СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 129 Полномочия конкурсного управляющего

Комментируемая статья посвящена правам и обязанностям конкурсного управляющего должника. В соответствии с п. 1 дата начала течения срока полномочий конкурсного управляющего - дата его назначения арбитражным судом. Датой окончания срока могут быть: дата отстранения конкурсного управляющего арбитражным судом по инициативе лица, участвующего в деле; дата освобождения от выполнения им своих обязанностей на основании заявления самого конкурсного управляющего; дата завершения конкурсного производства, т.е. дата исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; дата прекращения производства по делу или дата утверждения мирового соглашения.

Представляется, что в последних двух случаях фактически конкурсный управляющий будет действовать от имени руководителя должника до даты назначения или избрания руководителя органами управления.

Примечательно, что статья наделяет конкурсного управляющего не только полномочиями руководителя должника, но и полномочиями органов управления должника и собственника имущества должника. На практике эти полномочия не реализуются: конкурсный управляющий не принимает решения от имени совета директоров или общего собрания участников должника, не распоряжается имуществом в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

В прежней редакции Закона о банкротстве статья содержала два исключения: не прекращали своих полномочий органы управления должника, уполномоченные принимать решения о заключении крупных сделок и уполномоченные принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника (ст. 126 Закона о банкротстве).

Комментируемая статья перечисляет права и обязанности конкурсного управляющего, однако из анализа прав видно, что фактически эти права можно рассматривать как права конкурсного управляющего по отношению к другим лицам, т.е. как возможность осуществления предусмотренных федеральным законом обязанностей. Так, право на отказ от исполнения сделок должника обеспечивает возможность исполнения обязанности конкурсного управляющего принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Таким образом, разделение полномочий на права и обязанности является условным. В прежней редакции статьи передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению, была правом конкурсного управляющего. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ ошибка законодателя исправлена, и передача документов в архив стала обязанностью конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий, приступив к выполнению своих обязанностей, должен провести инвентаризацию имущества должника и обеспечить его сохранность, принять меры по увеличению конкурсной массы, т.е. осуществить поиск, выявление, возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, а также взыскать задолженность перед должником третьих лиц, предотвращать установление в реестр требований кредиторов необоснованных требований кредиторов, оценить имущество, если иное не предусмотрено федеральным законом, передавать документы, подлежащие обязательному хранению, в архив, уведомлять работников должника о предстоящем увольнении, вести реестре требований кредиторов, если для его ведения не привлекался реестродержатель, и осуществлять иные предусмотренные федеральным законом обязанности. Сделки, в совершении которых есть заинтересованность конкурсного управляющего, осуществляются только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи конкурсный управляющий вправе: распоряжаться имуществом должника в порядке, установленном федеральным законом, увольнять работников должника, в том числе руководителя, обращаться в суд и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ внес изменения в перечень прав конкурсного управляющего, связанных с обращением последнего в суд. В частности, уточнено, что конкурсный управляющий вправе обращаться с исками о признании сделок недействительными в арбитражный суд (представляется, что права на обращение с такими исками в суд общей юрисдикции конкурсный управляющий не лишен, несмотря на отсутствие специального упоминания о нем в статье), с заявлениями о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ выделил группу исков, связанную с недобросовестными действиями органов управления должника, указав на возможность как оспаривания решений, так и взыскания убытков, причиненных органами управления, собственником имущества или лицами, действующими по доверенности.

В связи с тем что данный перечень прав конкурсного управляющего не является исчерпывающим, представляется, что конкурсный управляющий вправе подавать любые иски, направленные на увеличение конкурсной массы должника.

Если в ходе инвентаризации имущества должника и анализа сделок должника будет обнаружено, что имеются установленные федеральным законом основания, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ внес изменения в комментируемый пункт, исключив из него положение о том, что требования предъявляются только в том случае, если должник был доведен до банкротства (т.е. ранее конкурсный управляющий должен был доказать связь между действиями третьих лиц и банкротством должника), и положение, устанавливающее размер субсидиарной ответственности. Представляется, что указанные третьи лица будут отвечать по всем обязательствам должника в полном объеме.

Вопрос о том, вправе ли осуществлять должник хозяйственную деятельность в конкурсном производстве, долгое время оставался открытым, существовала различная судебная практика. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ дополнил комментируемую статью п. 6, в соответствии с которым решение этого вопроса отнесено к компетенции собрания кредиторов. Возможность принятия решения комитетом кредиторов остается открытой, так как, с одной стороны, согласно п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве вопрос не относится к исключительной компетенции собрания кредиторов, а с другой стороны, комментируемая статья комитет кредиторов не упоминает. В случае если собрание кредиторов не приняло другое решение, производственная деятельность не прекращается. Законодатель указал случаи, когда остановка хозяйственной деятельности невозможна. Эти случаи объединены общей целью - недопущением существенных негативных последствий для жизнедеятельности населения. Срок, в течение которого деятельность должна быть остановлена, - не позднее трех месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247