1. Значительные особенности банкротства естественных монополий установлены для проведения внешнего управления. Одним из прав, предоставляемых внешнему управляющему, является право в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления отказаться от исполнения не исполненных сторонами полностью или частично договоров и иных сделок должника, заключенных до момента введения внешнего управления. В отношении должников естественных монополий данное право ограничено в соответствии с нормами комментируемой статьи, в соответствии с которой установлено, что такой отказ не может быть заявлен в отношении договоров, по которым не допускается прекращение обязательств со стороны субъекта естественной монополии. При этом под субъектами, в отношении которых не допускается прекращение обязательств со стороны субъекта естественной монополии, понимаются прежде всего потребители, обеспечивающие безопасность государства, стратегические предприятия и организации, а также организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета (государственные образовательные, медицинские учреждения, учреждения культуры и пр.). Таким образом, даже если в отношении договоров с потребителями, подлежащих обязательному обслуживанию, соблюдаются условия, предусмотренные п. 2 ст. 102 Закона, т.е. они препятствуют восстановлению платежеспособности должника или их исполнение должником повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах, они не подлежат расторжению. Кроме того, помимо содержащегося в комментируемой статье перечня сделок необходимо учитывать, что в соответствии с п. 5 ст. 102 Закона запрет на отказ внешнего управляющего от исполнения сделок должника распространяется и на сделки должника, заключенные в ходе наблюдения с согласия временного управляющего или в ходе финансового оздоровления, если такие договоры были заключены в соответствии с Законом.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливается еще одно ограничение осуществления в отношении должника мероприятий, предусмотренных в рамках внешнего управления. В частности, устанавливается запрет на отчуждение имущества должника, представляющего собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. В единый технологический комплекс входят имущество (движимое и недвижимое), непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, а также запасы сырья и материалов, используемых для исполнения договоров в качестве субъекта естественной монополии.
На настоящий момент данный перечень утвержден только в отношении субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса; в отношении иных субъектов естественных монополий данный перечень отсутствует. Так, Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 <278> установлено, что перечень имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса, в случае применения к этой организации процедур признания ее несостоятельной (банкротом) определяется указанной организацией на основе перечней, определенных Минпромэнерго России. Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Министерство промышленности и торговли РФ Приказом от 1 августа 2007 г. N 295 утвердило Перечни имущества, которое входит в состав единых производственно-технологических комплексов организаций, являющихся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса, используется для осуществления основной производственной деятельности организации-должника и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, реализуется исключительно в порядке, предусмотренном ст. 201 Закона о банкротстве.
--------------------------------
<278> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4626.
Следует отметить, что содержащееся в п. 2 ст. 200 Закона о банкротстве правило о том, что "внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии", страдает редакционной неточностью. По мнению В.В. Витрянского, речь идет о запрете на отчуждение внешним управляющим отдельных видов имущества, входящего в единый технологический комплекс, т.е. части указанного комплекса. Такое понимание указанного правила корреспондирует с нормой, содержащейся в п. 1 ст. 201 Закона, которая допускает продажу единого технологического комплекса субъекта естественной монополии при условии выставления его на торги единым лотом <279>.
--------------------------------
<279> Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2004. С. 806.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 895