1. Одним из важнейших средств для достижения цели внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей, который позволяет использовать суммы, предназначенные для исполнения денежных обязательств, на проведение соответствующих организационных и экономических мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния должника.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что мораторий распространяется на требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением текущих платежей. При этом под текущими платежами понимаются денежные обязательства об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (п. 1 ст. 5 Закона). Текущие требования должны удовлетворяться по мере наступления срока их исполнения и не должны вноситься в реестр. Поскольку текущие кредиторы оказываются достаточно уязвимой категорией, они имеют право настаивать на немедленном исполнении своих требований. Кредиторы по текущим платежам при проведении внешнего управления не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве, однако при этом вправе обжаловать действия или бездействие внешнего управляющего в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, если такие действия или бездействие нарушают их права и законные интересы.
Как справедливо обратил внимание В.А. Химичев, мораторий в процедуре внешнего управления охарактеризован как правовой режим. При этом основные элементы данного института правовой системы содержатся не только в нормах, регулирующих внешнее управление, но и в нормах, касающихся других процедур банкротства. В связи с этим необходимо различать мораторий (как правовой режим) в узком значении термина - применительно к внешнему управлению и в широком - относительно всех процедур банкротства <190>.
--------------------------------
<190> Химичев В.А. Осуществление и защита гражданских прав при несостоятельности (банкротстве). М.: Волтерс Клувер, 2006.
По своей правовой природе мораторий представляет собой ограничение прав кредиторов, имеющее целью высвободить денежные средства должника, используемые для удовлетворения требований кредиторов, и направить их на осуществление предпринимательской деятельности, не исполняя обязательств. Аналогичная позиция по данному вопросу приводится в юридической литературе <191>.
--------------------------------
<191> Ращевский Е. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов // Хозяйство и право. 2001. N 11; Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004. С. 347.
На данное обстоятельство обращал внимание и Конституционный Суд РФ. В Постановлении от 3 июля 2001 г. N 10-П <192> Конституционный Суд РФ установил: поскольку мораторий представляет собой публично-правовое вмешательство в частноправовые отношения, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с введением моратория на удовлетворение требований кредиторов, должно основываться на общеправовом принципе соразмерности и пропорциональности вводимых ограничений, с тем чтобы исключить произвольное ухудшение положения кредиторов. Исходя из этого важно определить, какие требования подпадают под действие моратория.
--------------------------------
<192> Российская газета. 2001. N 130; СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3058; Вестник КС РФ. 2001. N 6.
При определении критериев отнесения обязательства, подпадающего под действие моратория, необходимо также принимать во внимание характер такого обязательства: оно должно быть денежным (долговым). Исходя из буквального толкования положений п. 1 ст. 95 Закона и учитывая, что требование о передаче имущества в натуре не является денежным, мораторий на данные обязательства не распространяется.
2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи конкретизируются перечень требований, подпадающих под мораторий, и перечень требований, на которые режим моратория не распространяется. Как следует из данного перечня, под мораторий подпадают только денежные требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Данное положение является обоснованным, поскольку именно для удовлетворения своих требований конкурсными кредиторами было инициировано внешнее управление.
Мораторий проявляется в приостановлении действия исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Однако в данном положении предусмотрен ряд исключений: допускается исполнение исполнительных документов кредиторов первой и второй очереди, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате; о выплате вознаграждений по авторским договорам; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; о возмещении морального вреда; а также об истребовании имущества из чужого незаконного владения и о взыскании задолженности по текущим платежам.
Требования, подпадающие под исключение из принципа моратория, удовлетворяются по мере их поступления (для них устанавливается режим, идентичный режиму текущих требований). При этом возможно обращение кредиторов в суд в порядке искового производства. Позиция ВАС РФ в отношении данных требований заключается в том, что их удовлетворение должно осуществляться с соблюдением очередности, установленной ст. 855 ГК РФ <193>.
--------------------------------
<193> Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2002 г. N 404/01 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 10.
Закон не закрепляет в числе исключений из принципа моратория требования по уплате алиментов. Представляется, что данное исключение можно применять только в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку субъектами таких требований могут быть исключительно физические лица, в отношении которых внешнее управление не вводится.
Рассматривая особенности правового режима моратория в рамках внешнего управления, необходимо отметить, что приостановление исполнительных документов, составляющее содержание данного правового режима, предусматриваются и в рамках иных процедур несостоятельности. Так, в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 63 Закона устанавливается, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения. Приостановление осуществления имущественных взысканий по исполнительным документам конкурсных кредиторов и уполномоченных органов предусматривается и в рамках финансового оздоровления (абз. 5 п. 1 ст. 81 Закона). Основная цель рассмотренных норм заключается в исключении злоупотреблений со стороны кредиторов, имеющих права на бесспорное взыскание денежных средств с должника. В рамках внешнего управления введение моратория помимо исключения злоупотреблений со стороны данной категории кредиторов имеет также своей целью создание финансовой возможности восстановления должником платежеспособности за счет предоставленной отсрочки исполнения обязательств перед конкурсными кредиторами и уполномоченными органами. Основным отличием режима моратория, применяемого в рамках внешнего управления, от рассмотренных выше мер в рамках наблюдения и финансового оздоровления является начисление на сумму требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов процентов в размерах и порядке, установленных настоящей статьей. Таким образом, мораторий напоминает другой правовой институт - отсрочку исполнения обязательства, с той разницей, что срок исполнения уже наступил и отсрочка касается принудительного взыскания.
Введение моратория предусматривает прекращение начисления неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Вместо этого на сумму требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, как было отмечено выше, начисляются проценты в порядке и размере, предусмотренных комментируемой статьей. При этом необходимо дифференцировать проценты, являющиеся финансовыми санкциями (т.е. ответственностью) за ненадлежащее исполнение обязательств, и проценты, являющиеся платой за пользование чужими денежными средствами. В рамках моратория прекращает начисляться только первая категория процентов; вторая имеет тот же статус, что и требования в части основного долга. По мнению ВАС РФ, кредиторы, у которых право требования долга вытекает из обязательств, возникших до введения моратория, имеют право в период проведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Однако предъявление должнику указанных требований возможно только после окончания моратория, т.е. после прекращения внешнего управления имуществом должника <195>.
--------------------------------
<195> Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2002 г. N 404/01 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 10.
Начисление процентов в соответствии с режимом моратория осуществляется на сумму требований, установленных по правилам, закрепленным ст. 4 Закона. Так, в соответствии с ч. 2 п. 1 указанной статьи состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Исходя из данной нормы начисление процентов во внешнем управлении в соответствии с правовым режимом моратория осуществляется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, срок исполнения которых наступил до даты введения внешнего управления. Учитывая смысл ст. 4, начисление процентов в соответствии с режимом моратория осуществляется на сумму основного долга без учета суммы уже начисленных на дату введения внешнего управления штрафов (пени) и иных финансовых санкций. За неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, срок исполнения которых наступил после даты введения внешнего управления, продолжают начисляться неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции в порядке, определенном соответствующим договором или законом.
В соответствии с порядком, закрепленным комментируемой статьей, определяется, что проценты, начисляемые на сумму требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, выраженных в рублях РФ, устанавливаются в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату введения внешнего управления. В том случае, если требования к должнику были первоначально выражены в иностранной валюте, в соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 4 их состав и размер определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Таким образом, в том случае, если срок исполнения денежного обязательства, выраженного в иностранной валюте, наступил до даты введения наблюдения, их размер определяется по курсу, установленному ЦБ РФ на дату введения наблюдения; если срок наступил в период наблюдения, но до даты введения финансового оздоровления, то денежное обязательство пересчитывается по курсу, установленному ЦБ РФ на дату введения финансового оздоровления. Если срок исполнения денежного обязательства, выраженного в иностранной валюте, наступил в течение осуществления финансового оздоровления, но до введения внешнего управления, то оно подлежит пересчету по курсу ЦБ РФ, установленному на дату введения внешнего управления. Таким образом, устанавливаются единый порядок начисления и размер процентов по всем требованиям, подпадающим под режим моратория.
Важным положением, закрепленным комментируемой статьей, является возможность заключения внешним управляющим соглашения с конкурсными кредиторами о меньшем размере процентов либо более коротком сроке их начисления по сравнению с установленным порядком. Этот вопрос может быть предметом обсуждения собрания кредиторов, должен решаться в индивидуальном порядке в соответствии с волей конкретного кредитора. Закрепление данной возможности позволяет законодателю в определенной степени обеспечить баланс интересов не только должника (путем предоставления режима моратория), но и кредиторов (путем возможности заключения такого соглашения). Вероятно, что при заключении такого рода соглашений кредиторы, соглашаясь на определенные уступки в пользу должника, могут ставить определенные условия, связанные с достижением собственных интересов (сокращение периода внешнего управления, организационные мероприятия, перепрофилирование производства и т.д.).
3. Закон детализирует период начисления процентов: согласно положению абз. 7 п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что проценты на сумму требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов начинают начисляться с даты введения внешнего управления. Обстоятельствами, с которыми в соответствии с комментируемыми нормами связывается прекращение начисления процентов по денежными обязательствам и обязательным платежам, подпадающим под режим моратория, являются:
вынесение арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди;
удовлетворение требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа должником или третьим лицом в ходе внешнего управления;
принятие решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
При этом начисленные в период действия режима моратория проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору или уполномоченному органу, на собраниях кредиторов. Данное положение соответствует общему правилу, установленному абз. 2 п. 3 ст. 12, в соответствии с которым подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются. Несмотря на то что в соответствии с режимом моратория начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций прекращается, вместо них начисляются проценты, правовые последствия их начисления в целях определения количества голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на собраниях кредиторов аналогичны.
4. В соответствии с комментируемой статьей устанавливается, что начисленные в период действия моратория проценты подлежат уплате конкурсным кредиторам и уполномоченным органам одновременно с суммой основного долга в порядке, установленном ст. 121 Закона. Согласно указанной статье расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди. Общий порядок и особенности расчетов с кредиторами по каждой очереди в рамках процедур внешнего управления и конкурсного производства определяются ст. ст. 134 - 138 Закона. Непосредственно порядок расчетов с конкурсными кредиторами и уполномоченными органами, включаемыми в третью очередь, регламентируется ст. 137 Закона, в соответствии с абз. 3 которой установлено, что требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Таким образом, установленный порядок расчетов предполагает, что первоначально подлежат погашению сумма основной задолженности перед конкурсными кредиторами и уполномоченными органами и проценты, начисленные в период действия режима моратория, а только затем начисленная до введения режима моратория неустойка (штрафы, пени) и иные финансовые санкции. Кроме того, следует учитывать, что погашение задолженности перед конкурсными кредиторами и уполномоченными органами в рамках внешнего управления осуществляется по общему правилу, закрепленному п. 4 ст. 134 Закона, в третью очередь.
В том случае, если внешнее управление не достигло своих целей и в отношении должника было введено конкурсное производство, устанавливается, что уплата начисленных в период действия режима моратория процентов, если они не были погашены ранее, осуществляется в рамках конкурсного производства одновременно с удовлетворением требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам в третью очередь (ст. 134 Закона).
5. В соответствии с п. 3 устанавливается исключение из общей нормы, согласно которой мораторий не распространяется на денежные требования, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, независимо от того, на какую дату возникли эти требования. Односторонний отказ от исполнения договорных обязательств, если он не предусмотрен самим договором или законом, не допускается (ст. 310 ГК РФ). Вместе с тем в соответствии со ст. 102 Закона устанавливается право внешнего управляющего в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах. Однако при этом сторона по договору, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника. Данная норма соответствует нормам ст. 393 ГК РФ, в соответствии с которыми должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Таким образом, отказ от исполнения договора порождает у стороны по договору право требовать возмещения убытков, как если бы срок исполнения обязательства уже наступил. Внешний управляющий отказывается от исполнения договоров уже после введения внешнего управления и по общему правилу (п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве) обязан был бы возместить убытки, причиненные отказом от договорных обязательств, если бы данный пункт не предписывал распространение моратория на названные обязательства.
6. Пункт 5 комментируемой статьи дублирует предписания п. 2, перечисляя денежные требования, на которые не распространяется режим моратория. Вместе с тем, если в п. 2 речь идет о требованиях, основанных на исполнительных документах, в п. 5 говорится о любых денежных требованиях, связанных:
с взысканием задолженности по заработной плате;
с выплатой вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью;
с возмещением морального вреда.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 6479