Комментируемая статья содержит дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации.
Подробно основания для применения мер по предупреждению банкротства финансовой организации определяются в ст. 183.2 Закона о несостоятельности, в числе которых отказ от удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам.
1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит специальное правило, которое определяет понятие "отказ" для удовлетворения требований кредиторов страховой организации.
В данном случае под отказом понимается:
неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок, установленный федеральным законом или договором страхования, обязанности по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы либо неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом;
неисполнение или ненадлежащее исполнение иного требования кредиторов по денежным обязательствам.
При этом неисполнение обязанности по удовлетворению требований кредиторов подтверждается вступившим в законную силу решением суда, определившим задолженность и выданным на его основании исполнительным листом. Обязанность удовлетворения требований кредиторов возникает с даты предъявления к исполнению исполнительного листа.
2. Пункт 3 комментируемой статьи определяет дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации.
К ним Законом отнесены:
неоднократное нарушение в течение 12 месяцев с даты выявления первого нарушения нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, установленного Минфином России;
неоднократное нарушение в течение 12 месяцев с даты выявления первого нарушения установленных Минфином России требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховой организации;
отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности;
приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
ограничение действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования.
В случае если страховая организация осуществляет вид страхования, связанный с деятельностью профессионального объединения страховщиков или иной организации (например, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств), на которые возложена обязанность осуществления компенсационных выплат по данному виду страхования, в том числе вследствие проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, или отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, руководитель страховой организации также обязан направить уведомление в такое профессиональное объединение в течение семи рабочих дней с даты возникновения оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации.
3. Профессиональные объединения при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, имеют права и несут обязанности, предусмотренные ст. ст. 183.1 - 183.26 Закона о несостоятельности, для саморегулируемых организаций финансовых организаций.
В случае приостановления действия или ограничения действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования, наряду с предусмотренными Законом основными мерами по предупреждению банкротства финансовой организации (ст. 183.2 Закона), контрольный орган назначает ВАФО страховой организации. Случаи назначения временной администрации определяются Минфином России.
Решение о назначении временной администрации страховой организации должно быть мотивированным.
4. Пункт 6 комментируемой статьи определяет случаи обязательного назначения ВАФО в случаях отзыва и приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности.
При этом комментируемый пункт устанавливает основания, которые послужили причиной отзыва или приостановления действия лицензии; таковыми являются:
осуществление страховой организацией деятельности, запрещенной законодательством РФ, и деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности;
несоблюдение страховой организацией законодательства РФ, регулирующего страховую деятельность, в части формирования и размещения средств страховых резервов, размещения собственных средств, средств фондов, гарантирующих осуществление страховых выплат;
несоблюдение страховой организацией требований к обеспечению нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, иных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации;
недостаточность денежных средств для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
При наличии указанных обстоятельств контрольный орган одновременно с назначением временной администрации принимает решение о приостановлении полномочий исполнительных органов страховой организации.
Решение контрольного органа о назначении ВАФО страховой организации принимается на основании результатов проверки деятельности страховой организации, проведенной контрольным органом не более чем за 6 месяцев до даты принятия решения о назначении ВАФО.
Исключением из этого правила являются случай обязательного назначения временной администрации при отказе от удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 184.1 Закона) и случаи и основания обязательного назначения временной администрации (ст. 183.5 Закона).
Решение контрольного органа о назначении ВАФО страховой организации может быть принято до завершения проверки деятельности страховой организации, если в ходе этой проверки выявлены основания для обязательного назначения ВАФО.
Решение контрольного органа о назначении временной администрации страховой организации может быть принято до завершения проверки деятельности страховой организации, если в ходе этой проверки выявлены основания для обязательного назначения временной администрации страховой организации.
При этом Минфин России вправе в нормативном правовом акте предусмотреть иные основания, по которым в ходе проверки деятельности страховой организации контрольный орган вправе назначить ВАФО страховой организации до завершения такой проверки или по ее завершении. Минфин России также утверждает порядок принятия контрольным органом решения о назначении временной администрации страховой организации.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 784