СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 109 Меры по восстановлению платежеспособности должника

1. Комментируемая статья содержит перечень различных мероприятий как финансово-экономического, так и организационного характера по восстановлению платежеспособности должника. При этом перечень является открытым и допускает использование в целях внешнего управления иных мероприятий, прямо не регламентированных Законом. Вместе с тем для реализации перечисляемых в комментируемой статье мероприятий они должны быть прямо предусмотрены в плане внешнего управления, при этом, как правило, исходя из конкретного финансово-экономического положения должника, внешний управляющий предлагает одну либо несколько мер по восстановлению платежеспособности должника.

2. Перечисляемые в комментируемой статье мероприятия в основном конкретизированы в иных статьях Закона, однако некоторые из них не регламентируются детально, например такие, как перепрофилирование производства и закрытие нерентабельных производств. Поскольку данные меры имеют прежде всего экономический характер и не связаны юридически с распоряжением имуществом должника, осуществляются они по усмотрению внешнего управляющего, с согласия комитета кредиторов. Основные требования, предъявляемые к их осуществлению, - целесообразность, обоснованность и направленность на восстановление платежеспособности должника. Таким образом, для включения в план внешнего управления и последующей реализации данных мероприятий внешний управляющий должен представить доказательства и экономические расчеты, свидетельствующие о нерентабельности существующего производства, а также конкретные предложения об изменении специализации, модернизации производства, более рациональном использовании производственных мощностей либо переводе производства на выпуск конкурентоспособной продукции. Закрытие нерентабельных производств является радикальной мерой, предполагающей прекращение неэффективной деятельности. Как правило, оно сопровождается сокращением штата работников, продажей части имущества должника либо изменением его целевого назначения. Внешний управляющий помимо предложения о включении в план внешнего управления решения о закрытии нерентабельных производств должен представить предложения о судьбе высвобождаемого имущества.

Мероприятия по перепрофилированию производства, как правило, связаны с определенными финансовыми затратами, для их включения в план внешнего управления необходимо также представить расчет примерных сроков их окупаемости и прогноз рентабельности производства после проведенных мероприятий.

3. Одной из мер в соответствии с комментируемой статьей является взыскание дебиторской задолженности. Притом под дебиторской задолженностью подразумевается просроченная сумма долгов, причитающаяся лицу, в отношении которого введено внешнее управление (кредитору), от его контрагентов (должников). Данная мера дублирует обязанность внешнего управляющего принимать меры по взысканию задолженности перед должником, закрепленную п. 2 ст. 99 Закона, поэтому независимо от того, закреплена данная мера в плане внешнего управления или нет, внешний управляющий обязан заниматься взысканием дебиторской задолженности в целях восстановления платежеспособности должника. Взыскание дебиторской задолженности может быть связано с необходимостью обращения в суд и даже признанием самого дебитора банкротом. Вместе с тем необходимо отметить, что взыскание дебиторской задолженности является, как правило, лишь вспомогательной мерой по восстановлению платежеспособности должника, особенно если данная задолженность является просроченной либо проблемной. Законом не предусматривается и возможность продления сроков внешнего управления с учетом сроков взыскания дебиторской задолженности.

4. Продажа части имущества должника регламентирована ст. 111 Закона. Особенностью данной меры является то, что реализация части имущества не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности. Как правило, данная мера сопутствует таким мероприятиям, как закрытие нерентабельных производств или перепрофилирование производства должника. Порядок реализации части имущества детально регламентирован ст. 110 Закона, а оценка реализуемого имущества осуществляется в порядке, установленном ст. 130 Закона.

5. Одной из мер по восстановлению платежеспособности должника в соответствии с комментируемой статьей является уступка прав требований. Фактически данная мера является также продажей части имущества должника, порядок которой определен общими правилами, закрепленными ст. 110 Закона. Специальная ст. 112 Закона определяет особенности реализации данного имущества и обязательные условия, подлежащие закреплению в соответствующем договоре. Уступка прав требования осуществляется независимо от наступления сроков исполнения уступаемого обязательства и только с согласия собрания кредиторов.

6. Исполнение обязательств должника учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия либо третьим лицом или третьими лицами детально регламентировано ст. 113 Закона. При этом удовлетворению подлежат все требования кредиторов, включенные в реестр, в том числе неустойки (штрафы, пени), проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ в Закон была введена новая ст. 112.1, определяющая особенности погашения учредителем (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом задолженности по обязательным платежам в ходе внешнего управления. Таким образом, на законодательном уровне были определены особенности порядка погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам должника с учетом специфики правового регулирования отношений, являющихся основанием возникновения соответствующих обязательств.

В соответствии с абз. 10 п. 2 ст. 94 Закона установлено, что основанием заключения соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника, является решение органов управления должника. Таким образом, в случае исполнения обязательств должника третьим лицом или третьими лицами заключается соглашение, основанное на решении органов управления должника. Вместе с тем Законом не регламентируются последствия заключения такого рода соглашений и юридические последствия исполнения обязательств должника третьими лицами или третьим лицом, определяемые соответствующим соглашением сторон.

7. Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц является мерой, применимой только по отношению к должнику, имеющему организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью. В соответствии с нормами ст. 94 Закона для принятия решения о включении данной меры восстановления платежеспособности должника в план внешнего управления не требуется решения органов управления должника. Однако для рассмотрения возможности применения по отношению к должнику данной меры необходимо соответствующее заявление от участников или третьих лиц о желании внести соответствующий вклад в уставный капитал должника. Кроме того, реализация данной меры в отношении должника должна осуществляться с учетом норм Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и ГК РФ, а также устава конкретного должника.

Несмотря на то что в соответствии с комментируемой статьей предусматривается возможность восстановления платежеспособности должника за счет увеличения именно уставного капитала, аналогичные меры могут быть применены и к должникам, осуществляющим свою деятельность на основании складочного капитала или паевого фонда, - товариществам и производственным кооперативам. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставный фонд унитарного предприятия - должника также может быть увеличен за счет дополнительно передаваемого собственником имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия. В любом случае восстановление платежеспособности должника за счет увеличения его уставного (складочного) капитала (паевого или уставного) фонда осуществляется с учетом норм ГК РФ, специальных законов об отдельных видах юридических лиц и уставов соответствующих должников.

8. Размещение дополнительных обыкновенных акций должника как мера по восстановлению его платежеспособности применимо только в отношении акционерных обществ, регламентируется ст. 114 Закона, а в соответствии с п. 2 ст. 94 Закона для включения данной меры в план внешнего управления должно быть принято соответствующее решение органов управления должника. К органам управления акционерного общества в соответствии со ст. 103 ГК РФ относятся общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительный орган общества. В соответствии со ст. 48 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решение вопроса об увеличении уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций относится к компетенции общего собрания акционеров, если уставом общества решение данного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).

9. Продажа предприятия должника регламентируется ст. 110 Закона и предполагает продажу предприятия как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности. Основанием для включения данной меры в план внешнего управления является решение органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих крупных сделок должника (п. 2 ст. 94 Закона). Преимуществом данной меры является продажа предприятия как имущественного комплекса, но без кредиторской задолженности. Денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю предприятия в порядке и на условиях, которые установлены Законом. Вырученные от продажи предприятия средства будут направлены на погашение кредиторской задолженности. Вместе с тем возникает вопрос о дальнейшей судьбе должника, поскольку в том случае, если у должника в собственности находилось одно только предприятие, то его реализация делает фактически невозможным его дальнейшее функционирование.

10. Замещение активов должника предполагает создание на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. Данная мера восстановления платежеспособности должника регламентирована ст. 115 Закона. В соответствии с указанной статьей установлено, что вкладом в уставный капитал вновь создаваемого акционерного общества или обществ является имущество должника, состав которого определяется в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 110 Закона. В результате единственным учредителем создаваемого общества или обществ является должник, а их акции включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах. Продажа акций созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ должна обеспечить накопление денежных средств для восстановления платежеспособности должника. Решение о включении данной меры восстановления платежеспособности должника принимается на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника (п. 2 ст. 94 и абз. 1 п. 2 ст. 115 Закона). Кроме того, возможность замещения активов должника может быть включена в план внешнего управления при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника (абз. 2 п. 2 ст. 115 Закона).




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247