1. Поскольку внешний управляющий назначается арбитражным судом исключительно для осуществления процедуры внешнего управления (п. 1 ст. 96 Закона), завершение процедуры на основании определения либо решения арбитражного суда является основанием для прекращения его полномочий. Однако, поскольку в рамках внешнего управления в соответствии с п. 1 ст. 94 Закона полномочия руководителя должника прекращаются и на внешнего управляющего возлагаются обязанности по управлению делами должника, возникает необходимость законодательного определения порядка их передачи внешним управляющим иному лицу. При этом данный порядок будет иметь значительные особенности в зависимости от результатов внешнего управления и дальнейшей судьбы должника.
2. В том случае, если по итогам проведения процедуры внешнего управления требования кредиторов были удовлетворены в результате восстановления платежеспособности должника либо в результате исполнения его обязательств учредителем (участником), собственником имущества должника - унитарного предприятия либо третьим лицом (третьими лицами) в порядке ст. 113 Закона, внешнее управление прекращается, но внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника. Аналогичные последствия предусматриваются и в том случае, если основанием прекращения производства по делу о банкротстве является утверждение арбитражным судом заключенного должником и кредиторами мирового соглашения (п. 1 ст. 159 Закона).
В данной ситуации после вступления в силу определения арбитражного суда о прекращении производства по делу о банкротстве должника внешний управляющий обязан созвать орган управления должника, к полномочиям которого в соответствии с ГК РФ, федеральными законами об отдельных юридических лицах, учредительными документами должника относится рассмотрение вопроса об избрании (назначении) руководителя должника, для рассмотрения вопроса об избрании (назначении) руководителя должника. Кроме того, прекращение производства по делу о банкротстве должника и завершение внешнего управления влекут за собой снятие ограничений его правоспособности, которые были введены в соответствии со ст. 94 Закона, а следовательно, и восстановление в полном объеме полномочий его органов управления.
Определенные особенности имеет порядок восстановления полномочий органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, не требующий соблюдения особых правил. В отношении данной категории должников полномочия внешнего управляющего прекращаются с момента передачи дел органам управления должника, назначенным собственником.
Вместе с тем законодателем не устанавливаются конкретные сроки для выполнения внешним управляющим обязанности по созыву органа управления должника по вопросу избрания (назначения) его руководителя, а также передачи полномочий руководителя должника вновь избранному либо назначенному собственником руководителю. Данный вопрос может быть решен в определении о прекращении производства по делу о банкротстве должника. За неисполнение своих обязанностей по своевременной передаче полномочий руководителя должника арбитражный управляющий может быть привлечен к ответственности.
3. Если по итогам внешнего управления арбитражным судом принимается решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего. В том случае, если конкурсным управляющим должника было назначено иное лицо, внешний управляющий не позднее чем через три рабочих дня с даты утверждения обязан передать ему все дела должника.
Глава VII. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 2419