1. Вопрос законодательного регулирования несостоятельности физических лиц в отличие от аналогичной проблемы юридических лиц не поставлен в центр внимания российским законодателем и, как следствие, недостаточно исследован цивилистической наукой.
Закон о банкротстве предусматривает возможность банкротства граждан, а именно предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Следует оговориться, что на сегодняшний день гражданское законодательство России, введя институт "потребительского" банкротства еще гл. IX Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", продублировав нормы в гл. X Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <283> (далее - Закон о банкротстве), остановилось на половине пути, поскольку действие новых норм фактически парализовано отсутствием федерального закона, вступившего в силу, о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Закона о банкротстве).
--------------------------------
<283> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
В настоящее время большинство зарубежных законодательств о несостоятельности также содержат нормы, регулирующие несостоятельность физического лица - непредпринимателя. Среди них - Австрия, Германия, Канада, США, Швеция и др. Более того, банкротство потребителя в этих странах является довольно распространенным явлением. Так, например, в США из 800 - 900 тыс. ежегодно рассматриваемых судами дел по банкротству более 92% составляют дела, связанные с банкротством частных лиц <284>. В Канаде из 100 тыс. дел о банкротстве 80% занимают дела о банкротстве граждан-потребителей <285>.
--------------------------------
<284> Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Постатейный комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". М.: Статут, 1998. С. 15.
<285> Файншмидт Е. Банкротство физических лиц (на примере Канады) // Деловой экспресс. 2000. N 26. С. 3.
Впервые в России неторговая несостоятельность была законодательно закреплена в Уставе о банкротах, принятом 19 декабря 1800 г. Однако конкурсное право советского периода, а также последующее российское законодательство, в частности Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1992 г., не признавали несостоятельности граждан-непредпринимателей.
В России необходимость применения института несостоятельности к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, обусловлена рядом социально-экономических факторов.
Прежде всего это рост потребительского кредитования в основном за счет расширения сферы предоставления кредитов.
С расширением потребительского кредита потребительская экономика периодически будет давать сбои. По мере роста потребительского кредита также будет повышаться уязвимость потребителей. Такая перспектива подсказывает единственный логический выход, а именно применение процедуры банкротства.
Хотелось бы подчеркнуть и социальный аспект необходимости введения института банкротства граждан. Ведь освобождение от обязательств не только справедливо и человечно по отношению к самому должнику, но и представляет государственный интерес: не оставлять навсегда должника в рабской зависимости из-за его долгов, а восстанавливать его активность в социальной и экономической жизни.
Среди причин, обусловивших необходимость введения института банкротства граждан, нельзя не отметить и то, что Гражданский кодекс РФ, предусматривая субсидиарную или солидарную ответственность физических лиц по долгам юридических лиц (например, п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 68, п. 1 ст. 95, п. 2 ст. 107, п. 4 ст. 121 ГК РФ и др.), тем самым требует введения и действия института банкротства граждан, не являющихся предпринимателями.
2. В пункте 1 комментируемой статьи отмечается, что к отношениям, связанным с банкротством граждан, применяются правила, установленные гл. I - VIII действующего Закона, если иное не предусмотрено гл. X.
Таким образом, из анализа норм гл. X Закона о банкротстве вытекает, что в отношении должника - гражданина-непредпринимателя и должника - индивидуального предпринимателя применяются процедуры: наблюдение (ст. 207), конкурсное производство (ст. 207), мировое соглашение (ст. 207), упрощенная процедура банкротства - при признании должника отсутствующим (ст. 227).
В отношении должника - крестьянского фермерского хозяйства: наблюдение (ст. 207), финансовое оздоровление (ст. 219), внешнее управление (ст. 219), конкурсное производство (ст. 207), мировое соглашение (ст. 207), упрощенная процедура банкротства - при признании должника отсутствующим (ст. 227).
3. В пункте 2 настоящей статьи установлены особенности правового регулирования банкротства гражданина-непредпринимателя, должника - индивидуального предпринимателя, крестьянского фермерского хозяйства. Регулирование граждан-непредпринимателей осуществляется § 1 гл. X Закона о банкротстве, далее - гл. I - VIII Закона о банкротстве; индивидуальных предпринимателей - § 2 гл. X Закона о банкротстве; субсидиарно применяется § 1 гл. X Закона о банкротстве; далее - гл. I - VIII Закона о банкротстве; крестьянских фермерских хозяйств - сначала § 3 гл. X Закона о банкротстве; субсидиарно применяется § 2 гл. X Закона о банкротстве; далее - § 1 гл. X Закона о банкротстве; далее - гл. I - VIII Закона о банкротстве.
4. Если заявление индивидуального предпринимателя о признании банкротом будет принято к производству, а при рассмотрении дела выяснится, что на момент подачи заявления о признании должника - индивидуального предпринимателя банкротом он утратит статус предпринимателя, суд должен прекратить производство по данному делу в силу п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 2064