1. В соответствии с комментируемой статьей определяются критерии отнесения должника к градообразующей организации, при наличии которых к нему применяются правила § 2 гл. IX Закона. Таких критерия два: во-первых, в качестве критерия использовано соотношение количества работающих на предприятии-должнике и общего количества жителей населенного пункта - численность работников предприятия-должника составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта. При этом определяющее значение имеет численность населенного пункта: чем меньше его численность, тем больше шансов подпасть под статус градообразующего. В небольших населенных пунктах в настоящее время таковыми могут быть признаны достаточно небольшие предприятия. Вторым критерием, позволяющим отнести должника к градообразующим организациям, является общая численность работников, превышающая пять тысяч человек.
При этом можно согласиться с В.Н. Ткачевым, который отмечает, что практические проблемы связаны с использованием в Законе о банкротстве такой категории, как работающее население. В местностях, где высок процент сезонных рабочих, решить данную проблему крайне сложно <228>. Например, Закон 1998 г. о работающем населении не упоминал, определяя градообразующего должника как субъекта, численность работников которого с учетом членов их семей составляет не менее половины населения соответствующего населенного пункта.
--------------------------------
<228> Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.
Еще одна проблема определения статуса градообразующей организации связана с тем, что некоторые должники могут иметь филиалы (представительства), т.е. обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения должника. Отношение ВАС РФ к этой проблеме было выражено в п. 32 информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике" <229>, в котором говорится, что для установления признаков градообразующей организации при определении численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, учету подлежат работники должника (с членами их семей), постоянно проживающие в городе, поселке, другом населенном пункте места нахождения юридического лица; при определении численности работников организаций, к которым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываются все работающие независимо от места проживания.
--------------------------------
<229> Вестник ВАС РФ. 1999. N 10.
В настоящее время, после изменения правовой регламентации, ответ на вопрос о порядке учета работников филиалов (представительств) для целей определения статуса градообразующего должника отсутствует. Можно согласиться с мнением В.В. Витрянского, который считает, что подход, изложенный в п. 32 информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43, сохраняет свое значение для организаций, к которым положения о банкротстве градообразующих должников подлежат применению в силу п. 2 комментируемой статьи; что касается самих градообразующих должников, то необходимо учитывать всех их работников, в том числе и занятых в филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях <230>.
--------------------------------
<230> Постатейный комментарий Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М., 2003. С. 701, 702.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1729