отмечено, что в деле о банкротстве ликвидируемого должника ведение реестра требований кредиторов, голосование на собрании кредиторов и определение очередности удовлетворения требований кредиторов осуществляются в соответствии с общими правилами, предусмотренными ст. ст. 12, 16, 134 Закона о банкротстве.
4. Если же производство по делу о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных настоящим параграфом.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1544