СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Октябрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 201 Продажа имущества должника - субъекта естественной монополии

1. Наиболее существенные условия, устанавливающие специфику банкротства субъектов естественных монополий, устанавливаются в отношении порядка продажи имущества должника, которое непосредственно используется для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, при любой процедуре банкротства (внешнем управлении, конкурсном производстве). Данные условия учитывают особенности осуществления деятельности в условиях естественной монополии и направлены на защиту интересов потребителей ее товаров (услуг), поскольку в условиях отсутствия конкуренции производство товаров (услуг), производимых должником - естественной монополией, должно быть сохранено даже при смене собственника ее имущества. При этом необходимо учитывать, что порядок реализации имущества субъекта естественной монополии, установленный в соответствии с комментируемой статьей, распространяется только на имущество, которое непосредственно используется для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 "О перечне видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" Министерство промышленности и торговли РФ Приказом от 1 августа 2007 г. N 295 утвердило Перечни имущества, которое входит в состав единых производственно-технологических комплексов организаций, являющихся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса, используется для осуществления основной производственной деятельности организации-должника и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. В отношении иных субъектов - естественных монополий аналогичный перечень на настоящий момент не утвержден, соответственно, решение вопроса о применении в отношении того либо иного имущества правового режима, устанавливаемого в соответствии с комментируемой статьей, осуществляется по согласованию с органом государственной власти, привлеченным в дело о банкротстве в соответствии со ст. 198 Закона.

2. Особый правовой режим реализации имущества должника - субъекта естественной монополии, устанавливаемый в соответствии с комментируемой статьей, заключается, во-первых, в установлении специальных условий в договоре купли-продажи такого имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии; во-вторых, в обязательном выставлении такого имущества на торги единым лотом. Некоторые положения комментируемой статьи заимствованы из утратившего силу Закона об особенностях банкротства субъектов ТЭК, в ч. 1 ст. 20 которого было предусмотрено, что продажа имущества должника осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса и имущество выставляется на торги единым лотом. Императивный характер комментируемой нормы, устанавливающей обязательность выставления на торги имущества должника только целиком, предполагает, что данное требование распространяется только на те случаи, когда предметом продажи является единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. Поэтому нормы, содержащиеся в комментируемой статье, могут быть признаны специальными правилами по отношению к общим положениям о продаже предприятия должника, урегулированным ст. 110 Закона.

3. Обязательные условия конкурса по продаже имущества должника - субъекта естественной монополии заключаются в установлении обязательных условий договора купли-продажи такого имущества. Фактически в п. 2 комментируемой статьи устанавливаются существенные условия договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, к которым относятся:

1) согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

2) принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

3) наличие у покупателя лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

Существо и характер обязательных условий продажи единого технологического комплекса субъекта естественной монополии в процедурах банкротства позволяют сделать вывод о том, что его продажа может осуществляться только на условиях конкурса, предполагающего выполнением покупателем определенных условий в отношении приобретаемого имущества (п. 5 ст. 110 Закона).

В целях обеспечения закрепляемых комментируемой статьей особенностей реализации имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, помимо договора купли-продажи имущества должника федеральный орган исполнительной власти в сфере естественных монополий заключает с покупателем дополнительное соглашение об исполнении условий конкурса. Таким образом, обеспечение соблюдения покупателем имущества обязательных требований приобретения имущества субъекта естественной монополии, установленных п. 2 комментируемой статьи, обеспечивается помимо договора купли-продажи еще и соглашением с федеральным органом исполнительной власти, функции которого на настоящий момент возложены на ФСТ России (см. комментарий к ст. 198 Закона).

4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи установлены последствия нарушения покупателем рассмотренных выше существенных условий. Прежде всего устанавливается, что договор расторгается арбитражным судом по заявлению федерального органа исполнительной власти на основании ст. 450 ГК РФ. При этом покупателю возмещаются средства, потраченные на покупку имущества должника, а также вложенные инвестиции. Эти средства возмещаются за счет федерального бюджета, а имущество должника - субъекта естественной монополии подлежит передаче в федеральную собственность. Таким образом, инициировать применение последствий нарушения обязательных условий договора купли-продажи может только федеральный орган исполнительной власти. Несмотря на то что в Законе отсутствует прямое указание, представляется, что такая инициатива должна исходить от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ проводить государственную политику в отношении субъекта естественной монополии, которым на настоящий момент является ФСТ России. Данный вывод подтверждается еще и тем, что в соответствии с п. 2 комментируемой статьи данным органом заключается соглашение с покупателем имущества субъекта естественной монополии. Таким образом, основанием подачи заявления о расторжении договора купли-продажи имущества субъекта естественной монополии федеральным органом исполнительной власти является не столько нарушение условий договора купли-продажи, сколько нарушение обеспечивающего соблюдение его условий соглашения с федеральным органом исполнительной власти.

Вместе с тем необходимо отметить, что правила о последствиях расторжения договора купли-продажи имущества должника - субъекта естественной монополии не учитывают, что причиной расторжения договора служит нарушение покупателем его обязательных условий. Представляется, что в такой ситуации не исключена возможность применения положения, содержащегося в п. 5 ст. 453 ГК РФ, согласно которому, если основанием для расторжения договора послужило его существенное нарушение одной из сторон, другая сторона (в нашем случае - федеральный орган по регулированию естественных монополий) вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора <280>.

--------------------------------

<280> Ткачев В.Н. Особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) естественных монополий // Законодательство и экономика. 2005. N 4.

5. Учитывая общественную и социально-экономическую значимость деятельности субъектов естественных монополий, законодатель в соответствии с п. п. 4 и 5 комментируемой статьи следующие права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при продаже имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии:

1) право приостанавливать реализацию имущества в ходе внешнего управления на срок до трех месяцев для выработки предложений по восстановлению платежеспособности субъекта естественной монополии;

2) право преимущественного приобретения такого имущества.

Право преимущественного приобретения имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, осуществляется в порядке, предусмотренном п. п. 8 и 9 ст. 195 Закона. В соответствии с указанными нормами реализация преимущественного права приобретения такого имущества заключается в том, что указанные субъекты имеют право в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов по продаже этого имущества либо заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определенной по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса, либо предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Только в том случае, если указанные субъекты в течение указанного срока не заключили договор купли-продажи либо не предоставили денежные средства, этот договор заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.

6. Пункт 6 комментируемой статьи допускает перепрофилирование или закрытие производства, осуществляемого в условиях естественной монополии, только в порядке, установленном федеральным законом. На сегодняшний день такой закон в Российской Федерации еще не принят, однако имеются иные нормативные правовые акты, предусматривающие возможность перепрофилирования производств товаров в условиях естественной монополии. В частности, вопросы перепрофилирования производств субъектов естественных монополий предусматриваются Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 "Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий" <281>, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2001 г. N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", которым одобрены Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации <282>.

--------------------------------

<281> СЗ РФ. 1997. N 18. Ст. 2132.

<282> Там же. 2001. N 29. Ст. 3032.

Глава X. БАНКРОТСТВО ГРАЖДАНИНА

§ 1. Общие положения




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247