СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 110 Продажа предприятия должника

1. Комментируемая статья регламентирует порядок реализации одной из наиболее серьезных мер по восстановлению платежеспособности должника в рамках внешнего управления. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ текст статьи изложен в новой редакции. Основной целью продажи предприятия в рамках процедур несостоятельности является попытка сохранить действующее предприятие вместо распродажи имущества несостоятельного должника по частям. При реализации данной меры создается, во-первых, социально-экономический эффект, заключающийся в сохранении бизнеса, рабочих мест и стабильного налогоплательщика для государства, во-вторых, стоимость продажи действующего предприятия значительно выше стоимости продажи отдельных объектов, которые, как правило, технологически или технически взаимосвязаны, что позволяет кредиторам должника надеяться на удовлетворение их требований в большем размере.

Правила комментируемой статьи имеют общий характер и распространяются на случаи продажи предприятия должника не только в целом, но и по частям (п. 2 ст. 111 Закона), уступки прав требования (п. 2 ст. 112 Закона), определения состава имущества, вносимого в уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества при замещении активов (п. 1 ст. 115 Закона), а также продажи на торгах акций созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ (п. 6 ст. 115 Закона). Кроме того, в рамках конкурсного производства продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном п. п. 3 - 19 комментируемой статьи, с учетом особенностей, установленных ст. 139 Закона. Применяются нормы комментируемой статьи и при реализации социально значимых объектов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных объектов, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также предметов залога в рамках конкурсного производства (п. 4 ст. 132, п. 4 ст. 138 Закона).

2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи определяется понятие предприятия, под которым понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Аналогичное определение содержится и в Гражданском кодексе РФ, в ст. 132 которого также устанавливается, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Правила продажи предприятия регламентируются более общими по отношению к комментируемой статье нормами § 8 гл. 30 части второй Гражданского кодекса РФ. Также необходимо учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 560 ГК РФ устанавливается обязательная государственная регистрация договора купли-продажи предприятия как имущественного комплекса, соответственно, данные отношения регулируются еще и нормами Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", содержащего специальную ст. 22 "Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним".

Вместе с тем п. 2 ст. 132 ГК РФ устанавливается, что объектом купли-продажи либо иной сделки, связанной с установлением, изменением и прекращением вещных прав, могут быть как предприятие в целом, так и его часть. Однако новая редакция комментируемой статьи не содержит положений о возможности отчуждения части предприятия, которой могут быть его внутренние структурные подразделения, отдельные производственные комплексы или подсобные хозяйства. Обобщая положения гражданского законодательства и комментируемой статьи, можно сделать вывод о том, что основными требованиями, предъявляемым к продаже предприятия в рамках процедур несостоятельности, являются достаточность имущественного комплекса для осуществления предпринимательской деятельности и возможность его обособления от иного имущества должника. Таким образом, имущество, закрепленное, например, за подсобным хозяйством, может рассматриваться как предприятие, т.е. как обособленный имущественный комплекс, позволяющий осуществлять предпринимательскую деятельность, однако для его отчуждения оно должно быть зарегистрировано в Едином реестре прав на недвижимость и сделок с ним в соответствии с требованиями ГК РФ и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

3. В соответствии с нормами п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления только на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника. При этом независимо от того, является данная сделка крупной или нет, например, когда у должника имеется в собственности несколько предприятий, данное решение является обязательным условием для возможности реализации данной меры в рамках внешнего управления. Комментируемые положения соответствуют нормам п. 2 ст. 94 Закона, устанавливающим компетенцию органов управления должника в рамках внешнего управления. Непосредственно органы управления, уполномоченные принимать соответствующие решения, определяются в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, федеральных законов об отдельных видах юридических лиц и уставом конкретного должника. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 94 Закона устанавливается, что в отношении должника - унитарного предприятия решения об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника вправе принимать собственник имущества. Несмотря на то что комментируемая статья не содержит соответствующей оговорки, исходя из ее смысла предполагается, что в отношении должника - унитарного предприятия действует аналогичный порядок, т.е. соответствующее решение принимается только собственником имущества должника - унитарного предприятия.

4. Особенностью правового регулирования порядка продажи предприятия должника в рамках внешнего управления является особый порядок определения состава его имущества. Общий порядок определения состава имущества предприятия как объекта недвижимости закреплен ст. 132 ГК РФ, ч. 2 п. 2 которой устанавливает, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. В отличие от общего порядка реализации предприятия как имущественного комплекса в состав предприятия в рамках процедур несостоятельности (банкротства) денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются. При этом исключение из перечня имущества предприятия денежных обязательств и обязательных платежей предопределяется самой целью продажи предприятия в рамках процедуры внешнего управления, поскольку именно для их погашения и осуществляется данная мера по восстановлению платежеспособности должника.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 п. 3 комментируемой статьи установлено, что обязательства должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом, могут быть переданы покупателю предприятия в соответствии с порядком, определенным Законом. При этом использование понятия "обязательства" позволяет говорить о том, что покупателю предприятия подлежат передаче не только денежные обязательства, но и иные публично- и гражданско-правовые обязательства должника, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, т.е. текущие платежи должника. В данной ситуации необходимо учитывать, что при передаче покупателю предприятия обязательств должника должны соблюдаться правила ст. 562 ГК РФ, в соответствии с которой кредиторы по обязательствам, включенным в состав продаваемого предприятия, должны быть до его передачи покупателю письменно уведомлены о его продаже одной из сторон договора продажи предприятия. Если кредитор, уведомленный надлежащим образом, или ничего не сообщит продавцу, или не заявит ни одно из перечисленных требований, то он будет считаться кредитором, не давшим согласия на перевод долга по обязательствам, включенным в состав предприятия, с продавца на покупателя. Вследствие этого стороной по таким обязательствам остается продавец предприятия. Однако если обязательство будет исполнено покупателем предприятия с соблюдением требований нормы п. 1 ст. 313 ГК РФ, то кредитор будет обязан принять такое исполнение. В договор продажи предприятия может быть включено условие, обязывающее покупателя исполнить обязательства, включенные в состав предприятия, кредиторам продавца. Но если кредитор не согласится с этим, то после передачи предприятия покупателю продавец и покупатель будут нести солидарную ответственность по включенным в состав переданного предприятия долгам (п. 4 ст. 562 ГК РФ).

В тех случаях, когда кредитор не был надлежащим образом уведомлен о продаже предприятия, он имеет право в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о передаче предприятия продавцом покупателю, заявить требование либо о прекращении или досрочном исполнении обязательств и возмещении продавцом причиненных этим убытков, либо о признании договора продажи предприятия недействительным полностью или в соответствующей части.

Также при продаже предприятия необходимо учитывать, что права должника - продавца предприятия, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В Законе о банкротстве 1998 г. (ст. 86) содержалось прямое указание на то, что покупатель предприятия (бизнеса) должника в этом случае приобретает преимущественное право на получение соответствующего разрешения (лицензии). Закон о банкротстве 2002 г. не содержит положений, касающихся прав, основанных на лицензии, из чего можно сделать вывод, что законодатель не включает их в состав предприятия. Поэтому передача покупателю в составе предприятия обязательств, исполнение которых покупателем невозможно при отсутствии у него такого разрешения (лицензии), не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За неисполнение таких обязательств продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность.

5. В соответствии с п. п. 4 - 18 комментируемой статьи устанавливается порядок проведения торгов по продаже предприятия.

По общему правилу установлено, что продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Однако в соответствии с п. 4 комментируемой статьи устанавливаются исключения из общего правила, в частности, определяются случаи проведения закрытых торгов и торгов в форме конкурса.

Так, в случае наличия в составе предприятия ограниченно оборотоспособного имущества продажа предприятия осуществляется путем проведения закрытых торгов, в которых принимают участие только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу.

Понятие оборотоспособности объектов гражданских прав определяется ст. 129 ГК РФ, установившей, что под оборотоспособностью следует понимать их возможность свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом. Далее в соответствии с абз. 2 п. 2 указанной статьи установлено, что виды ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав, т.е. тех, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты), определяются в порядке, установленном законом. Например, производство оружия и основных частей огнестрельного оружия, производство патронов к оружию и составных частей патронов, торговлю оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговлю патронами к оружию, коллекционирование и экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию могут осуществлять только те организации, которые имеют соответствующую лицензию в соответствии со ст. ст. 6, 9.1, 10 - 12, 15 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии". Яды, взрывчатые вещества, порох также могут реализовываться лишь теми предприятиями, которые получили на это лицензию, могут находиться в обороте только при наличии особого разрешения на их реализацию, передачу, отчуждение. В статье 27 Земельного кодекса указаны земельные участки, ограниченные в обороте. К их числу в соответствии с п. 5 указанной статьи относятся, например, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, из состава земель лесного фонда, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и т.д.

Указание на условия проведения в обязательном порядке закрытых торгов законодательно не устанавливается (будет ли это конкурс либо аукцион). В данном случае можно сделать вывод о том, что принципиальным является круг участников торгов, а форма определяется непосредственно самим внешним управляющим и собранием кредиторов.

Другим исключением из общего правила, закрепленным п. 4 комментируемой статьи, является продажа в составе предприятия должника объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Особенности правового режима такого имущества установлены Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". При этом в соответствии со ст. 3 указанного Закона установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с комментируемой нормой установлено, что реализация предприятия, в состав которого входит объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации, осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, обязательными условиями которого являются соблюдение ограничений права пользования данным объектом культурного наследия, требований к его сохранению, содержанию и использованию, обеспечению доступа к данному объекту культурного наследия, сохранению его облика и интерьера (если интерьер относится к предмету охраны), выполнение в отношении данного объекта требований охранного документа, соблюдение особого режима использования земель в границах охранной зоны данного объекта культурного наследия и заключение договора о выполнении указанных требований. Данные требования корреспондируют с нормами, содержащимися в гл. VIII и XI Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", устанавливающими особенности владения, пользования, распоряжения, а также возникновения, осуществления, ограничения и защиты прав пользования объектом культурного наследия.

Помимо отмеченных выше законодательных положений, определяющих особенности реализации предприятия, в состав которого входит объект культурного наследия народов РФ, порядок проведения конкурса по его продаже в соответствии с абз. 4 п. 4 комментируемой статьи регламентируется также законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества для продажи объектов культурного наследия народов РФ. На настоящий момент отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", ст. 29 которого устанавливаются особенности приватизации объектов культурного наследия. В частности, указанная статья устанавливает, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию, которые оформляются в виде охранного обязательства. Охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования. При этом условия охранного обязательства подлежат включению в качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры). Государственная регистрация ограничений (обременений), установленных охранными обязательствами, осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав собственности на объект культурного наследия (памятник истории и культуры), выявленный объект культурного наследия (памятник истории и культуры) или имущественный комплекс унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры) (п. 3 ст. 29 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ). Соответствующие требования об оформлении охранных обязательств и их включении в договор предъявляются и при заключении договора купли-продажи предприятия должника, в состав которого входит объект культурного наследия народов РФ.

Помимо рассмотренных исключений из общего порядка проведения торгов по продаже предприятия должника ряд статей Закона также содержит нормы, предполагающие исключения. Например, в соответствии с п. 2 ст. 201 Закона продажа имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, осуществляется путем проведения конкурса.

В соответствии с п. 7 ст. 195 Закона установлено, что продажа предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, если настоящей статьей не установлено иное. В случае если в состав предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, входит имущество, относящееся к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется только на закрытых торгах в форме конкурса.

В соответствии с п. 2 ст. 175 Закона при наличии ходатайства органа местного самоуправления (или соответствующего госоргана) торги по продаже предприятия градообразующей организации проводятся в форме конкурса, при отсутствии такого ходатайства - в форме аукциона.

6. Пункт 5 комментируемой статьи дублирует положения п. 4 ст. 447 ГК РФ, устанавливающие основные понятия конкурса и аукциона. Отличия аукциона от конкурса состоят в том, что аукцион - это такая форма торгов, при которой победитель определяется по единственному критерию - предложение наивысшей цены, кроме этого от него не требуется выполнения никаких условий, а конкурс - это такая форма торгов, при которой победителем признается лицо, предложившее наилучшие условия приобретения вещи или имущественного права. При проведении конкурса цена остается одним из важнейших условий, и при прочих равных лицо, предложившее более высокую цену, должно быть признано его победителем, однако наряду с ценой участники конкурса должны предложить и другие условия; тому из покупателей, предложения которого наиболее полно отвечают (по заключению конкурсной комиссии) условиям конкурса, и отдается предпочтение.

7. Решение об установлении начальной цены продажи предприятия определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости этого предприятия. При этом рыночная цена предприятия определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора. Таким образом, внешний управляющий обязан привлечь независимого оценщика, заключив с ним договор, предполагающий оплату за счет имущества должника. Нормативно-правовое регулирование деятельности оценщиков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 139-ФЗ "Об оценочной деятельности", в соответствии со ст. 3 которого установлено, что под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Далее в указанной норме дается определение рыночной стоимости объекта оценки, под которой понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Основанием для проведения оценки является договор, в котором должны содержаться условия об объекте оценки, виде стоимости имущества (способ оценки), размере денежного вознаграждения за проведение оценки, сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика, наименование СРО оценщиков, членом которой является оценщик, и место нахождения этой организации, указание на стандарты оценочной деятельности, которые будут применяться при проведении оценки, указание на размер, порядок и основания наступления дополнительной ответственности по отношению к ответственности, установленной гражданским законодательством и ст. 24.6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ.

В договоре на проведение оценки, заключенном заказчиком с юридическим лицом, должны быть указаны сведения об оценщике или оценщиках, которые будут проводить оценку, в том числе фамилия, имя, отчество оценщика или оценщиков. Кроме того, договор на проведение оценки как единичного объекта, так и ряда объектов должен содержать точное указание на этот объект или эти объекты, а также описание этого объекта или этих объектов (ст. 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ). В том случае, если определяется начальная цена продажи предприятия должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, подлежат применению нормы ст. 130 Закона, в соответствии с которыми отчет оценщика об оценке такого предприятия должника направляется внешним управляющим в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков. В течение тридцати дней со дня получения отчета об оценке орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, вправе направить арбитражному управляющему мотивированное заключение по этому отчету. Порядок подготовки указанного заключения устанавливается регулирующим органом. В случае получения по истечении установленного срока положительного заключения или отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливают начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке. Последствия отрицательного заключения органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков, определяются п. 4 ст. 130 Закона.

8. Независимо от формы проведения торгов, в соответствии с п. 7 комментируемой статьи установлены две формы представления покупателями предложений о цене предприятия - закрытая и открытая. При закрытой форме предложений о цене предприятия предложения о цене предприятия представляются одновременно с заявкой на участие в торгах и не подлежат разглашению до начала проведения торгов, при открытой - предложения о цене предприятия заявляются участниками торгов открыто в ходе проведения торгов. Закрытые торги по продаже предприятия должника, а также части имущества должника (ст. 111 Закона) в соответствии с порядком, определенным комментируемым Законом, применяются с 1 октября 2011 г. <203>.

--------------------------------

<203> См.: пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 429-ФЗ.

Торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме. При этом торги в электронной форме проводятся на электронных площадках, под которыми в соответствии с п. 20 комментируемой статьи понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся торги в электронной форме в соответствии с Законом.

В целях организации торгов по продаже предприятий должников и их имущества в соответствии с комментируемым Законом регулирующий орган обязан утвердить:

требования к электронным площадкам;

требования к операторам электронных площадок, под которыми понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории РФ, которые владеют электронной площадкой и обеспечивают проведение торгов в электронной форме в соответствии с комментируемым Законом;

требования к обеспечению ответственности операторов электронных площадок, в том числе в форме предоставления банковской гарантии;

порядок проведения торгов в электронной форме;

порядок подтверждения соответствия участников торгов требованиям, установленным при проведении закрытых торгов.

9. Порядок и условия проведения торгов по продаже предприятия определяются собранием кредиторов или комитетом кредиторов. При этом предложения о таком порядке и условиях продажи предприятия должника разрабатываются и представляются для утверждения внешним управляющим. Разграничение полномочий между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, и в том числе порядка и условий реализации предприятия должника, осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 106 Закона на основании утвержденного плана внешнего управления. В соответствии с п. 7.1 комментируемой статьи подлежащими утверждению согласно порядку и условиям проведения торгов по продаже предприятия являются сведения о предприятии, его составе, характеристиках, о сроках его продажи, о форме торгов (аукцион или конкурс), об условиях конкурса (в случае если продажа предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене предприятия, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети Интернет, где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже предприятия, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

10. Организатором торгов выступает внешний управляющий. Однако в соответствии с решением собрания кредиторов или комитета кредиторов для организации торгов по продаже предприятия может быть привлечена специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 447 ГК РФ установлено, что организатором торгов могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом. Однако для целей реализации предприятия должника в соответствии с комментируемыми нормами возможно привлечение только специализированной организации. Обязательным условием является отсутствие заинтересованности указанной организации в отношении должника, кредиторов либо внешнего управляющего. Договор со специализированной организацией заключает внешний управляющий с оплатой из имущества должника.

Как организатор торгов внешний управляющий либо соответствующая специализированная организация размещают сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов (п. 9 комментируемой статьи); принимают заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия; заключают с заявителями договоры о задатке (п. 10 комментируемой статьи); определяют участников торгов (п. 12 комментируемой статьи); осуществляют проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия (п. 13 комментируемой статьи); определяют победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов (п. 15 комментируемой статьи); уведомляют заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов (п. п. 15, 16 комментируемой статьи).

К организатору торгов по продаже предприятия должника применяются также нормы ст. 448 ГК РФ, в соответствии с п. 3 которой установлены различные правовые последствия отказа организатора торгов от их проведения. Так, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов. Ответчиком при этом будет являться организатор торгов.

Независимо от того, на кого возложена обязанность по организации торгов, размер задатка для участия в них устанавливается только внешним управляющим и указывается в извещениях о проведении торгов. Его максимальный размер не должен превышать 20% начальной цены продажи предприятия.

Обязанности по приему заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключению договоров о задатке являются обязанностями организатора торгов.

Обязательным условием проведения торгов является установление срока представления заявок на участие в торгах - не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

11. Информация о проведении торгов по продаже предприятия должника подлежит обязательному опубликованию в печатном органе по месту нахождения должника не позднее чем за тридцать дней до даты их проведения. При этом подлежит соблюдению и общий порядок опубликования сведений в рамках процедур несостоятельности, закрепленный ст. 28 Закона, в соответствии с которым данная информация подлежит также включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликованию в официальном издании, которым является газета "Коммерсантъ" <204>. Проект договора купли-продажи предприятия также подлежит включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании. Расходы на опубликование и размещение соответствующих сведений осуществляются за счет средств должника.

--------------------------------

<204> Распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 1049-р // Российская газета. 2008. 25 июля.

12. В соответствии с п. 10 комментируемой статьи устанавливаются требования к информации, содержащейся в сообщении о продаже предприятия. Так, в соответствующем сообщении подлежат опубликованию сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия; требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений); порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток, проект договора о задатке; начальная цена продажи предприятия; величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия; порядок и критерии выявления победителя торгов; дата, время и место подведения результатов торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия; сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи; сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

13. Пункт 11 комментируемой статьи содержит перечень требований, предъявляемых к заявке на участие в торгах. Так, устанавливается, что заявка оформляется произвольно в письменной форме на русском языке либо в форме электронного документа. Вместе с тем заявка должна соответствовать комментируемому Закону и требованиям, установленным в соответствии с сообщением о проведении торгов.

К общим сведениям, подлежащим обязательному указанию в заявке, относятся сведения о наименовании, организационно-правовой форме, месте нахождения, почтовом адресе заявителя - юридического лица либо фамилии, имени, отчестве, паспортных данных, сведения о месте жительства заявителя - физического лица, а также номер его контактного телефона и адрес электронной почты. Заявка на участие в торгах также должна содержать сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности; сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

В случае если торги по продаже предприятия проводятся с использованием закрытой формы представления предложений о цене предприятия, заявка на участие в торгах может содержать предложение о цене предприятия, которое не подлежит разглашению до начала проведения торгов.

Общим требованием является обязательное приложение к заявке на участие в торгах в зависимости от заявителя выписки из ЕГРЮЛ либо выписки из ЕГРИП, для физических лиц - копий документов, удостоверяющих личность, а для иностранного лица - надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства. Если заявка подается представителем заявителя, обязательно должен быть представлен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Указанные документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

В случае если проводятся закрытые торги, заявитель помимо указанных документов и сведений должен представить документы, подтверждающие его соответствие требованиям к участнику торгов, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении ограниченно оборотоспособного имущества и указанным в сообщении о проведении торгов.

При проведении конкурса заявка на участие в торгах должна содержать обязательство заявителя исполнять условия конкурса.

Заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.

Регистрация представленной на участие в торгах заявки осуществляется организатором торгов в журнале заявок на участие в торгах с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления. Подтверждением регистрации заявки на участие в торгах является электронный документ, направляемый организатором заявителю в день регистрации такой заявки.

В соответствии с комментируемой статьей также устанавливается обязанность организатора торгов обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.

14. В соответствии с п. п. 11 - 14 комментируемой статьи регламентированы организационные вопросы подготовки и проведения торгов. Прежде всего устанавливается порядок регистрации заявок организатором торгов. Доказательством представления заявки на участие в торгах является ее регистрация в журнале заявок с указанием порядкового номера, даты и точного времени ее представления во избежание совпадения этого времени со временем представления других заявок на участие в торгах. Данная регистрация имеет существенное значение, например, при определении победителя торгов в соответствии с абз. 6 п. 13 комментируемой статьи.

Копия описи представленных заявителем документов с отметкой организатора торгов о порядковом номере такой заявки остается у заявителя. Однако подтверждением регистрации представленной заявки на участие в торгах также может являться подтверждение, направленное заявителю в форме электронного документа в день регистрации такой заявки.

По результатам рассмотрения представленных заявок принимается решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах, которое оформляется протоколом об определении участников торгов. Допущенные к участию в торгах заявители признаются участниками торгов.

Основаниями отказа в допуске заявителя к участию в торгах являются несоответствие представленной заявки либо документов установленным требованиям, их недостоверность, а также отсутствие на дату составления протокола об определении участников торгов подтверждения поступления задатка заявителя на счета, указанные в сообщении о проведении торгов.

Организатор торгов обязан уведомить всех заявителей о результатах рассмотрения заявок и о признании или непризнании их участниками торгов. Уведомление осуществляется посредством направления заявителям в письменной форме или в форме электронного документа копий протокола об определении участников торгов в течение пяти дней со дня подписания указанного протокола. Законом предусматривается право обжалования данного решения в судебном порядке.

Пунктом 13 комментируемой статьи установлены правила проведения торгов в зависимости от того, используется открытая либо закрытая форма представления предложений о цене предприятия. В отношении торгов, при которых используется открытая форма представления предложений о цене предприятия, устанавливается, что они проводятся в форме аукциона путем повышения начальной цены продажи предприятия на "шаг аукциона", т.е. разницу между начальной и предложенной ценами. При этом "шаг аукциона" устанавливается организатором торгов и должен составлять от 5 до 10% начальной цены предприятия и быть указан в сообщении о проведении торгов. В случае если до третьего объявления последнего предложения о цене предприятия ни один из участников торгов не заявил о своем намерении предложить более высокую цену, аукцион завершается и победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе аукциона наиболее высокую цену, которая была названа организатором аукциона последней.

При закрытой форме представления предложений о цене предприятия устанавливается, что предложения о цене предприятия представляются участниками торгов одновременно с представлением заявок на участие в торгах или в день подведения результатов торгов до указанного в сообщении о проведении торгов времени подведения результатов торгов.

В день, во время и в месте, которые указаны в сообщении о проведении торгов, организатор торгов оглашает представленные участниками торгов предложения о цене предприятия. Победителем считается участник торгов, предложивший наивысшую цену, а если два участника и более предложили наивысшую цену, то участник торгов, ранее других представивший заявку на участие в торгах.

Техническое обеспечение доступа к информации о проведении торгов и равного доступа всех лиц к участию в торгах осуществляется за счет использования организатором торгов информационных систем. Используемые в целях организации торгов по продаже предприятия должника информационные системы должны обеспечивать свободный и бесплатный доступ к информации о проведении торгов, возможность участия в торгах без взимания платы; возможность представления заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов, их копий в форме электронных документов; возможность хранения и обработки в электронной форме заявок на участие в торгах и иных документов, представляемых заявителями, с использованием сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке средств криптографической защиты информации. Также данные информационные системы должны обеспечивать защиту, сохранность, предупреждение уничтожения, защиту от несанкционированного изменения и копирования информации, представляемой заявителями; позволять осуществлять создание, обработку, хранение и представление в электронной форме информации и документов, в том числе протоколов комиссии о результатах проведения торгов, а также обеспечивать бесперебойное функционирование и доступ к ним пользователей, в том числе заявителей, в течение всего срока проведения торгов (п. 14 комментируемой статьи).

15. В соответствии с п. 15 комментируемой статьи устанавливается порядок определения результатов проведения торгов и их победителя. Данное решение принимается организатором торгов в день их проведения и оформляется протоколом.

Основным требованием к содержанию протокола о результатах торгов является необходимость указания всех участников торгов, а также сведений, свидетельствующих об обоснованности признания участника торгов победителем.

При этом все участники торгов должны быть уведомлены о результатах проведения торгов посредством направления им в письменной форме или в форме электронного документа протокола о результатах торгов не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания такого протокола, на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в торгах.

Более того, в течение пятнадцати рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов (или принятия решения о признании торгов несостоявшимися) организатор торгов обязан сообщение о результатах проведения торгов:

опубликовать в газете "Коммерсантъ";

разместить на сайте газеты "Коммерсантъ" в сети Интернет;

опубликовать в средстве массовой информации по месту нахождения должника и в иных средствах массовой информации, в которых было опубликовано сообщение об их проведении.

В данном сообщении должны быть указаны сведения о победителе торгов, в том числе сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности победителя торгов по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему, и о характере этой заинтересованности, а также сведения о предложенной победителем цене предприятия.

Решение о признании участника торгов победителем может быть обжаловано. Порядок и основания обжалования установлены п. 1 ст. 449 ГК РФ, в соответствии с которым последствием нарушения правил проведения торгов является возможность признания их судом недействительными по иску заинтересованного лица. Следует обратить внимание на то, что иск о признании торгов недействительными могут предъявить в арбитражный суд не только их участники и организатор торгов, но и другие заинтересованные лица. К таким лицам могут, в частности, относиться: внешний управляющий (если он не является организатором торгов), собственник проданного имущества, органы управления должника, лица, которым было отказано в участии в торгах, государственные органы (в пределах своей компетенции), органы местного самоуправления и т.д.

Комментируемая норма содержит также общие правила, закрепленные и в п. 4 ст. 448 ГК РФ, в соответствии с которыми суммы внесенных заявителями задатков возвращаются всем заявителям, за исключением победителя торгов, поскольку сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному по результатам торгов договору. Задатки участникам торгов должны быть возвращены в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов.

16. Особый порядок устанавливается в отношении порядка извещения победителя торгов. Так, организатор торгов обязан в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов направить победителю торгов и внешнему управляющему копии этого протокола. Предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора направляется внешним управляющим, поскольку именно он и заключает данный договор. Срок направления данного предложения - не более пяти дней с даты подписания протокола. Договор купли-продажи должен быть заключен в течение пяти дней с даты получения указанного предложения.

Последствия отказа победителя торгов от подписания договора купли-продажи предприятия определяются п. 16 комментируемой статьи, в соответствии с которой установлено, что в таком случае внешний управляющий вправе предложить заключить договор купли-продажи предприятия участнику торгов, которым предложена наиболее высокая цена предприятия по сравнению с ценой предприятия, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя торгов. Кроме этого, комментируемая норма содержит положения, дублирующие нормы п. 5 ст. 448 ГК РФ, в соответствии с которыми лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. При этом подлежат применению и иные нормы ГК РФ, устанавливающие ответственность и организатора торгов в случае его уклонения от подписания протокола. В соответствии с п. 5 ст. 448 ГК РФ он обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

17. Общими правилами заключения договора на торгах, закрепленными ГК РФ, установлено, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися (п. 5 ст. 447 ГК РФ). Данное правило дублируется и нормами п. 17 комментируемой статьи, в соответствии с которыми основанием признания торгов несостоявшимися является отсутствие представленных заявок на участие в торгах или допуск к торгам только одного участника.

Вместе с тем, для того чтобы исключить ситуацию неоднократного проведения торгов и увеличения в связи с этим расходов должника, комментируемая статья содержит исключение из общего правила. Так, устанавливается, что, если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов (в случае проведения торгов в форме конкурса) или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия может быть заключен с этим единственным участником.

18. В соответствии с новой редакцией комментируемой статьи устанавливается возможность проведения только повторных торгов. Предыдущая редакция Закона предусматривала возможность проведения до трех торгов, а также последующее изменение порядка продажи предприятия на торгах, включая возможность продажи посредством публичного предложения. Внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ изменения предусматривают только повторные торги в случае признания первоначальных торгов несостоявшимися либо незаключения договора купли-продажи предприятия по их результатам или с их единственным участником. Предполагается, что в том случае, если повторные торги не состоялись, продажа предприятия как мера восстановления платежеспособности должника либо способ реализации его имущества в рамках конкурсного производства не применяется и имущество либо продается по частям, либо в отношении должника могут быть применены иные меры восстановления его платежеспособности.

Правила проведения повторных торгов, закрепленные п. 18 комментируемой статьи, предусматривают, что решение о проведении повторных торгов принимается внешним управляющим не позднее двух дней с даты признания первоначальных торгов несостоявшимися. Общий порядок проведения повторных торгов соответствует общему порядку проведения торгов, установленному комментируемой статьей и рассмотренному выше, однако начальная цена продажи предприятия должна быть установлена на 10% ниже начальной цены продажи предприятия, установленной на первоначальных торгах.

19. Оформляется продажа предприятия должника с победителем торгов договором купли-продажи, который от имени должника подписывает внешний управляющий. Помимо п. 19 комментируемой статьи требования к обязательным условиям и порядку заключения договора купли-продажи предприятия установлены § 8 гл. 30 части второй ГК РФ.

Так, в соответствии со ст. 560 ГК РФ установлено, что договор продажи предприятия заключается только в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, с обязательным приложением к нему документов, указанных в п. 2 ст. 561 ГК РФ. Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. В соответствии с комментируемой статьей установлено, что обязательными условиями договора купли-продажи предприятия являются: сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия; цена продажи предприятия; порядок и срок передачи предприятия покупателю; условия, в соответствии с которыми предприятие приобретено, и обязательства покупателя по выполнению этих условий (в случае продажи предприятия путем проведения торгов в форме конкурса); сведения о наличии или об отсутствии обременения в отношении предприятия, в том числе публичного сервитута; иные условия. Состав продаваемого предприятия, являющийся обязательным условием договора купли-продажи предприятия, определяется на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации (п. 1 ст. 561 ГК РФ). Правила проведения инвентаризации регламентированы в ст. 14 Закона о бухучете и в приказах Минфина России об инвентаризации имущества и финансовых обязательств (в настоящее время действует Приказ Минфина от 13 июня 1995 г. N 49 "Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"). Результаты инвентаризации должны быть отражены в специальном акте об инвентаризации.

В соответствии с общими правилами продажи предприятия, закрепленными п. 2 ст. 561 ГК РФ, установлено, что до подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований. Заключение договора продажи предприятия в рамках внешнего управления должно осуществляться с учетом общих правил гражданского законодательства, соответственно, необходимость проведения инвентаризации имущества продаваемого предприятия и привлечение независимого аудитора для получения заключения о составе и стоимости предприятия являются обязательными условиями его действительности. Однако из смысла возникающих отношений и особенностей реализации предприятия должника в рамках процедур несостоятельности можно сделать вывод, что инвентаризация должна осуществляться на этапе подготовки и принятия решения о включении продажи предприятия как меры по восстановлению платежеспособности должника в план внешнего управления. Что касается заключения аудитора о составе и стоимости имущества, то его получение обязательно только в отношении состава имущества, поскольку в соответствии с комментируемой статьей цена реализации предприятия определяется на торгах, а начальная цена в соответствии с п. 6 настоящей статьи определяется оценщиком. В части указания долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, необходимо учитывать, что при реализации предприятия должника в соответствии с абз. 2 п. 3 комментируемой статьи в его состав могут быть включены только текущие обязательства, т.е. те, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом.

Подлежат применению и иные общие правила продажи предприятия, установленные гражданским законодательством. Так, передача предприятия осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия, а также сведения о выявленных недостатках переданного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом ввиду его утраты. Подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором (ст. 563 ГК РФ).

Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами, и с этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия. Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права непосредственно после передачи предприятия покупателю.

Особенностью условий продажи предприятия в рамках внешнего управления является ограничение срока оплаты по заключаемому договору купли-продажи - не более тридцати дней со дня его подписания. Денежные средства, вырученные от продажи предприятия, включаются в состав имущества должника.




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247