СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 180 Общие положения о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций

Нормативный институт банкротства финансовых организаций представлен в обновленном виде и отражает дальнейшее стремление законодателя к кодификации инструментария банкротства юридических лиц.

Существующий вариант § 4 в рамках особенностей банкротства отдельных категорий должников содержит самостоятельный блок норм, посвященный регламентации процедуры несостоятельности (банкротства) ряда финансовых институтов.

Федеральным законом от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ <248> текст Закона о несостоятельности дополнен ст. ст. 183.1 - 183.26 (общие положения о банкротстве финансовой организации), 184.1 - 184.11 (особенности банкротства страховой организации), 185.1 - 185.7 (особенности банкротства профессиональных участников РЦБ), 186.1 - 186.11 (особенности банкротства негосударственных пенсионных фондов).

--------------------------------

<248> СЗ РФ. 2010. N 17. Ст. 1988.

По сравнению с предыдущей редакцией Закона законодатель увеличил перечень таких организаций. Кроме того, с 1 января 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ <249> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности" к финансовым организациям законодатель относит также клиринговые организации и товарные и валютные биржи. В связи с этим некоторые нормы, касающиеся клиринговых организаций (ст. ст. 180, 185.1 - 185.7), сопровождаются информацией о корректировке их содержательной части с указанной даты.

--------------------------------

<249> Российская газета. 2011. N 29. 11 февраля.

Существенно расширены положения самого параграфа, в него включено значительное число норм процедурного характера, определяющих механизм их несостоятельности. Ранее действовавшие нормы имели общий характер, не учитывали специфику деятельности каждого вида финансовых организаций. Поэтому большинство прежних норм о банкротстве финансовых организаций либо претерпели содержательные изменения (ст. 180), либо утратили силу (ст. ст. 183 - 189), поскольку их содержание частично либо полностью поглощено обновленными положениями.

Следует учесть, что изменения, внесенные в текст Закона, вступили в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования (Закон опубликован 27 апреля 2010 г.), т.е. начали действовать с 27 июля 2010 г.

Комментируемая статья определяет понятие финансовой организации, перечень финансовых организаций в целях реализации положений Закона о несостоятельности, порядок применения норм о кредитных организациях, а также уполномоченные органы, осуществляющие контрольные функции.

1. Категория "финансовая организация" в действующем законодательстве затрагивает значительное число юридических лиц, поскольку отражает широкий спектр самой финансовой деятельности и субъектов, с ней соприкасающихся.

Отметим, что понятие финансовой организации дается в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 5 апреля 2010 г.) <250>, где перечень таких организаций значительно шире, чем в Законе о банкротстве.

--------------------------------

<250> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

Для целей Закона о несостоятельности под финансовыми организациями понимаются кредитные организации; страховые организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; негосударственные пенсионные фонды; управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Законодатель не дает определений перечисленным выше организациям, поскольку большинство из них содержатся в действующем законодательстве.

Кредитная организация. В целях банковского законодательства кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции <251>. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Кредитная организация может выступать в качестве банка и небанковской кредитной организации.

--------------------------------

<251> См.: статья 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ред. от 23 июля 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

Страховая организация. Страховая организация - понятие, используемое для целей Закона о несостоятельности (банкротстве). В страховом праве, в частности в Законе РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <252>, использован термин "страховщик". Согласно п. 1 ст. 6 Закона страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном Законом порядке. Хотя попутно и в обозначенном Законе, и в части второй Гражданского кодекса РФ (ст. 938) встречается термин "страховая организация", который законодатель использует как синоним.

--------------------------------

<252> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Профессиональный участник рынка - рыночный профессионал, лицо, постоянно участвующее в рыночных операциях данного вида, обладающее лицензией на осуществление деятельности <253>.

--------------------------------

<253> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

Рынок ценных бумаг - это прежде всего часть финансового рынка, инфраструктура которого обусловлена необходимостью обеспечивать размещение (куплю-продажу) эмиссионных ценных бумаг в целях инвестирования денежных средств граждан и организаций в уставные капиталы акционерных обществ.

Сама профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг представляет собой предпринимательскую деятельность по предоставлению услуг, связанных с размещением и обращением ценных бумаг, которая отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к такой деятельности законом.

В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <254> (далее - Закон о РЦБ) профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, предусмотренные в главе II обозначенного Закона.

--------------------------------

<254> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

К данным видам деятельности отнесены:

1) брокерская деятельность - деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;

2) дилерская деятельность - совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам;

3) деятельность по управлению ценными бумагами - деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами;

4) деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг) - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним;

5) депозитарная деятельность - оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги;

6) деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг - сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг;

7) деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Негосударственные пенсионные фонды. Негосударственное пенсионное обеспечение становится альтернативной системой пенсионной (социальной) защиты граждан при достижении ими пенсионного возраста. В целях ее реализации образуются специальные организации - негосударственные пенсионные фонды, призванные обеспечивать потребности граждан в инициативных пенсионных накоплениях. Согласно дефиниции Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (ред. от 22 апреля 2010 г.) <255> (далее - Закон об НПФ) такой фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

--------------------------------

<255> Там же. 1998. N 19. Ст. 2071.

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законом об обязательном пенсионном страховании и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Касаясь организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов, следует отметить, что она не отличается какими-то особенностями по сравнению с фондами, представленными в гражданском законодательстве. В соответствии со ст. 118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Понятие инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов (ПИФ) дается в Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (ред. от 22 апреля 2010 г.) <256>.

--------------------------------

<256> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.

В соответствии с Законом инвестиционный фонд - находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления (ст. 1 Закона).

Кроме того, Закон содержит определение акционерного инвестиционного фонда, которым является открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты и фирменное наименование которого содержит слова "акционерный инвестиционный фонд" или "инвестиционный фонд".

В свою очередь, паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией (ст. 10 Закона). В отличие от акционерного инвестиционного фонда, паевой инвестиционный фонд юридическим лицом не является.

Законодательство об инвестиционных фондах не содержит понятия "управляющая компания". Ее определение содержит Закон о негосударственных пенсионных фондах. Представляется, что такая компания должна иметь статус по аналогии со статусом управляющей компании негосударственного пенсионного фонда.

Управляющая компания негосударственного пенсионного фонда - акционерное общество (АО), общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью (ООО (ОДО)), созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

2. Законодатель в отношении кредитных организаций сохраняет действие Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" <257> как специального по отношению к Закону о несостоятельности. Исключение составляют нормы ст. ст. 181 и 182 комментируемого Закона, содержащие условия признания банкротом и процедуры, применяемые в деле о банкротстве таких организаций, и правила их технической реализации. Это означает, что Закон о несостоятельности кредитных организаций применяется с учетом положений Закона о несостоятельности.

--------------------------------

<257> Там же. 1999. N 9. Ст. 1097.

3. Контрольные функции, предусмотренные положениями комментируемого § 4, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование в соответствующей сфере деятельности.

В зависимости от сферы деятельности контроль за финансовыми организациями осуществляют различные органы. Так, кредитные организации контролирует Центральный банк РФ <258>, профессиональных участников рынка ценных бумаг (РЦБ) - Финансовая служба по финансовым рынкам (ФСФР) <259>, страховые организации - Федеральная служба страхового надзора <260>.

--------------------------------

<258> См.: статья 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 25 ноября 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

<259> См.: пункт 5 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" (ред. от 15 июня 2010 г.) // СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2780.

<260> См.: пункт 5 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 203 "Вопросы Федеральной службы страхового надзора" (ред. от 5 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1495.

Как указано выше, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности" вводит в обиход понятия "клиринговые организации" и "товарные и валютные биржи" в сфере несостоятельности финансовых организаций.

Такие действия законодателя обусловлены расширением круга лиц - участников финансовой деятельности, в отношении которых предусмотрены специальные правила регулирования. Правовой статус клиринговых организаций определяется согласно положениям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" <261>, по которому соответствующая организация - это юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности (ст. 2).

--------------------------------

<261> Российская газета. 2011. N 29. 11 февраля.

Категория "товарные и валютные биржи" определяется несколькими нормативными актами. Так, согласно Закону РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" <262> под товарной биржей понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

--------------------------------

<262> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

В свою очередь, валютные биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <263>).

--------------------------------

<263> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247