СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 132 Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Комментируемая статья описывает три вида имущества, не включаемые в конкурсную массу и имеющие различный правовой статус: первый вид - имущество, изъятое из оборота; второй вид - социально значимые объекты, объекты культурного наследия и иные объекты, продажа которых может быть осуществлена в соответствии с действующим законодательством в форме конкурса; третий вид - жилищный фонд социального использования.

В соответствии с п. п. 1 - 3 комментируемой статьи собственник имущества, изъятого из оборота, либо сам принимает это имущество от конкурсного управляющего, либо закрепляет его за другим лицом. При этом собственник обязан принять данное имущество не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего. По истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего на собственника возлагаются все расходы на содержание имущества. В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. срок, в течение которого собственник был обязан забрать имущество, составлял один месяц. Более длительный срок, установленный Законом о банкротстве, негативно сказывается на размере конкурсной массы, так как до истечения шестимесячного срока обязанность по содержанию такого имущества лежит на должнике.

Пункт 4 комментируемой статьи посвящен процедуре продажи социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иных объектов, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

В прежней редакции статьи социально значимыми объектами Закон о банкротстве называл дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения. В новой редакции Закона о банкротстве законодатель отказался от перечисления видов социально значимых объектов, предоставляя право конкурсному управляющему и собранию (комитету) кредиторов решать, какие объекты относятся к числу социально значимых.

Продажа социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иных объектов, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов, осуществляется на открытых торгах, при этом собрание (комитет) кредиторов утверждает начальную цену продажи (в прежней редакции Закона о банкротстве необходимость утверждения начальной цены кредиторами отсутствовала, сделки осуществлялись по цене, определенной независимым оценщиком).

Законодатель не называет все существенные условия конкурса по продаже социально значимых объектов, ограничившись специальной оговоркой о том, что при покупке объектов коммунальной инфраструктуры покупатель принимает на себя обязательство предоставлять лицам, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, в том числе бюджетным организациям, услуги по использованию объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с установленными правовыми актами тарифами, в том числе льготами.

Несмотря на то что Закон о банкротстве не дает определения понятия "объект коммунальной инфраструктуры", представляется, что к этим объектам могут быть отнесены объекты, обеспечивающие электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию бытовых отходов.

Победитель конкурса после его завершения обязан заключить не только договор с должником, но и соглашение об исполнении условий конкурса с органом местного самоуправления, неисполнение которого будет служить основанием для расторжения договора купли-продажи судом на основании заявления органа местного самоуправления.

При расторжении судом соглашения об исполнении условий конкурса и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования. Фактически орган местного самоуправления заменяет собой должника, который к этому времени будет ликвидирован, при этом выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов денежные средства возмещаются покупателю за счет местного бюджета. На практике, учитывая, что финансовые возможности органа местного самоуправления, как правило, весьма ограниченны, вызывает сомнение готовность обращаться в суд с иском о расторжении договора, тем более что Законом о банкротстве эта обязанность на него не возложена.

При отсутствии желающих приобрести социально значимое имущество оно подлежит передаче органам муниципального образования, о чем конкурсный управляющий обязан уведомить указанные органы.

При продаже объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации следует учитывать, что существенным условием их приобретения является принятие покупателем на себя обязательств по обеспечению надлежащего содержания и использования объектов в соответствии с их целевым назначением. В случае если законодательством установлены какие-либо дополнительные обязательства в отношении этого вида имущества, покупатель обязан их исполнять. Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрен перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к которым относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Правила проведения конкурса по продаже предприятия, в состав которого входит объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, и договор купли-продажи таких объектов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с прежней редакцией комментируемой статьи жилищный фонд социального использования, так же как и не проданные на конкурсе социально значимые объекты, передавался органу местного самоуправления.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.

Следует отметить, что если продажа на конкурсе социально значимых объектов осуществляется по цене не ниже установленной собранием или комитетом кредиторов на основании независимой оценки, то передача непроданных социально значимых объектов в муниципальную собственность осуществляется так же, как и передача жилищного фонда социального использования собственнику жилищного фонда, - без дополнительных условий.

Как правило, социально значимые объекты являются объектами недвижимого имущества, а это означает, что переход права собственности на них подлежит государственной регистрации. В случае если право на объект не зарегистрировано до введения в отношении должника процедуры банкротства, возникают расходы, связанные с регистрацией права собственности. На практике конкурсные управляющие не всегда представляют необходимые документы, позволяющие органу местного самоуправления произвести регистрацию права собственности, мотивируя это тем, что составление документации и есть дополнительные условия. Такая практика активно поддерживается решениями судов.

Во избежание разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления законодатель закрепил норму о том, что передача социально значимых объектов и жилищного фонда социального использования осуществляется на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247