СТАТЬИ АРБИР
 

  2024

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
   

  
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 168 Общие положения банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц

1. Комментируемый Закон, закрепляя общие положения о банкротстве должников, сталкивается с такими случаями, когда обычный подход, использующийся при применении норм, регулирующих сферу банкротства юридических лиц, не всегда целесообразен для отдельных категорий должников и не может урегулировать вопросы банкротства в рамках существующего законодательства, не нарушив общего смысла восстановительных процедур и их предназначения, не говоря о социальных и иных аспектах общественной и государственной жизни. Должников, в отношении которых установлены особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве), называют должниками особых категорий либо должниками отдельных категорий. Как справедливо отмечает М.В. Телюкина, специфика положения или деятельности некоторых юридических лиц диктует необходимость применения некоторых особых правил регулирования их создания, деятельности и ликвидации, в том числе и в результате признания несостоятельными. Специальные нормы необходимы для обеспечения защиты интересов как должника, так и кредиторов, поскольку общие нормы в силу особенностей должников отдельных категорий не могут в достаточной степени обеспечить соблюдение баланса интересов участников производства по делу о несостоятельности <223>.

--------------------------------

<223> Телюкина М.В. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Комментарий для специалистов. М.: Бек, 1998. С. 232.

Создание эффективного механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых должников позволит в зависимости от конкретной экономической ситуации устранить опасность признания банкротом определенного должника (например, стратегического юридического лица, естественного монополиста, сельскохозяйственного субъекта, др.) либо осуществить процедуры банкротства с учетом интересов субъектов, нуждающихся в защите (например, работников градообразующего должника, страхователей, клиентов профессионального участника рынка ценных бумаг, др.). И чем больше субъектов подлежат особой регламентации, чем более разработаны соответствующие правовые нормы, тем выше эффективность конкурсного права в целом. Очень актуальной при этом является проблема выявления и учета интересов каждого из участников отношений. В литературе справедливо отмечается, что в процессе банкротства неизбежен конфликт интересов различных групп участников; при этом обязательно затрагиваются и публичные интересы <224>.

--------------------------------

<224> Карелина С.А. Категория интереса и институт несостоятельности (банкротства) как средство разрешения конфликта интересов // Законодательство. 2007. N 3. С. 24.

2. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" не содержал указания на какие бы то ни было особые категории должников, в результате ко всем субъектам применялись одинаковые требования. Впервые выделение особых категорий должников и применение к ним особых правил несостоятельности (банкротства) произошли в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Комментируемый Закон сохранил общий подход к правовой регламентации статуса должников: специальная глава определяет, к каким должникам предъявляются особые требования и в чем их суть.

В соответствии с комментируемой статьей определяется перечень так называемых особых категорий должников, банкротство которых осуществляется с существенными особенностями, связанными либо с их особым социально-экономическим значением, либо с особенностями финансово-хозяйственной деятельности данных субъектов. При этом к особым категориям должников относятся градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые организации, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий. В числе финансовых организаций Закон о банкротстве (ст. 180) называет кредитные организации, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг. Цели выделения указанных категорий не всегда совпадают. В одном случае законодатель стремится предоставить дополнительные гарантии сохранения существования юридического лица - должника (так, при банкротстве градообразующих организаций с учетом жизненных интересов жителей соответствующего населенного пункта для этой цели используются возможности органов местного самоуправления), в других - защищаются особым образом интересы соответствующей отрасли экономики <225>.

--------------------------------

<225> Брагинский М.И. Комментарий к Закону о несостоятельности (банкротстве) // Право и экономика. 1998. N 4. С. 15.

3. В соответствии с комментируемой статьей установлено, что к отношениям, связанным с банкротством отдельных категорий должников, применяются положения о банкротстве юридических лиц, если иное специально не предусмотрено Законом о банкротстве. Таким образом, законодатель устанавливает приоритет специальных норм, регламентирующих особенности признания соответствующих категорий должников банкротами, над общими нормами, регламентирующими общий порядок, рассчитанный на всех должников. Общие нормы применяются в отношении особых категорий должников только в том случае, если нормами гл. IX не предусмотрено иное.

При этом юридические лица, в отношении которых действуют специальные правила о банкротстве, учитывающие их особенности, как предлагает В.В. Витрянский, условно можно разделить на две группы:

должники, к которым применяются специальные нормы, содержащиеся непосредственно в Законе о банкротстве;

должники, особый режим банкротства которых регулируется отдельными федеральными законами <226>.

--------------------------------

<226> Витрянский В.В. Особенности банкротства отдельных категорий должников. Российско-британский семинар судей по вопросам банкротства // Вестник ВАС РФ. 2001. N 3. С. 116.

На настоящий момент в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" 1999 г. специально регламентированы особенности несостоятельности (банкротства) только кредитных организаций. Вместе с тем в отношении финансовых организаций в целом ст. 180 Закона допускает принятие специального закона о банкротстве финансовых организаций, при этом устанавливая субсидиарность применения норм Закона о банкротстве по сравнению с нормами этого специального закона. Это означает, что в случае разработки указанного Закона законодателю необходимо будет учесть, что он должен охватывать все категории финансовых организаций и в отношении их всех он будет применяться в первую очередь, т.е. его нормы могут установить иную регламентацию, нежели в Законе о банкротстве <227>.

--------------------------------

<227> Ткачев В.Н. Особенности правового статуса финансовых организаций и естественных монополий как особой категории субъектов конкурсного права // Предпринимательское право. 2007. N 3.

Закон, касающийся одной из категорий естественных монополистов, был принят 24 июня 1999 г. - это Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". Нормы Закона о банкротстве 2002 г. разрабатывались с целью регламентировать банкротство всех естественных монополий, в том числе ТЭК. Поэтому п. 1 ст. 231 Закона о банкротстве 2002 г. предусмотрел, что § 6 гл. IX Закона вступает в силу с 1 января 2005 г., а п. 2 ст. 232 Закона установил, что с этой же даты утрачивает силу Закон о банкротстве ТЭК. Однако на основании статьи 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в ст. ст. 231 и 232 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" специальные правила о банкротстве субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, вступившие в силу с 1 июля 1999 г., сохраняли свое действие до 1 июля 2009 г., когда был признан утратившим силу Закон о банкротстве ТЭК (п. 2 ст. 232 Закона).

§ 2. Банкротство градообразующих организаций




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247