Реализация имущества должника - заключительный этап формирования конкурсной массы. Это самый важный, даже ключевой момент любой процедуры конкурсного производства в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
После того как конкурсный управляющий выявил все подлежащее продаже имущество должника, он обязан осуществить оценку этого имущества, для чего привлекает оценщика с оплатой его услуг за счет конкурсной массы.
В течение месяца после получения отчета независимого оценщика конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов на утверждение предложения о продаже имущества должника. Представляется, что понятие "предприятие" по Федеральному закону отличается от этого понятия, данного ст. 132 ГК РФ, тем, что предприятие по Федеральному закону может не являться недвижимым имуществом. Фактически в нормах конкурсного производства Федеральный закон не делает разграничения между предприятием и имущественным комплексом.
Редакция Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ изменила наименование представляемого конкурсным управляющим документа: вместо "Предложений о порядке, о сроках и об условиях продажи предприятия должника, иного имущества должника" документ называется "Предложения о продаже имущества должника", при этом новая редакция Закона указала, какие сведения должны содержаться в предложениях в обязательном порядке: сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса, о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети Интернет, где предлагается разместить сообщения о продаже и о сроках опубликования сообщения.
Собранию или комитету кредиторов предоставляются два месяца для утверждения предложений о продаже имущества. Если за отведенный период времени предложения о продаже имущества не утверждены, то конкурсный управляющий получает право обратиться за их утверждением в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. Обращают на себя внимание два изменения, внесенные в комментируемый пункт Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ. Во-первых, Федеральный закон в новой редакции не предоставляет право обращения с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества собранию или комитету кредиторов, это право остается только у конкурсного управляющего. Во-вторых, из прежней редакции Закона можно было сделать вывод, что суд может принять одно из двух решений: либо утвердить предложения о продаже имущества, представленные конкурсным управляющим, либо отстранить последнего. В соответствии с новой редакцией Закона суд в любом случае утверждает предложения о продаже имущества. Предполагается, что утверждаемые предложения могут корректироваться с учетом пожеланий лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Вне зависимости от того, были ли утверждены предложения о продаже имущества собранием (комитетом) кредиторов или арбитражным судом, изменения в предложения конкурсный управляющий представляет для утверждения собранию кредиторов или в комитет кредиторов. Если изменения не утверждаются, то вопрос по их утверждению решается арбитражным судом.
После утверждения предложений о продаже имущества конкурсный управляющий приступает к продаже. Имущество реализуется на открытых торгах, если Федеральным законом не предусмотрено иное.
Представляется неудачной конструкция п. 3 комментируемой статьи. Во-первых, исходя из ее буквального толкования продажа осуществляется после проведения оценки, а не после утверждения предложений о продаже. Во-вторых, ссылка на ст. 130 Закона, посвященную оценке имущества должника, является лишней. В-третьих, не несет смысловой нагрузки положение о том, что денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника, так как подобные положения содержатся в ряде других статей Закона.
В случае если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложений о продаже имущества представленные предложения не утверждены собранием кредиторов или комитетом кредиторов, конкурсный управляющий обращается в арбитражный суд за утверждением предложений. Однако Законом не ограничена возможность обращения конкурсного управляющего ранее указанного срока (например, если собрание кредиторов проголосовало против утверждения предложений и не мотивировало свое несогласие). Аналогичными правами обладает конкурсный управляющий при разногласиях с кредитором, права которого обеспечены залогом имущества, по вопросам, связанным с порядком и условиями проведения торгов по продаже заложенного имущества (п. 4 ст. 138 Закона о банкротстве).
Изменения в комментируемую статью, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, позволят существенно сократить срок конкурсного производства, так как устанавливают, что договор о продаже имущества может быть заключен с единственным участником торгов, а имущество должника выставляется на торги два, а не три раза, как это было в прежней редакции.
Если повторные торги, проведение которых предусмотрено ст. 110 комментируемого Закона, не состоялись, то конкурсный управляющий приступает к проведению особой формы торгов - торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.
Порядок опубликования сведений о публичном предложении имущества должника аналогичен тому, который предусмотрен для торгов, однако в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (равна начальной цене на повторных торгах) продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. Снижение начальной цены происходит пошагово. Например, начальная цена имущества установлена в размере 1 млн. руб. и действует в течение пяти дней, после чего она уменьшается на величину снижения 50000 руб. и составляет 950 тыс. руб., и такое предложение действует еще пять дней, после чего цена снижается еще на 50000 руб. и т.д. Снижение происходит до тех пор, пока какое-либо лицо не выразит желание приобрести имущество и не представит организатору торгов надлежаще оформленную заявку, в которой должна быть указана цена предложения (не может быть ниже начальной цены соответствующего этапа торгов в форме публичного предложения). Данное лицо объявляется победителем торгов, прием других заявок прекращается.
Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату до даты открытия конкурсного производства составляет менее чем 100 тыс. руб., продается в порядке, установленном решением собрания кредиторов или комитета кредиторов. Данный пункт почти идентичен п. 4 ст. 111 Закона с единственной разницей: согласно комментируемой статье к компетенции собрания или комитета кредиторов относится принятие решения о продаже имущества должника, вся балансовая стоимость которого, а не его части составляет менее 100000 руб.
Пункт 6 комментируемой статьи идентичен п. 5 ст. 111 Закона и устанавливает, что положения комментируемой статьи не применяются в случаях реализации имущества должника, которое является продукцией, изготовленной должником в процессе своей хозяйственной деятельности.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 2582