1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи устанавливаются дополнительные ограничения полномочий внешнего управляющего по управлению должником и распоряжению его имуществом. Поскольку деятельность должника во внешнем управлении не прекращается, естественно, что у должника возникают новые денежные обязательства. Вместе с тем для исключения злоупотреблений со стороны внешнего управляющего и обеспечения эффективности проведения процедуры внешнего управления предусматривается дополнительная обязательность согласования сделок, влекущих возникновение новых денежных обязательств. Однако данное ограничение действует только после того, как размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превысит 20% размера требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. До достижения указанного лимита внешний управляющий имеет право свободно распоряжаться имуществом должника с учетом требований Закона и заключать любые сделки, влекущие возникновение денежных обязательств, без дополнительных согласований с собранием с кредиторов или комитетом кредиторов.
2. Необходимо учитывать, что предусмотренные комментируемой статьей ограничения не распространяются на неденежные обязательства должника, т.е. обязательства должника по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Также речь идет о вновь заключаемых договорах и совершаемых сделках, т.е. ограничения, устанавливаемые в соответствии со ст. 104 Закона, не распространяются на текущие обязательства должника, поскольку они возникли до введения внешнего управления.
Для учета предельной величины денежных обязательств, по которым не требуется специального согласования, учитываются только требования конкурсных кредиторов, включенные в реестр. Буквальное толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что требования по обязательным платежам, включенные в реестр, не учитываются для целей установления дополнительных ограничений заключения внешним управляющим новых договоров и сделок.
3. В том случае, если сделка совершается после достижения установленного лимита денежных обязательств, но она предусмотрена планом внешнего управления, согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов на ее заключение не требуется. Таким образом, целью комментируемой статьи является предотвращение увеличения текущих денежных обязательств должника, не связанных с осуществлением мероприятий по восстановлению его платежеспособности.
4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи определено, что сделки, совершенные с нарушением установленных ограничений, могут быть признаны недействительными. В данном положении дублируются правила ГК РФ, действующие в отношении оспоримых сделок. Так, в соответствии с нормами комментируемой статьи установлено, что сделка, совершенная внешним управляющим с нарушением рассмотренного выше порядка, может быть признана судом недействительной только в том случае, если она признана таковой судом, и в том случае, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или не могла не знать о таком нарушении. Аналогичные нормы содержатся в ст. 174 ГК РФ, устанавливающей последствия нарушения лицом ограничения полномочий на совершение сделки. Основанием для признания недействительной сделки таковой в соответствии с нормами ст. 174 ГК РФ являются исковые требования лица, в интересах которого установлены ограничения. Применительно к комментируемой статье такие требования также имеют право заявить лица, заинтересованные в ограничении правоспособности должника по заключению сделок: конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, вновь утвержденный внешний управляющий.
5. В соответствии с комментируемой статьей не устанавливается, когда должно быть выражено согласие собрания кредиторов или комитета кредиторов на заключение сделки, влекущей за собой новые денежные обязательства должника после достижения установленного лимита. Предполагается, что оно должно быть получено до ее заключения, однако, если сделка была заключена без такого согласия, возможно его получение в последующем. И только если оно не получено и в последующем, в отношении данной сделки могут быть применены последствия ее недействительности, рассмотренные выше.
6. В том случае, если судом сделка, совершенная с нарушением установленного комментируемой статьей порядка, будет признана недействительной, применяются последствия, предусмотренные ст. 167 ГК РФ. Так, данная сделка не будет влечь за собой юридические последствия, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и будет являться недействительной с момента ее совершения. Также каждая из сторон данной сделки будет обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах. Также необходимо отметить, что, поскольку сделки, совершенные в нарушение ограничений, установленных п. 1 комментируемой статьи, являются оспоримыми, срок исковой давности по ним составляет один год со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (п. 2 ст. 181 ГК РФ).
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 882