1. Применительно к КФХ следует учитывать положения ст. 215 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а также особенности, установленные п. 1 комментируемой статьи, который указывает, что заявление индивидуального предпринимателя - главы КФХ о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, которое должно содержать сведения о членах фермерского хозяйства и о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства и порядке управления фермерским хозяйством.
Несмотря на то что КФХ является особым субъектом гражданского права, к предпринимательской деятельности которого применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (п. 3 ст. 1 Федерального закона "О КФХ"), на главу КФХ не распространяются требования ст. 9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" об обязанности подать заявление о признании его банкротом. Такой вывод можно сделать из п. 1 ст. 218 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
2. Заявление о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом может быть подано в арбитражный суд кредитором, а также уполномоченным органом. Вместе с тем при подаче указанными лицами заявления о признании КФХ банкротом необходимо учитывать требования, установленные ст. 203 Закона о банкротстве.
3. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает перечень дополнительных документов, которые должны быть приложены в дополнение к документам, предусмотренным ст. 38 Закона о банкротстве, к заявлению должника-КФХ или к отзыву на заявление кредитора либо уполномоченного органа о признании КФХ банкротом.
Это документы о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, о составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество, о размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Необходимость их представления продиктована прежде всего возможностью введения в отношении КФХ финансового оздоровления и внешнего управления, а также особенностями порядка формирования конкурсной массы КФХ, режимом совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства на имущество КФХ.
4. Вместе с тем из последнего абзаца п. 2 комментируемой статьи следует, что указанные документы должны быть представлены к отзыву только на заявление кредитора. Таким образом, в случае когда заявление о признании КФХ банкротом подается уполномоченным органом, КФХ вправе не представлять данные документы к отзыву на заявление уполномоченного органа. Хотя данная норма, на наш взгляд, является упущением законодателя, в связи с чем следует рекомендовать КФХ прилагать указанные документы к отзыву как на заявление кредитора, так и на заявление уполномоченного органа.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1619