1. В соответствии с комментируемой статьей устанавливаются требования к порядку проведения собрания кредиторов по вопросу рассмотрения отчета внешнего управляющего. Единственным исключением из общего правила обязательного рассмотрения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов является порядок, предусмотренный ст. 116 Закона, который применяется в случае удовлетворения обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами в порядке, предусмотренном ст. 113 Закона. Поскольку все требования кредиторов удовлетворяются, то п. 2 ст. 116 Закона предусматривается, что отчет внешнего управляющего направляется в арбитражный суд без рассмотрения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи установлено несколько сроков для созыва собрания кредиторов по вопросу рассмотрения отчета внешнего управляющего. Прежде всего устанавливается срок для рассмотрения отчета по итогам проведения внешнего управления по его завершении. В данной ситуации собрание кредиторов должно быть созвано не позднее чем за месяц до даты истечения установленного в соответствии с определением арбитражного суда срока внешнего управления.
В том случае, если имеют место основания для досрочного прекращения внешнего управления, собрание кредиторов должно быть созвано не позднее чем через три недели с момента возникновения оснований для досрочного прекращения внешнего управления. При этом основания прекращения внешнего управления могут быть связаны либо с заключением в рамках внешнего управления мирового соглашения, либо с восстановлением должником своей платежеспособности, либо с нецелесообразностью дальнейшего проведения в отношении должника внешнего управления ввиду бесперспективности применяемых мер восстановления платежеспособности. Установленный предельный срок для созыва собрания кредиторов имеет своей целью защитить права прежде всего кредиторов, которые заинтересованы в скорейшем завершении процедуры и переходе к расчетам по обязательствам должника, включенным в реестр.
В случае если основанием для рассмотрения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов является требование уполномоченного лица (лиц), собрание кредиторов должно быть созвано не позднее чем через три недели с даты заявления соответствующего требования. При этом в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона к лицам, наделенным правом требования представления отчета внешнего управляющего и созыва собрания кредиторов для его рассмотрения, относятся комитет кредиторов, конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы, права требования которых составляют не менее чем 10% общей суммы требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, а также конкурсные кредиторы и (или) уполномоченные органы, составляющие одну треть от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает гарантии соблюдения прав кредиторов, заключающиеся в обязательном предоставлении им информации по вопросам, выносимым на повестку дня собрания кредиторов. Комментируемые нормы дублируют положения п. 3 ст. 13 Закона, в соответствии с которыми установлено, что в сообщении о проведении собрания кредиторов должны содержаться следующие сведения, в том числе о порядке ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов. Кроме того, в соответствии с п. 4 Общих правил подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 56 <214>, установлено, что при организации проведения собрания кредиторов арбитражный управляющий помимо прочего представляет участникам собрания кредиторов подготовленные им материалы. Такая формулировка Общих правил позволяет сделать вывод о том, что помимо кредиторов отчет должен быть представлен и иным участникам собрания кредиторов, к которым в соответствии с п. 1 ст. 12 относятся представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель СРО, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки дня собрания кредиторов, но участвуют в нем без права голоса.
--------------------------------
<214> СЗ РФ. 2004. N 7. Ст. 526.
В соответствии с комментируемой нормой устанавливаются конкретные сроки составления и представления отчета внешним управляющим для ознакомления кредиторам. При этом устанавливаются два срока: первый - в том случае, если внешнее управление завершается в установленные сроки, второй - в случае досрочного представления отчета внешним управляющим на утверждение собранию кредиторов, например при возникновении оснований для досрочного прекращения внешнего управления, по требованию лиц, имеющих соответствующие права, и т.д. (п. 1 ст. 117 Закона).
В случае если внешнее управление завершается в установленные сроки, в соответствии с п. 1 комментируемой статьи собрание кредиторов должно быть проведено не позднее чем за месяц до даты истечения установленной даты внешнего управления. В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона установлен срок уведомления кредиторов и иных лиц о проведении собрания кредиторов - не менее чем за 14 дней по почте и не менее чем за 5 дней иным способом. Таким образом, срок в сорок пять дней соответствует общим срокам Закона, установленным для проведения собрания кредиторов, в случае если оно проводится по итогам внешнего управления по установленным срокам.
В случае если собрание кредиторов по рассмотрению отчета внешнего управляющего проводится во внеочередном порядке, устанавливается десятидневный срок для представления отчета для предварительного ознакомления кредиторам, а также иным лицам.
Несоблюдение указанной обязанности в установленные сроки может стать основанием для постановки вопроса об ответственности управляющего. Поэтому он заинтересован в получении доказательств того, что каждому кредитору возможность ознакомления (тем или иным образом) с отчетом была предоставлена.
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи установлены возможные варианты решения, которое должно быть принято по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собранием кредиторов. Вместе с тем необходимо отметить, что решения, перечисленные в комментируемой статье, в случае внеочередного представления отчета внешнего управляющего по требованию управомоченных в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона лиц могут и не приниматься.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона собрание кредиторов по итогам рассмотрения отчета внешнего управляющего только большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов, имеет право принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также решение о заключении мирового соглашения.
Простым большинством голосов кредиторов, присутствующих на собрании, принимается решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами, а также ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
В случае непринятия собранием кредиторов ни одного из предусмотренных комментируемой статьей решений в соответствии с п. 1 ст. 122.1 Закона установлено, что арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае истечения установленных ст. 93 Закона предельных сроков внешнего управления вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии в отношении должника конкурсного производства.
4. Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления принимается только при рассмотрении отчета внешнего управляющего в связи с истечением установленного арбитражным судом срока внешнего управления. При этом данное решение может быть принято в соответствии с п. 2 ст. 15 Закона только большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов. Кроме того, такое решение возможно только при условии, что общий срок внешнего управления с учетом принимаемого решения о его продлении не превысит максимально допустимый - 18 месяцев, установленный п. 2 ст. 93 Закона. Вместе с тем в соответствии с нормами ст. 108 Закона возможно продление данного срока при условии принятия решения собранием кредиторов либо об утверждении или изменении плана внешнего управления, влекущих изменение срока внешнего управления, либо об обращении с соответствующим ходатайством на основании отчета внешнего управляющего, обосновывающего необходимость продления срока внешнего управления для достижения его целей. Но при этом в соответствии с п. 2 ст. 92 Закона общий срок внешнего управления и финансового оздоровления (если оно вводилось) не должен превышать в совокупности два года. Исключения из данного правила установлены только для определенных категорий должников (ст. ст. 172, 178 Закона).
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1041