СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 197 Общие положения банкротства субъектов естественных монополий

1. Потребность установления особенностей правового регулирования процедур несостоятельности (банкротства) субъекта естественной монополии обусловлена возможным наступлением неблагоприятных последствий его банкротства не только для самой организации-должника, но и, возможно, даже в большей степени, для потребителей его товаров и услуг. Специфика деятельности субъекта естественной монополии связана с тем, что его потребители лишены возможности выбрать другого поставщика (исполнителя) для удовлетворения своих потребностей в данных товарах (услугах). Кроме того, особенности правового статуса субъекта естественной монополии обусловлены осуществляемым государственным регулированием цен на их продукцию и услуги, контролем над инвестициями и крупными сделками, запретом на произвольное прекращение или ограничение деятельности. Особый социально-экономический статус субъектов естественных монополий обусловливает значительное внимание законодателя к вопросам их функционирования, которые на настоящее время урегулированы, помимо общего Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", также такими нормативными актами, как Федеральные законы от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи", от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и ряд других. Не является исключением и вопрос несостоятельности субъектов естественных монополий, который вплоть до 1 июля 2009 г. был урегулирован специальным Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". Принятый еще в соответствии со ст. 189 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г., он устанавливал критерии и признаки банкротства, требования к арбитражным управляющим, основания возбуждения дел о банкротстве должников и порядок их рассмотрения, порядок проведения процедур несостоятельности. На настоящий день указанный законодательный акт в соответствии с п. 2 ст. 232 Закона утратил силу и в отношениях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий подлежат применению нормы § 6 гл. IX Закона.

2. Регламентируя общие положения банкротства субъектов естественных монополий, комментируемая статья прежде всего дает определение самого субъекта естественной монополии, под которым в соответствии с п. 1 понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Данное определение в целом соответствует общему понятию субъекта естественной монополии, которое более полно раскрывается в ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях". В соответствии с указанной нормой установлено, что естественная монополия - это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Соответственно, под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Далее ст. 4 Закона о естественных монополиях определяет сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым отнесены транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Вместе с тем комментируемая статья, определяя понятие субъекта естественной монополии, не содержит отсылки к Закону о естественных монополиях. На основании этого некоторыми учеными делается вывод о применении Закона о банкротстве и к другим категориям естественных монополистов <279>.

--------------------------------

<279> Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)". М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 480; Ткачев В.Н. Особенности правового статуса финансовых организаций и естественных монополий как особой категории субъектов конкурсного права // Предпринимательское право. 2007. N 3.

Согласно ст. 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, при этом перечень сфер естественных монополий носит исчерпывающий характер. Пунктом 2 Временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 августа 2004 г. N 59, определено, что реестр представляет собой единую информационную базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в сфере связи (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).

3. В соответствии с п. п. 2, 3 комментируемой статьи устанавливаются признаки несостоятельности субъектов естественных монополий, а также основания для возбуждения дела о банкротстве указанной категории дел, которые носят характер исключения из общих правил. Прежде всего устанавливается более продолжительный период просрочки исполнения должником своих денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, дающий основания для признания субъекта естественной монополии неспособным удовлетворить соответствующие требования. Общие признаки банкротства, закрепленные ст. 3 Закона, устанавливают и в отношении граждан, и в отношении юридических лиц единый срок допущенной просрочки исполнения обязательств в три месяца, в отношении же субъектов естественных монополий комментируемая статья установила более продолжительный срок - в шесть месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

4. Пункт 3 ст. 197 Закона о банкротстве устанавливает особые основания для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественной монополии:

требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии должны составлять в совокупности не менее 500 тыс. руб.;

требования кредиторов должны быть подтверждены исполнительным документом;

невозможность удовлетворения требований кредиторов путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в п. п. 1 - 3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Порядок обращения взыскания на имущество должника-организации регулируется ст. 94 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В частности, ею устанавливается, что в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:

1) в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;

2) во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

3) в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

4) в четвертую очередь - на непосредственно используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг имущественные права и на участвующее в производстве товаров имущество: объекты недвижимого имущества производственного назначения, сырье и материалы, станки, оборудование и другие основные средства, в том числе ценные бумаги, составляющие инвестиционные резервы инвестиционного фонда.

Таким образом, до обращения взыскания на имущество должника - естественной монополии, непосредственно участвующей в выполнении работ или оказании услуг либо производстве товаров, возможно обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ее банкротом. Таким образом, реализуется цель особого регулирования банкротства естественной монополии, направленная на обеспечение целостности имущественного комплекса данного типа организаций, а также сохранение возможности производства товаров или услуг на монополизированном рынке с целью защиты интересов их потребителей. Вместе с тем ни в Законе о банкротстве, ни в Законе об исполнительном производстве не устанавливаются требования об обязательном использовании механизма банкротства до обращения взыскания на имущество субъекта естественной монополии производственного назначения.




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247