Комментируемая статья называет последствия двух вариантов окончания конкурсного производства: завершение конкурсного производства или прекращение конкурсного производства. Согласно положениям комментируемой статьи суд по результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего об итогах конкурсного производства выносит определение либо о прекращении производства по делу, либо о завершении конкурсного производства.
И определение о завершении конкурсного производства, и определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению.
Конкурсное производство завершается после продажи имущества должника, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим. Прекращение конкурсного производства может быть и без продажи имущества должника.
Примечательно, что комментируемый пункт ограничивает применение ст. 57 комментируемого Закона, называя единственным основанием прекращения процедуры конкурсного производства исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами в конкурсном производстве. В данном случае для прекращения производства по делу о банкротстве необходимо погашение требований кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, третьим лицом.
Статья 57 Закона предусматривает, что процедура конкурсного производства прекращается в случае удовлетворения требований, включенных в реестр, при этом предполагается, что такое удовлетворение может быть произведено не только за счет привлеченных средств, но и за счет продажи имущества должника.
Другим основанием для прекращения конкурсного производства, предусмотренным ст. 57 Закона и не названным комментируемой статьей, является отказ всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом.
Согласно ранее действовавшей редакции комментируемой статьи обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, с заявлением об исключении должника из Единого реестра юридических лиц была возложена на конкурсного управляющего. В первоначальной редакции статьи арбитражный управляющий обязан был представить определение о завершении конкурсного производства в течение пяти дней с даты получения текста определения. Сокращенные сроки обжалования определения препятствовали лицам, не согласным с определением о завершении конкурсного производства, обжаловать данное определение. Даже уполномоченный орган, который в настоящее время является органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не имел реальной возможности обжаловать определение о завершении процедуры банкротства, так как обязан исключить должника из Единого государственного реестра в течение пяти дней после обращения конкурсного управляющего, а за столь короткий срок вышестоящей судебной инстанцией дело не может быть рассмотрено.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ предусмотрены более длительные сроки для представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства: не менее 30 дней и не более 60 дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. В случае если в течение 60 дней с даты получения определения конкурсный управляющий не направлял его в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, арбитражный управляющий мог быть привлечен к административной ответственности.
Таким образом, статья противоречила ст. 127 Закона о банкротстве, согласно которой конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве, и возлагала на него дополнительную обязанность по действиям, направленным на исключение должника из Единого государственного реестра юридических лиц после этой даты.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ снял эту обязанность с конкурсного управляющего, передав ее арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве, сохранив при этом ранее установленные сроки представления определения о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Получение органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда заказным письмом с уведомлением является основанием для исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц. Запись о ликвидации должника вносится в Единый государственный реестр в пятидневный срок. Видимо, свидетельство об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц будет направляться не конкурсному управляющему, а в суд, рассматривающий дело о банкротстве.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц. Согласно п. 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный суд рассматривает разногласия, заявления, ходатайства и жалобы в деле о банкротстве до внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц. На основании доказательств ликвидации должника, поступивших от конкурсного управляющего либо регистрирующего органа, арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по рассмотрению всех разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб.
Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения. Арбитражный суд обязан направить определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также использовать сеть Интернет для оперативного уведомления этого органа о принятии жалобы. При этом Законом о банкротстве установлен сокращенный срок для такого уведомления - в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения определения о принятии жалобы к производству. Данное положение по своему характеру схоже с нормами АПК РФ о рассмотрении арбитражным судом ходатайства о принятии обеспечительных мер, так как в обоих случаях отсутствие оперативного закрепления статус-кво может повлечь неисполнимость судебного акта.
Примечательно, что комментируемая статья обязала суд направлять судебный акт, вынесенный по итогам рассмотрения жалобы на определение о завершении конкурсного производства, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, не только заказным письмом с уведомлением о вручении, но и в электронной форме. Срок для направления этого судебного акта также сокращенный - в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта. На данный момент ввиду отсутствия официальных разъяснений нельзя сказать, будет ли считаться надлежащим направлением судебного акта опубликование его на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствующей картотеке дел, или будет предусмотрен иной способ уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 11600