1. Необходимость установления на законодательном уровне специальных правил, регулирующих особенности несостоятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), диктуется их особым положением среди участников имущественного оборота.
Действительно, появление и функционирование крестьянских (фермерских) хозяйств продиктованы прежде всего развитием рынка, товарно-денежных отношений, т.е. запросом времени и опытом истории.
Крестьянское (фермерское) хозяйство относится к объединениям предпринимательского типа с особым субъектным составом, действующим в области сельского хозяйства. Отличительной чертой данного образования является то, что его члены занимаются индивидуальным или семейным предпринимательством.
В статье 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" дается следующее определение крестьянского (фермерского) хозяйства: "это объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии".
Вызывают много вопросов формулировки статей § 3 гл. X Закона о банкротстве. В статье 217 Закона о банкротстве отмечаются основания для признания КФХ банкротом, а ст. 218 Закона о банкротстве говорит о признании банкротом главы КФХ. Однако в ст. 2 Закона о банкротстве указывается, что под должником понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Следовательно, юридически мы можем говорить о банкротстве не объединения, именуемого КФХ, а только лишь о банкротстве его главы - индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранять статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.
2. К банкротству крестьянского (фермерского) хозяйства применяются правила § 1 гл. X Закона о банкротстве о банкротстве граждан с особенностями, установленными в § 3 указанной главы.
Согласно ст. 217 Закона о банкротстве, применяемой во взаимосвязи с правилами п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве, заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику-гражданину в совокупности составляют не менее чем 10000 руб.
Следовательно, заявление кредитора о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем 10000 руб.
Факт предоставления должнику отсрочки исполнения решения, которым подтверждена задолженность КФХ, не исключает право кредитора обратиться с заявлением о несостоятельности при наличии внешних признаков несостоятельности, определенных в п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве (Постановление ФАС Поволжского округа от 11 сентября 2007 г. по делу N А12-20216/06-С64).
3. Анализ статистических данных, касающихся заявлений о банкротстве отдельных категорий должников, показывает, что в отчетном периоде на 24,4% меньше поступило в суды заявлений о банкротстве крестьянских (фермерских) хозяйств (2007 г. - 361 заявление, 2008 г. - 273 заявления). Вместе с тем почти в 2 раза увеличилось число переданных на рассмотрение арбитражных судов заявлений о банкротстве индивидуальных предпринимателей: с 2478 в 2007 г. до 4751 в 2008 г. (письмо ВАС РФ "Аналитическая записка к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2008 году").
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 870