1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи устанавливаются права внешнего управляющего, который в соответствии с п. 1 ст. 94 осуществляет полномочия руководителя должника. Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными для данного участника дела о банкротстве в ст. 20.3 Закона. К таким правам относится право созывать собрание кредиторов; созывать комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом; получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Законом; привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами; запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления; подать в арбитражный суд заявление об освобождении от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Однако наряду с общими правами в соответствии с п. 1 комментируемой статьи законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления. Прежде всего, поскольку внешний управляющий в соответствии с п. 1 ст. 94 Закона наделяется полномочиями руководителя должника, среди специальных прав внешнего управляющего указывается право распоряжаться имуществом должника. Однако при этом устанавливаются дополнительные ограничения - распоряжение имуществом осуществляется только в соответствии с планом внешнего управления, а также с учетом иных норм Закона. Ограничения, которые должны учитываться при реализации права внешнего управляющего распоряжаться имуществом должника, предусматриваются ст. ст. 101, 104 и 105 Закона. Так, в соответствии со ст. 101 Закона крупные сделки, а также сделки, в отношении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов. В соответствии со ст. 104 Закона, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). Кроме того, решения, в том числе по распоряжению имуществом должника, влекущие за собой увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) (ст. 105 Закона).
Важным правом, закрепленным п. 1 комментируемой статьи, является право внешнего управляющего заключать от имени должника мировое соглашение. Порядок разработки и заключения мирового соглашения в разных процедурах несостоятельности (банкротства) регламентирован гл. VIII Закона, особенности его заключения на стадии внешнего управления закреплены ст. 153 Закона, в соответствии с которой установлено, что в случае, если мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), решение о заключении мирового соглашения от имени должника может быть принято после принятия соответствующего решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения).
Следующим специальным правом внешнего управляющего является право заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст. 102 Закона. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст. 450 ГК РФ). Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором. Срок реализации данного права ограничен тремя месяцами с даты введения внешнего управления, распространяется только на неисполненные или частично неисполненные сделки и, если такой отказ не предусмотрен самом договором, возможен только в отношении тех сделок, исполнение которых препятствует восстановлению платежеспособности должника либо может повлечь за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.
В отношении уже исполненных сделок в соответствии с п. 1 комментируемой статьи внешнему управляющему предоставляется право подавать в арбитражный суд от имени должника иски и заявления о признании их недействительными, а также требовать применения последствий их недействительности. Общий порядок признания сделок недействительными в процедурах несостоятельности (банкротства) регламентирован гл. III.1 Закона, которой помимо общих оснований признания недействительными сделок, предусмотренных § 2 гл. 9 ГК РФ, устанавливаются дополнительные основания для оспаривания - подозрительность сделок и заключение сделки, влекущей за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами (ст. ст. 61.2 и 61.3 Закона). Помимо сделок внешний управляющий имеет право подавать в арбитражный суд заявления о признании недействительными решений, исполненных должником с нарушением требований Закона.
К числу таких решений можно отнести, например, решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками); о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций; об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц; о заключении договоров простого товарищества, запрет на которые устанавливается после введения в отношении должника наблюдения (п. 3 ст. 64 Закона).
Если в отношении должника ранее было введено финансовое оздоровление, то к числу решений, которые подпадают под возможность их последующего обжалования внешним управляющим, могут относиться решения об удовлетворении требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкупе или приобретении должником размещенных акций либо выплате действительной стоимости доли (пая) (абз. 6 п. 1 ст. 81 Закона), а также решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) должника в том случае, если оно не были согласовано с собранием кредиторов (комитетом кредиторов) и лицами, предоставившими обеспечение (абз. 4 п. 3 ст. 82 Закона). Помимо возможности признания недействительными решений, исполненных должником в нарушение требований Закона, внешнему управляющему предоставляется право взыскания в судебном порядке убытков, причиненных действиями (бездействием) членов коллегиальных органов управления должника, членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, собственника имущества должника, лиц, действовавших от имени должника в соответствии с доверенностью, иных лиц, действовавших в соответствии с учредительными документами должника. Данные требования согласуются с нормами п. 1 ст. 10 Закона, в соответствии с которым устанавливается обязанность руководителя должника или учредителя (участника) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, члена органа управления должника, члена ликвидационной комиссии (ликвидатора) в случае нарушения Закона возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливаются обязанности внешнего управляющего, которые согласуются с его ролью в процедуре внешнего управления.
Прежде всего, поскольку к внешнему управляющему переходят полномочия по управлению должником, на него возлагаются обязанности по принятию в управление имущества должника и проведению его инвентаризации; ведению бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности. При проведении инвентаризации внешний управляющий выявляет фактическое наличие имущества должника, сопоставляет фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, проверяет полноту отражения в учете обязательств организации-должника. В настоящее время при проведении инвентаризации применяются Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49.
Применительно к специфике реализации арбитражным управляющим своих полномочий в рамках внешнего управления он обязан разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов. Срок разработки такого плана составляет не менее одного месяца с даты утверждения внешнего управляющего (п. 1 ст. 106 Закона). После разработки плана внешнего управления внешний управляющий обязан реализовывать предусмотренные им мероприятия, а также информировать комитет кредиторов о их реализации и представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления. Как руководитель должника, а также в соответствии с п. 3 ст. 100 Закона внешний управляющий обязан заявлять возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов. Общий порядок установления требований кредиторов регламентирован ст. 106 Закона. Еще одной обязанностью внешнего управляющего как руководителя должника является взыскание задолженности перед должником.
Помимо этого внешний управляющий, как любой арбитражный управляющий, независимо от конкретной процедуры, для ведения которой он назначен, обязан в соответствии с п. 2 ст. 20.3 Закона принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; вести реестр требований; предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов; в случае выявления признаков административных правонарушений и (или) преступлений сообщать о них в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях; предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц; разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных обязанностей в рамках внешнего управления; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства. Реестр требований кредиторов ведется внешним управляющим с учетом требований ст. 16 Закона, кроме того, кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления, а порядок их рассмотрения регламентируется ст. 100 Закона.
Также необходимо отметить, что, поскольку на внешнего управляющего возложены полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника (п. 1 ст. 20.2 Закона).
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1119