Закон предусматривает возможность перехода из конкурсного производства во внешнее управление, для осуществления которого необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, введение процедуры внешнего управления возможно лишь в случае, если в отношении должника ранее не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление. Во-вторых, инициатором введения процедуры внешнего управления должен выступить конкурсный управляющий, который выявляет обстоятельства, дающие основания предполагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. Федеральный закон не указывает перечень этих оснований, называя лишь возможность их подтверждения результатами финансового анализа. Представляется, что этими обстоятельствами могут быть изменение экономической ситуации, например появление спроса на продукцию предприятия-банкрота, выявление возможности получить заказ, удачная продажа части имущества должника, предоставление третьим лицом долгосрочного займа должнику (при отсутствии оснований, указанных в ст. 125 Закона), исключение из реестра требований крупных кредиторов в предусмотренных Федеральным законом случаях и т.д. В-третьих, решение вопроса о переходе к внешнему управлению относится к компетенции собрания кредиторов, собрание созывается по инициативе конкурсного управляющего в течение месяца с даты выявления последним оснований для восстановления платежеспособности должника. Собрание принимает решение большинством голосов от общего числа кредиторов и уполномоченных органов. Одновременно с принятием решения о введении внешнего управления принимается решение о сроке внешнего управления и требованиях к кандидатуре внешнего управляющего.
Введение внешнего управления оформляется определением арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве. При этом суд, вынося определение, проверяет наличие у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
Комментируемая статья предусматривает последствия введения внешнего управления после конкурсного производства. Прекращаются ограничения органов управления должника, полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия восстанавливаются, при этом восстановлению подлежат не все полномочия, а только указанные в п. п. 2 и 3 ст. 95 Закона. В силу того что функции руководителя должника выполняет внешний управляющий, руководитель органами управления не избирается.
Другим последствием введения внешнего управления является открытие реестра требований кредиторов. Представляется, что в данном случае требования, которые были установлены как требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, "переносятся" в реестр требований кредиторов.
Комментируемая статья предусматривает такое последствие введения внешнего управления, как отнесение к текущим платежам всех требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, возникших в ходе конкурсного производства. Однако после внесения изменений в ст. 5 и ст. 134 Закона данное положение является лишним: все требования, в том числе по обязательным платежам, возникшие в любой процедуре банкротства, являются текущими.
Норма о том, что требования кредиторов по обязательствам, срок исполнения которых в соответствии с условиями обязательств не наступил на момент открытия конкурсного производства, также считаются текущими с даты вынесения определения о переходе к внешнему управлению, является устаревшей, так как в соответствии с действующей редакцией Закона все обязательства, возникшие до введения процедуры банкротства, подлежат включению в реестр требований кредиторов независимо от срока их наступления. В соответствии с п. 3 ст. 63 Закона для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим.
В соответствии с новой редакцией Закона на все требования, включенные в реестр требований кредиторов, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия соответствующей процедуры банкротства. Соответственно, до вынесения судом определения о введении внешнего управления проценты начисляются по ставке, существовавшей на дату открытия конкурсного производства, а после введения внешнего управления - по ставке рефинансирования Центрального банка на эту дату.
Внешний управляющий, так же как и конкурсный управляющий, вправе отказаться от сделок должника в случаях, предусмотренных Федеральным законом. При этом, если на дату вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению с даты введения конкурсного производства прошло менее чем три месяца, данный срок приостанавливается на тот период, пока не будет назначен внешний управляющий. Таким образом, целью законодателя является недопущение истечения сроков для отказа от сделок должника из-за сроков, связанных с назначением внешнего управляющего.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 5357