1. Финансовое оздоровление является процедурой банкротства, впервые появившейся в законодательстве РФ с введением в действие комментируемого Закона, поэтому его принято рассматривать как новую процедуру для российского конкурсного права. Финансовое оздоровление усиливает продолжниковую направленность комментируемого Закона, поскольку оно увеличивает количество реабилитационных процедур, предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления своей платежеспособности и может быть введено даже помимо воли кредиторов.
Финансовое оздоровление является необязательной процедурой банкротства и может применяться только при наличии оснований: ходатайства заинтересованных лиц и предоставления ими необходимого обеспечения (при этом следует учитывать, что согласно п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ N 29 предоставление обеспечения в некоторых случаях не является обязательным).
Финансовое оздоровление считается пассивной оздоровительной процедурой, поскольку по общему правилу не предполагает совершения особых восстановительных мероприятий, а управление осуществляется не арбитражным управляющим, а органами управления должника. По своей сущности финансовое оздоровление является реструктуризацией задолженности должника. Но ошибочным представляется высказываемое в литературе мнение о том, что финансовое оздоровление является разновидностью соглашения кредиторов между собой и должником. Реструктуризация долга в данном случае имеет место не на основании договора (как, например, при новации, отступном и т.п.), а на основании закона. К тому же введение финансового оздоровления возможно и помимо воли кредиторов. Реструктуризация долга заключается в предоставлении должнику отсрочки и рассрочки уплаты долгов на срок введения финансового оздоровления.
2. В отличие от других процедур банкротства для финансового оздоровления законом предусмотрен особый порядок введения - исключительно по ходатайству заинтересованных лиц.
Если лиц, заинтересованных в сохранении деятельности должника, нет, финансовое оздоровление не может быть введено, поскольку такие лица не только подают ходатайство о введении финансового оздоровления, но и предоставляют гарантии кредиторам на случай, если введение финансового оздоровления не приведет к восстановлению платежеспособности должника.
С ходатайством о введении финансового оздоровления могут обратиться:
должник (на основании решения своих учредителей (участников), а если должник является унитарным предприятием - то на основании решения органа, уполномоченного собственником имущества);
учредители (участники) должника;
орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия;
третье лицо или третьи лица (т.е. любое лицо, заинтересованное в судьбе должника, в том числе это может быть и кредитор).
Особенности подачи ходатайства отдельными заинтересованными лицами конкретизированы в ст. ст. 77, 78 комментируемого Закона.
3. По общему правилу в установленном порядке с ходатайством о введении финансового оздоровления заинтересованные лица вправе обратиться к первому собранию кредиторов.
Порядок обращения с ходатайством урегулирован в п. 2 комментируемой статьи. Лицо, принявшее решение об обращении к первому собранию кредиторов с таким ходатайством, обязано не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов представить само ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд. Из смысла комментируемой статьи вытекает, что при нарушении установленного порядка обращения с ходатайством заинтересованное лицо не вправе обратиться с таким ходатайством, т.е. лишается права на его подачу. К нарушениям порядка обращения с ходатайством можно отнести в том числе непредставление ходатайства временному управляющему или в арбитражный суд за 15 дней до первого собрания кредиторов, представление ходатайства названным лицам по истечении 15-дневного срока и т.п. Указанные нарушения должны влечь отказ в рассмотрении ходатайства, поскольку не позволяют сформировать заранее повестку дня первого собрания кредиторов, уведомить о ней кредиторов в срок, предусмотренный ст. 13 комментируемого Закона, исполнить временному управляющему возложенные на него обязанности по информированию и т.д. Тем не менее судебная практика исходит из другого: согласно п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ N 29 пропуск установленного в п. 2 ст. 76 Закона о банкротстве 15-дневного срока для представления ходатайства о введении финансового оздоровления первому собранию кредиторов сам по себе не является препятствием для принятия первым собранием кредиторов решения о введении финансового оздоровления.
Временный управляющий обязан предоставить кредиторам возможность ознакомления с указанными документами до проведения первого собрания кредиторов. Для исполнения данной обязанности управляющий должен уведомить кредиторов о поступлении таких документов и сообщить о месте и времени, где можно с ними ознакомиться.
Кредиторы на первом собрании, изучив ходатайство и представленные с ним документы, могут принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления или иное решение. В первом случае на основании решения собрания кредиторов арбитражный суд выносит определение о введении финансового оздоровления. При этом арбитражный суд не может ввести иную процедуру, мнение кредиторов обязательно для арбитражного суда, который должен согласиться с ним, не проверяя целесообразности, не оценивая представленные документы.
Если первое собрание кредиторов приняло решение о необходимости введения иной процедуры, финансовое оздоровление может быть введено только в случаях, указанных в Законе (п. 3 ст. 75 комментируемого Закона).
4. В случаях, установленных Законом, с ходатайством о введении финансового оздоровления заинтересованные лица могут обратиться к арбитражному суду. При этом финансовое оздоровление может быть введено помимо или даже против воли кредиторов. Такими случаями являются: если собрание кредиторов не приняло решения о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве (п. 2 ст. 75 комментируемого Закона); и если собрание кредиторов ходатайствует о введении иной процедуры банкротства помимо финансового оздоровления (п. 3 ст. 75 комментируемого Закона). В названных случаях финансовое оздоровление вводится только при наличии оснований (т.е. ходатайства и достаточного обеспечения).
5. Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано заинтересованными лицами в ходе наблюдения. По истечении срока наблюдения такое ходатайство подано быть не может, поскольку определение о введении финансового оздоровления может быть принято только на первом заседании арбитражного суда по делу о банкротстве, проводимом по окончании наблюдения.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 2844