Комментируемая статья раскрывает последствия введения процедуры конкурсного производства. Перечень последствий не зависит от того, из какой процедуры банкротства осуществлен переход в стадию конкурсного производства.
Согласно п. 1 комментируемой статьи введение конкурсного производства влечет наступление срока исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника. Комментируемый пункт устанавливает, что в случае, если правоотношение возникло до введения процедуры банкротства, но обязанность исполнить денежное обязательство по нему не наступила (например, в случае отсрочки погашения долга, реструктуризации задолженности), дата введения конкурсного производства автоматически является датой наступления срока платежа.
Следует отметить, что Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ внес изменения в ст. 63, в соответствии с которой для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим, а кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном Федеральным законом.
Таким образом, в соответствии с новой редакцией комментируемого Федерального закона все обязательства должника считаются наступившими не в процедуре конкурсного производства, а уже в процедуре наблюдения и их размер определяется на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Вторым важным последствием введения процедуры конкурсного производства является прекращение начисления финансовых санкций, в том числе процентов, неустоек, штрафов, пеней, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Исключение сделано для текущих платежей, так как действие Закона не распространяется на эти обязательства. В прежней редакции исключения из этой нормы предусмотрены не были. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в статью внесены изменения и установлен определенный порядок начисления процентов. Начисление процентов как на требования конкурсных кредиторов, так и на требования уполномоченных органов производится из расчета ставки рефинансирования. В силу того что устанавливаемая Центральным банком Российской Федерации ставка рефинансирования изменяется на основании указаний Центрального банка Российской Федерации, Федеральный закон установил, что следует использовать размер ставки не на дату погашения требования, а на дату введения конкурсного производства. Начисления производятся независимо от того, когда требования включены в реестр требований кредиторов. Представляется, что размер процентов арбитражным судом устанавливаться не будет, его будет высчитывать конкурсный управляющий на дату фактического погашения задолженности. В противном случае погашение задолженности должно производиться в день установления процентов по требованию в реестре требований кредиторов, причем наиболее вероятно, что проценты будут устанавливаться после даты закрытия реестра, но погашаться в порядке погашения требований, включенных в реестр требований кредиторов. Закон предусматривает, что по соглашению между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором размер процентов может быть уменьшен. Проценты, начисляемые на требования об уплате обязательных платежей, уменьшены быть не могут. При определении количества голосов на собраниях кредиторов начисленные проценты не учитываются.
Комментируемая статья устанавливает, что проценты погашаются одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей, и делает ссылку на ст. 134 Закона, однако данная статья о начисленных процентах не упоминает. Наиболее вероятно, что проценты будут погашаться в той же очередности, что и само обязательство, а распределение денежных средств будет производиться пропорционально между основным долгом и процентами.
Согласно п. 1 комментируемой статьи с даты введения конкурсного производства сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющими коммерческую тайну. Законодатель не расшифровывает понятия сведений о финансовом состоянии должника, представляется, что оно может быть весьма обширно, в него включаются и сведения о составе имущества должника, сведения о контрагентах и сделках должника, информация о хозяйственных операциях и т.д. Таким образом, несмотря на то, что режим конфиденциальности продолжает сохраняться в отношении информации, не относящейся к сведениям о финансовом состоянии должника, перечень вопросов, отнесенных к этой категории, крайне невелик.
Комментируемая статья предусматривает, что все сделки, направленные на отчуждение имущества должника или влекущие передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускаются исключительно в порядке, установленном нормами Федерального закона о конкурсном производстве. В частности, основным способом заключения договоров купли-продажи имущества являются открытые торги, а передача в аренду или безвозмездное пользование предмета залога возможна только с согласия кредитора, требования которого этим залогом обеспечены (если иное не предусмотрено федеральным законом или договором залога и не вытекает из существа залога).
Последствием введения процедуры конкурсного производства является прекращение исполнения по исполнительным документам, кроме случаев, установленных Законом. В частности, продолжается исполнительное производство по взысканию текущих обязательств, по исполнению требований, на которые действие Закона не распространяется. Исполнительные документы, по которым прекратилось исполнение, передаются конкурсному управляющему.
Комментируемая статья вычленяет из множества видов правоотношений те, которые подпадают под действие норм Закона. Действие Закона распространяется на все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей и иные имущественные требования, за исключением оговоренных комментируемой статьей. К имущественным неденежным требованиям может относиться, в частности, право на обращение взыскания на заложенное имущество должника (п. 5 ст. 138 Закона). Требования по взысканию текущих платежей, о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности не могут предъявляться в рамках конкурсного производства. Представляется, что не указанные в данной статье иски о признании недействительными оспоримых сделок также будут рассматриваться не в рамках дела о банкротстве.
Аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника, которые были наложены до введения процедуры конкурсного производства, прекращаются на основании решения суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается. Несмотря на то что данный пункт статьи не содержит ссылку на возможные исключения, практика идет по пути ограничительного толкования настоящей статьи. Согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 арест имущества должника, а также иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть применены лишь по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника. Как правило, арест на имущество должника накладывается судом, рассматривающим дело о банкротстве, в двух случаях: как мера по обеспечению исполнения судебных актов, вынесенных в рамках дела о банкротстве, и в целях обеспечения исполнительного производства по принудительному исполнению требований к должнику, заявленных вне рамок дела о банкротстве.
После открытия конкурсного производства залогодержатель, у которого находится заложенное движимое имущество, не вправе удерживать это имущество - оно подлежит передаче в конкурсную массу для реализации в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Поскольку с открытием конкурсного производства залоговые правоотношения не прекращаются, факт признания должника банкротом не может приводить к погашению записи об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также записи о залоге бездокументарных ценных бумаг в системе ведения учета владельцев указанных бумаг.
Также следует учитывать, что налоговый орган вправе вынести решение о принудительном исполнении текущих требований и направить в банк инкассовое поручение на перечисление налога (сбора), так как Федеральный закон не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения (п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве"). В случае недостаточности денежных средств на счете должника инкассовое поручение будет поставлено в картотеку. Вместе с тем такой способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, как приостановление операций по банковским счетам за неисполнение требования об уплате налога на основании ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации, не соответствует нормам комментируемой статьи.
Согласно п. 2 комментируемой статьи с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.
В прежней редакции статьи существовала норма о сохранении полномочий органов управления должника по одобрению крупных сделок. Практическое применение этой нормы вызывало немало сложностей, так как необходимость одобрения этих сделок существенно затягивала процедуру конкурсного производства, особенно это касается случаев, когда соответствующие органы управления должника отказывались одобрять сделки, заключение которых является обязательным в силу прямого указания Закона.
В действующей редакции исключение сделано для полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника. Денежные средства предоставляются третьими лицами в рамках ст. ст. 125 и 129.1 Закона, однако эти статьи не содержат норм о каких-либо соглашениях об условиях предоставления денежных средств должнику.
Представляется, что указанные в комментируемой статье соглашения будут заключаться между участниками должника, в случае если они имеют намерение погасить либо все требования, включенные в реестр требований кредиторов в соответствии с положениями ст. 125 Закона, либо обязательные платежи должника, включенные в реестр требований кредиторов согласно ст. 129.1 Закона.
Примечательно, что комментируемый пункт несколько противоречит п. 1 ст. 129 Закона, в соответствии с которым полномочия органов управления и собственника имущества должника - унитарного предприятия не прекращаются, а осуществляются конкурсным управляющим.
Федеральный закон закрепил обязанность руководителя должника, а также арбитражного управляющего, проводившего процедуру, которая была введена до конкурсного производства, обеспечить передачу конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей. Исполнение указанной обязанности должно оформлять актом приема-передачи, в котором должны быть указаны все материальные ценности должника, т.е. все его имущество, в том числе документы, подтверждающие имущественные права (например, права требования или права аренды).
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве. Данная категория лиц не предусмотрена ст. 34 Закона, в соответствии с которой перечень лиц, являющихся лицами, участвующими в деле о банкротстве, является исчерпывающим. Статья 35 Закона, посвященная лицам, участвующим в процессе по делу о банкротстве, среди других лиц выделяет представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия и представителя учредителей (участников) должника.
Представляется, что на основании комментируемой статьи в деле о банкротстве вправе участвовать не только избранное участниками должника или назначенное собственником имущества унитарного предприятия лицо, но и любые представители участников (учредителей) должника или собственника имущества должника - унитарного предприятия, например представители любого из акционеров должника.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 4696