Расчеты с конкурсными кредиторами и уполномоченными органами осуществляет либо конкурсный управляющий, либо лицо, которому предоставлено право произвести расчеты с кредиторами в соответствии с нормами ст. ст. 113 и 125 Закона. При этом, если конкурсный управляющий может погасить требования кредиторов в объеме конкурсной массы, третьи лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника в целях прекращения дела о банкротстве обязаны погасить все требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов.
Расчеты с кредиторами осуществляются в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке очередности, установленной ст. ст. 134 - 138 Закона. Реестр требований кредиторов формируется на основании определений арбитражного суда в том же порядке, что и во внешнем управлении.
В соответствии со ст. ст. 28 и 128 Закона в десятидневный срок после даты своего утверждения конкурсный управляющий направляет информацию о введении конкурсного производства для опубликования. На настоящий момент официальным средством массовой информации, публикующим информационные сообщения о введении процедуры банкротства, является газета "Коммерсантъ". По истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства реестр требований кредиторов подлежит закрытию. Закрытие реестра происходит на основании прямого указания закона, конкурсный управляющий не вправе продлевать двухмесячный срок, а обязан произвести соответствующую запись о закрытии в реестре требований кредиторов. В случае если кредиторы пропустили установленный срок для включения в реестр даже по уважительным причинам, срок не может быть восстановлен.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ установлено, что требование кредитора, возникшее в результате признания недействительной сделки должника на основании ст. 61.3 Закона, не относится к текущим платежам и такой кредитор является конкурсным кредитором должника, а его требование считается заявленным в установленный срок и подлежит включению в реестр требований кредиторов, и если расчеты с кредиторами третьей очереди не начались, расчеты по данному требованию осуществляются на равных условиях с требованиями кредиторов третьей очереди, заявленными до истечения двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Дата закрытия реестра требований кредиторов имеет важное значение, так как напрямую влияет на очередность удовлетворения требований кредиторов. Требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, пропустивших указанную дату, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, заявившие свои требования после закрытия реестра требований кредиторов, не вправе голосовать на собраниях кредиторов, за исключением случая, когда требования всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов заявлены после закрытия реестра требований кредиторов.
В соответствии с прежней редакцией Закона, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, после требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, удовлетворялись требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления. Данная норма не распространялась на удержания и платежи работодателя, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и др.), что вызывало немало вопросов на практике, связанных с очередностью уплаты таких платежей.
В соответствии с новой редакцией Закона все обязательные платежи, возникшие в конкурсном производстве, относятся к четвертой очереди текущих платежей.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Исключения из этой нормы предусмотрены при удовлетворении требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника.
Конкурсный управляющий или лицо, имеющее право на погашение реестра требований кредиторов, обязаны производить погашение на счет (вклад) кредитора. Нередко конкурсными управляющими нарушается указанная норма, и погашение требований кредиторов по заработной плате осуществляется из кассы должника по расходно-кассовому ордеру. Данное нарушение представляется несущественным, так как по смыслу статьи погашение производится самому кредитору. Если возможность произвести удовлетворение требования кредитору путем перечисления денежных средств на счет (вклад) кредитора отсутствует, то денежные средства вносятся в депозит нотариуса по месту нахождения должника, о чем сообщается кредитору. Так как в силу прямого указания Закона денежные средства в депозит кредитора могут быть внесены только конкурсным управляющим, лицо, имеющее право на погашение реестра требований кредиторов, перечисляет денежные средства на счет конкурсного управляющего для последующего внесения в депозит нотариуса.
Если кредитор в течение трех лет с даты внесения денежных средств в депозит нотариуса не получил денежные средства, денежные средства перечисляются нотариусом в федеральный бюджет.
Денежные средства должника при их недостаточности для удовлетворения требований кредиторов одной очереди распределяются между кредиторами соответствующей очереди, внутри которой распределение осуществляется пропорционально суммам требований. Условия, при которых установленная очередность нарушается, должны быть прямо установлены Федеральным законом.
В соответствии с п. 5 комментируемой статьи предусматривается льготный режим для кредиторов первой и второй очереди, в том числе заявленных после закрытия реестра требований кредиторов, выраженный в следующем.
Если требование кредитора первой очереди заявлено после закрытия реестра требований кредиторов в период удовлетворения требований первой очереди, то оно подлежит удовлетворению после завершения расчетов с кредиторами первой очереди, заявившими свои требования в установленный срок.
Если требование кредитора первой очереди возникло в период погашения требований кредиторов второй и последующих очередей, то это погашение приостанавливается и погашаются требования кредиторов первой очереди вне зависимости от даты закрытия реестра.
Требования кредиторов второй очереди, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, подлежат удовлетворению в аналогичном порядке с учетом того, что удовлетворяются они после полного погашения требований кредиторов первой очереди.
В соответствии со ст. 129 Закона конкурсный управляющий обязан заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику. Если требования кредитора, их в установленный срок, не рассмотрены к дате начала расчетов с кредиторами соответствующей очереди, то конкурсный управляющий обязан зарезервировать денежные средства в размере, достаточном для пропорционального удовлетворения требований соответствующего кредитора.
Федеральным законом 2008 г. введено новое положение комментируемой статьи, связанное с изменением размера вознаграждения конкурсного управляющего. В соответствии с п. 3 ст. 20.6 Закона конкурсный управляющий имеет право на получение процентов, размер которых напрямую зависит от удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Размер этих процентов можно определить только после полного формирования конкурсной массы должника, когда будет полная информация о расчетах с кредиторами. Причитающиеся конкурсному управляющему проценты резервируются на счете должника и выплачиваются одновременно с окончанием расчетов с кредиторами.
Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает, что, если требование заявлено в установленный срок, т.е. до даты закрытия реестра требований кредиторов, и установлено арбитражным судом после начала погашения требований кредиторов, оно подлежит удовлетворению в том же порядке, что и требования, которые уже были установлены к дате начала удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.
Пункты 8 и 9 комментируемой статьи посвящены способам погашения требований кредиторов, т.е. способам прекращения обязательств должника.
Первый способ - удовлетворение требования, т.е. перечисление денежных средств кредитору или уполномоченному органу. Удовлетворение требования является основным способом его погашения.
Второй способ - заключение соглашения об отступном. При этом в качестве отступного может быть предоставлено только имущество должника, не обремененное залогом. Данное правило распространяется и на требования конкурсных кредиторов, обязательства перед которыми этим залогом обеспечены. Такой способ погашения требований кредиторов необходимо согласовывать с собранием (комитетом) кредиторов.
Третий способ: заключение соглашения о зачете встречных требований допускается по инициативе конкурсного управляющего, так как именно он несет ответственность за недопущение нарушения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Решения собрания или комитета кредиторов для заключения соглашения о зачете не требуется.
Федеральный закон предусматривает возможность прекращения обязательства иными способами, установленными законодательством, за исключением соглашения о новации. К таким способам можно отнести, в частности, прекращение обязательства смертью гражданина, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора.
Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Требования считаются погашенными вне зависимости от того, были ли они включены в реестр требований кредиторов должника.
Согласно п. 10 комментируемой статьи сведения о погашении требований кредиторов вносит в реестр требований кредиторов конкурсный управляющий. Представляется, что, в случае если реестр требований кредиторов ведет реестродержатель, такие сведения вносятся реестродержателем.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов" в случае полного погашения требования кредитора или отказа кредитора от требования в соответствующей записи реестра делается отметка об исключении требования кредитора с указанием даты и основания для исключения. После полного погашения задолженности кредитор перестает быть лицом, участвующим в деле о банкротстве.
Признание требований погашенными означает, что кредиторы утрачивают свое право на предъявление требований к должнику. Федеральным законом предусмотрено исключение из этого правила. Если требование кредитора не было удовлетворено в ходе конкурсного производства, а после ликвидации должника обнаруживается имущество должника, незаконно находящееся у третьих лиц, то данный кредитор имеет право требования к указанным лицам. В данном случае реализация права будет производиться путем обращения в суд с иском об обращении взыскания на имущество.
Если имущество утрачено или имеется заявление третьего лица, суд вправе взыскать задолженность в денежном эквиваленте, не обращая взыскание на имущество должника.
Федеральный закон устанавливает, что требование об обращении взыскания может быть предъявлено в срок, установленный федеральным законом, т.е. в течение срока исковой давности.
Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ предоставил право конкурсным кредиторам и уполномоченным органам, требования которых не были удовлетворены за счет конкурсной массы, подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника, учредителя (участника) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, членов органов управления должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), гражданина-должника, если будет доказано, что указанными лицами были причинены убытки. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано до даты завершения процедуры конкурсного производства, вместе с тем комментируемая статья не указывает, препятствует ли подача такого заявления завершению процедуры конкурсного производства и подается ли такое заявление в рамках дела о банкротстве или в исковом порядке.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности" комментируемая статья дополнена п. 13, который начнет действовать через 180 дней со дня его официального опубликования - 11 февраля 2011 г. - в "Российской газете". В связи с тем что требования, возникающие из финансовых договоров, включаются в реестр требований кредиторов в части нетто-обязательств, положения комментируемой статьи применяются только к этой части требований, определенной согласно ст. 4.1 Закона (введена указанным Законом и начнет действовать через 180 дней со дня его официального опубликования - 11 февраля 2011 г. - в "Российской газете").
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 6304