Комментируемая статья дает понятие сельскохозяйственной организации для целей Федерального закона. Сельскохозяйственная организация - юридическое лицо, которое отвечает двум условиям: во-первых, оно имеет основной вид деятельности - производство сельскохозяйственной продукции или производство и переработка сельскохозяйственной продукции; во-вторых, выручка от реализации этой продукции должна составлять не менее чем 50% общей суммы выручки.
К сельскохозяйственным предприятиям приравнены рыболовецкие артели (колхозы), выручка которых от соответствующей деятельности составляет не менее чем 70% общей суммы выручки.
Так как обязанность представлять кредиторам предложения о продаже имущества должника возложена на конкурсного управляющего, последний проводит анализ на предмет того, является ли должник сельскохозяйственной организацией.
Сельскохозяйственные организации могут быть различных организационно-правовых форм, наименование которых (за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива, артели) не определяет направление деятельности должника. Присутствие в названии организации таких слов, как сельскохозяйственный, продовольственный, аграрный, агрофирма и т.д., свидетельствует о сельскохозяйственном направлении деятельности организации. В учредительных документах должника также могут быть сведения о ведении сельскохозяйственной деятельности в качестве основной.
Учредительные документы юридического лица также не всегда содержат исчерпывающий перечень видов деятельности, но указание в его составе на такие виды деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, свидетельствует в пользу того, что организация является сельскохозяйственной. Более точные сведения предоставляет код видов экономической деятельности должника в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, данная информация содержится в Едином государственном реестре юридических лиц.
Использование должником такой системы налогообложения, как единый сельскохозяйственный налог, также позволяет сделать вывод о том, что организация является сельскохозяйственной. Определить характер деятельности должника помогает и анализ имущества должника.
Для отнесения организации к сельскохозяйственной выручка от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее чем 50% общей суммы выручки. Структура выручки должника отражается в бухгалтерских документах должника. В частности, в отчете о прибылях и убытках имеются сведения о выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), в том числе от продажи сельскохозяйственной продукции собственного производства и продуктов ее переработки. Отношение второго к первому показателю - размер выручки от продажи сельскохозяйственной продукции в общей сумме выручки.
Законодатель не дает ответа на вопрос о том, выручка за какой период должна анализироваться. Судебная практика применения комментируемой статьи пошла по пути определения признаков сельскохозяйственной организации должника на момент применения положений Федерального закона, т.е. введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства. Вместе с тем представляется, что целесообразней было бы анализировать сведения о выручке с учетом сезонного характера деятельности должника.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ исключил из Федерального закона нормы о преимущественном праве приобретения недвижимого имущества сельскохозяйственных организаций.
Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что при признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в соответствии с нормами земельного законодательства. Данная статья соответствует положениям п. 3 ст. 129 ГК РФ, в соответствии с которыми земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Особенностям купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения посвящен Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в соответствии со ст. 8 которого при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Также данной статьей предусмотрена процедура предложения земельного участка, а также установлено, что несоблюдение норм о преимущественном праве покупки влечет ничтожность сделки.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1473