СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 29 Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкр

1. Система федеральных органов исполнительной власти, наделенных компетенцией по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства, включает:

Правительство Российской Федерации; регулирующий орган;

орган по контролю (надзору);

уполномоченные органы.

Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в соответствии с нормами комментируемой статьи, несмотря на их упоминание в ее названии, ограничиваются фискальными интересами. Непосредственно о возможности их участия в решении вопросов финансового оздоровления и банкротства законодатель упоминает только в п. 5 комментируемой статьи, указывая, что порядок учета мнений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при определении федеральными органами исполнительной власти своей позиции как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, устанавливается Правительством РФ.

2. Органом, осуществляющим государственную политику по вопросам финансового оздоровления и банкротства, является Правительство РФ, которое в соответствии с п. 1 комментируемой статьи наделяется следующими полномочиями:

1) устанавливает порядок подачи уполномоченным органом по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, заявлений о признании должника банкротом;

2) устанавливает порядок объединения и представления в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам;

3) координирует деятельность представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам. На настоящий момент Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 <137> утверждено Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в котором отмеченные выше вопросы урегулированы;

--------------------------------

<137> СЗ РФ. 2004. N 23. Ст. 2310.

4) устанавливает порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2006 г. N 301 "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций военно-промышленного комплекса" <138> утверждено Положение о правительственной комиссии по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций военно-промышленного комплекса.

--------------------------------

<138> Там же. 2006. N 114. Ст. 2333.

Вместе с тем полномочия Правительства РФ по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства обозначенным в комментируемой статье перечнем не ограничиваются.

Так, в соответствии со ст. 2 Закона устанавливается, что определение регулирующего органа и органа по контролю (надзору), а также уполномоченных органов в сфере конкурсных отношений относится к компетенции Правительства РФ. Кроме того, Правительством РФ регламентирован порядок предъявления требований по обязательствам перед РФ в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве <139>.

--------------------------------

<139> Постановление Правительства от 29 мая 2004 г. N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (вместе с Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве).

Правительством Российской Федерации устанавливается порядок расчетов в целях погашения требований к должнику об уплате обязательных платежей учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и (или) третьим лицом (п. 13 ст. 71.1, п. 13 ст. 85.1, п. 13 ст. 112.1 Закона).

Правительство РФ определяет порядок и условия капитализации платежей в возмещение вреда жизни или здоровью граждан, подлежащих уплате в соответствии с п. 1 ст. 135 Закона. В соответствии с п. 2 ст. 190 Закона устанавливается, что перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные § 5 гл. IX Закона правила, утверждается Правительством РФ.

В соответствии с п. 5 комментируемой статьи также определяется, что к компетенции Правительства РФ относится установление порядка учета мнений органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления при определении федеральными органами исполнительной власти своей позиции как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Более подробно полномочия Правительства РФ в сфере предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций сформулированы в ст. 191 Закона, в соответствии с которой к его компетенции относятся:

организация и проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;

проведение реорганизации стратегических предприятий и организаций;

погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;

обеспечение проведения реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

содействие достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;

проведение досудебной санации стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном комментируемым Законом;

осуществление иных мер, направленных на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций.

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи к числу органов, наделенных компетенцией по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства, относятся уполномоченные органы. Согласно ст. 2 Закона под уполномоченными органами понимаются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ, муниципальных образований.

Постановлением Правительства от 29 мая 2004 г. N 257 установлено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

Порядок предъявления и объединения требований по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также в государственные внебюджетные фонды и требований по денежным обязательствам перед РФ в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, определен Положением, утв. указанным Постановлением Правительства РФ.

4. В соответствии с новой редакцией комментируемой статьи, введенной Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ, осуществлено разделение функций по регулированию и контролю (надзору) в сфере конкурсных отношений.

Пунктом 3 определяются полномочия органа по контролю (надзору), которым признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и СРО арбитражных управляющих (ст. 2 Закона). Полномочиями данного органа являются:

включение сведений о некоммерческих организациях в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих и его ведение, порядок которого определен ст. 22.2 Закона;

осуществление контроля (надзора) за соблюдением СРО арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность СРО (ст. 23.1 Закона);

проведение проверок деятельности СРО арбитражных управляющих в порядке, установленном регулирующим органом;

обращение в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческих организациях из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих в случаях, установленных комментируемым Законом. В соответствии с п. 9 ст. 23.1 Закона заявление об исключении сведений о некоммерческой организации из единого реестра СРО арбитражных управляющих подается органом по контролю (надзору) в случае несоответствия СРО арбитражных управляющих требованиям, установленным в отношении числа ее членов и компенсационного фонда абз. 2 и 4 п. 2 ст. 21 Закона, либо нарушения СРО более двух раз в течение года иных требований Закона и иных нормативных актов, имеющего неустранимый характер;

участие в организации подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоретического экзамена по единой программе их подготовки, а также утверждение состава комиссии по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, состав которой утверждается органом по контролю (надзору). В состав комиссии по приему теоретического экзамена включаются представители образовательного учреждения и органа по контролю (надзору) (п. 1 ст. 20.1 Закона);

возбуждение дел об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, СРО арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, рассмотрение таких дел или направление их для рассмотрения в арбитражный суд. В соответствии с п. 10 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью СРО арбитражных управляющих, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.12, ч. ч. 1 - 3 ст. 14.13, ст. 14.23, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6 и 19.7 КоАП РФ, в случае, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими;

оказание поддержки СРО арбитражных управляющих и арбитражным управляющим в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и связанных с вопросами трансграничной несостоятельности (несостоятельности (банкротства), осложненной иностранным элементом);

установление статуса объединения СРО арбитражных управляющих в качестве национального объединения СРО путем включения соответствующих сведений в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих. Основания признания объединения СРО арбитражных управляющих национальным установлены ст. 26.1 Закона;

включение сведений об арбитражных управляющих в сводный государственный реестр арбитражных управляющих, имеющий информационный характер, и ведение сводного государственного реестра арбитражных управляющих в порядке, установленном регулирующим органом;

исключение сведений о некоммерческих организациях из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих. Основаниями для исключения таких сведений являются либо решение органа по контролю (надзору) в случае принятия членами СРО арбитражных управляющих или арбитражным судом решения о ее ликвидации, либо решение арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору), поданного по основаниям, предусмотренным п. 9 ст. 23.1 Закона.

Перечень полномочий органа по контролю (надзору) имеет открытый характер, допускающий его наделение иными правами и обязанностями нормами комментируемого Закона, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Постановлением Правительства от 3 февраля 2005 г. N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью СРО арбитражных управляющих" установлено, что данные функции переданы Федеральной регистрационной службе <140>. Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесены: участие в организации подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоретического экзамена по единой программе их подготовки (п. 5.10 Положения); утверждение состава комиссии по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих (п. 5.11 Положения).

--------------------------------

<140> СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 464.

6. Регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления (ст. 2 Закона). В соответствии с Постановлением Правительства РФ (в ред. от 5 ноября 2009 г.) установлено, что Министерство экономического развития Российской Федерации является регулирующим органом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" <141>.

--------------------------------

<141> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.

Перечень полномочий регулирующего органа, приведенный в п. 4 комментируемой статьи, ограничивается утверждением единой программы подготовки арбитражных управляющих, правил проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе, а также федеральных стандартов.

До 1 января 2010 г., а также после указанного срока до момента внесения в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих сведений о национальном объединении СРО арбитражных управляющих его полномочия по разработке федеральных стандартов осуществляются регулирующим органом (п. 13 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ).

В соответствии с п. 11 ст. 26.1 Закона устанавливается, что национальным объединением СРО арбитражных управляющих разрабатываются федеральные стандарты, в том числе в части:

порядка ведения и содержания реестра требований кредиторов;

подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов;

анализа финансового состояния должника; подготовки отчетов арбитражного управляющего;

проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;

проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов - арбитражных управляющих.

Разработанные национальным объединением СРО арбитражных управляющих федеральные стандарты направляются регулирующему органу для утверждения. В течение 60 рабочих дней с даты их представления регулирующий орган обязан либо утвердить представленные стандарты, либо выдать мотивированный отказ в их утверждении.

Утвержденные федеральные стандарты не подлежат государственной регистрации, однако они должны быть опубликованы регулирующим органом и вступают в силу только по истечении 10 дней с даты их опубликования. Порядок опубликования должен соответствовать требованиям, установленным для опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, утвержденные федеральные стандарты должны быть опубликованы на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет.

7. Вместе с тем необходимо отметить, что полномочия регулирующего органа не ограничиваются перечисленными в п. 4 комментируемой статьи.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 28 Закона регулирующий орган устанавливает порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в том числе:

порядок формирования этого реестра в электронной форме;

порядок и сроки включения арбитражными управляющими, СРО и органом по контролю (надзору) сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;

порядок их размещения в сети Интернет;

тираж официального издания, периодичность, порядок и срок их опубликования, цены на такие услуги.

Кроме того, регулирующий орган обеспечивает доступность сведений, содержащихся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, путем их размещения в сети Интернет и опубликования в официальном издании.

Обязанность регулирующего органа осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в сфере финансового оздоровления и банкротства, предусматривается также в иных статьях Закона. В частности, регулирующий орган обязан:

установить порядок представления органом по контролю (надзору) арбитражному суду кандидатуры арбитражного управляющего саморегулируемой организацией арбитражных управляющих из числа СРО (п. 8 ст. 45 Закона);

установить требования к электронным площадкам, требования к операторам электронных площадок и порядок проведения открытых торгов в электронной форме, а также их соответствие установленным требованиям при реализации предприятия должника (п. 20 ст. 110 Закона);

установить порядок проведения проверок деятельности СРО арбитражных управляющих органом по контролю (надзору) (п. 3 комментируемой статьи);

определить порядок включения сведений об арбитражных управляющих в сводный государственный реестр арбитражных управляющих и порядок его ведения (п. 3 комментируемой статьи).

8. Полномочия территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства носят вспомогательный характер. Пунктом 6 комментируемой статьи определяется их обязанность предоставлять информацию об организациях, имеющих лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Периодичность представления данной информации в арбитражный суд является ежемесячной.

Кроме комментируемой нормы п. 2 ст. 45 Закона предусматривается обязанность территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в течение семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом представить в арбитражный суд и заявленную СРО арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" <142> территориальными органами безопасности являются управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации.

--------------------------------

<142> СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254.

Глава II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247