1. Одним из методов государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (например, в соответствии с нормами Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"), которое, имея макроэкономические и социальные цели, оказывает значительное влияние на финансовое состояние субъектов естественных монополий и может привести к их неплатежеспособности. Вместе с тем законодательно предусматривается право субъекта естественной монополии в случае необоснованности государственного регулирования оспаривать в судебном порядке акты органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые в условиях естественной монополии. Данное право основано прежде всего на положениях ст. ст. 12, 13 ГК РФ как одного из способов защиты гражданских прав путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Кроме того, право обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) органов регулирования естественных монополий, в том числе в отношении установления (определения) цен на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, предоставляется субъектам естественных монополий (их руководителям), органам исполнительной власти и органам местного самоуправления, потребителям, общественным организациям потребителей, их ассоциациям и союзам, прокурору в соответствии со ст. 25 Закона о естественных монополиях.
Заявление о признании недействительным акта соответствующего государственного органа об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые или реализуемые в условиях естественной монополии, может быть подано субъектом естественной монополии в арбитражный суд в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ (ст. ст. 197 - 201). Такое заявление может быть подано в арбитражный суд, если заявитель полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов и должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом (пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен арбитражным судом).
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц на основании п. 1 ст. 200 АПК РФ рассматриваются судьей единолично в срок не более двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд. Решения арбитражного суда по таким делам подлежат немедленному исполнению, если иной срок не установлен в решении суда. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта указанный акт не подлежит применению (п. п. 7, 8 ст. 201 АПК РФ).
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи устанавливаются последствия реализации права субъекта естественной монополии на оспаривание в судебном порядке акта органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые в условиях естественной монополии. В частности, устанавливается, что обращение должника - субъекта естественной монополии в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным акта государственного органа, определяющего цены (тарифы) на товары, работы или услуги, производимые (выполняемые, оказываемые) или реализуемые в условиях естественной монополии, при условии, что такое обращение в арбитражный суд имело место до возбуждения дела о банкротстве в отношении указанного должника, является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве до момента вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании недействительным акта государственного органа об определении цен (тарифов). Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на то что в соответствии с комментируемой статьей устанавливаются последствия подачи соответствующего заявления именно должником, представляется, что такие последствия должны иметь место и в том случае, если данное заявление подано иными лицами (например, предусмотренными ст. 25 Закона о естественных монополиях органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, потребителями, общественными организациями потребителей, их ассоциациями и союзами, прокурором). Определение арбитражного суда о приостановлении производства по делу о банкротстве в этом случае может быть вынесено по ходатайству самого должника - субъекта естественной монополии либо любого иного лица, участвующего в деле о банкротстве.
Содержание приостановления производства по делу о банкротстве заключается в установлении запрета арбитражному суду принимать судебные акты о введении в отношении должника каких-либо процедур банкротства, а также выносить определения об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения либо о прекращении производства по делу. Однако при этом у арбитражного суда сохраняется возможность принимать иные судебные акты по делу о банкротстве, а у лиц, участвующих в деле о банкротстве, - совершать все необходимые действия, предусмотренные Законом. Целью приостановления производства по делу о банкротстве является создание возможности для применения в отношении должника последствий, установленных п. 2 комментируемой статьи.
2. Признание арбитражным судом недействительным акта государственного органа об установлении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) должником - субъектом естественной монополии, может являться основанием для вынесения арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве такого должника, решения об отказе в признании должника - субъекта естественной монополии банкротом. Принятие такого решения возможно при условии, что причиной неплатежеспособности должника послужили именно заниженные цены (тарифы), определенные признанным недействительным актом государственного органа. Однако предусмотренные комментируемой нормой последствия применяются по усмотрению суда, который при этом имеет право их и не применить, возобновив производство по делу о банкротстве должника в соответствии со ст. 146 АПК РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 146 АПК РФ установлена возможность возобновления производства по делу не только по инициативе суда, но и по заявлению лиц, участвующих в деле. Возобновлению подлежит дело о банкротстве и в том случае, если в удовлетворении иска о признании недействительным акта государственного органа об установлении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) должником - субъектом естественной монополии, отказано.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1193