1. В соответствии с нормами комментируемой статьи определяются полномочия органа по контролю (надзору) за деятельностью СРО. Обращает на себя внимание значительная схожесть комментируемых норм с нормами Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <112>. При этом под государственным контролем понимается согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных указанным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Несмотря на то что деятельность СРО непосредственно не указывается в данных нормах как объект контроля, его понятие позволяет включить отношения, возникающие при осуществлении государственного контроля за деятельностью СРО арбитражных управляющих, в сферу действия указанного нормативного акта.
--------------------------------
<112> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
2. В пункте 1 комментируемой статьи устанавливается, что полномочия по контролю за деятельностью СРО арбитражных управляющих принадлежат органу по контролю (надзору) в сфере банкротства. Вместе с тем порядок его осуществления регламентируется регулирующим органом. Соответственно, предполагается принятие нормативного акта, определяющего особенности осуществления государственного контроля в отношении СРО арбитражных управляющих с учетом общих правил, предусмотренных в комментируемой статье.
Таким образом, в соответствии с действующей редакцией Закона функции регулирующего органа и органа по контролю (надзору) разделены и предполагается их передача разным федеральным органам исполнительной власти.
В ранее действовавшей редакции Закона предполагалось наделение функциями по контролю за СРО арбитражных управляющих регулирующего органа. В связи с этим Постановлением Правительства от 3 февраля 2005 г. N 52 было утверждено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба <113>. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 365 было утверждено Положение о проведении проверок деятельности СРО арбитражных управляющих регулирующим органом <114>, действующее на настоящий момент в части, не противоречащей нормам комментируемого Закона в новой редакции. Вопросы проведения регулирующим органом проверок деятельности СРО арбитражных управляющих урегулированы также Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по проведению в установленном порядке проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной регистрационной службы, принятию по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утв. Приказом Минюста России от 25 декабря 2006 г. N 380 <115>.
--------------------------------
<113> Российская газета. 2005. 9 февраля.
<114> СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2662.
<115> БНА ФОИВ. 2007. N 10.
3. Порядок проведения проверок СРО арбитражных управляющих регламентируется нормами п. п. 2 - 8 комментируемой статьи.
Прежде всего определяется предмет контроля, осуществляемого в отношении СРО арбитражных управляющих, в соответствии с комментируемыми нормами. При этом предметом контроля является соблюдение СРО арбитражных управляющих требований как комментируемого Закона, так и других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность СРО арбитражных управляющих.
В соответствии с п. п. 7 - 10 Положения о проведении проверок деятельности СРО арбитражных управляющих регулирующим органом разрабатываются основные направления контроля, на основании анализа которых можно определить сферу реализации полномочий органа по контролю (надзору) согласно нормам комментируемой статьи.
В частности, указанным нормативным актом устанавливается, что в целях осуществления контроля за соблюдением СРО федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих ее деятельность, уполномоченный орган проверяет:
а) соответствие организационной структуры СРО требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)";
б) наличие установленного комментируемым Законом числа арбитражных управляющих и их соответствие требованиям, определенным ст. 20 этого Закона (в действующей редакции данные требования устанавливаются ст. 21);
в) наличие компенсационного фонда, а также соответствие условий и порядка размещения и расходования средств компенсационного фонда;
г) учредительные документы СРО, а также документы, подтверждающие ее государственную регистрацию и внесение в единый государственный реестр СРО;
д) ведение саморегулируемой организацией реестра арбитражных управляющих, достоверность указанных в нем сведений и своевременность внесения в него изменений;
е) осуществление саморегулируемой организацией контроля за соблюдением арбитражными управляющими комментируемого Закона и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;
ж) рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих;
з) обеспечение саморегулируемой организацией информационной открытости своей деятельности и деятельности арбитражных управляющих;
и) выполнение саморегулируемой организацией функций по защите прав и законных интересов своих членов, содействию повышения уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих;
к) проведение стажировки помощников арбитражных управляющих в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации требованиями.
При проверке осуществления саморегулируемой организацией контроля за соблюдением арбитражными управляющими комментируемого Закона и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего уполномоченный орган устанавливает:
а) наличие в СРО структурного подразделения, осуществляющего контроль за деятельностью арбитражных управляющих;
б) своевременность рассмотрения саморегулируемой организацией мотивированных жалоб и обращений, выполнение решений, принятых по результатам их рассмотрения и проведения проверки деятельности арбитражных управляющих, а также соответствие принятых решений законодательству Российской Федерации;
в) наличие у СРО правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих и подтверждения ознакомления с указанными правилами арбитражных управляющих;
г) наличие у СРО требований к гражданам, желающим в нее вступить, а также правил прохождения стажировки в качестве помощника кандидата в арбитражные управляющие и их соблюдение;
д) соответствие порядка и условий проведения саморегулируемой организацией плановой проверки деятельности своих членов, если таковая предусмотрена планом работы организации, установленным требованиям.
При проверке обеспечения саморегулируемой организацией информационной открытости своей деятельности и деятельности арбитражных управляющих регулирующий орган устанавливает:
а) своевременность уведомления саморегулируемой организацией арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, об исключении своего члена - арбитражного управляющего;
б) осуществление саморегулируемой организацией сбора и хранения информации о деятельности арбитражных управляющих, а также отчетов, предоставляемых ими СРО при проведении проверок;
в) своевременность предоставления саморегулируемой организацией в регулирующий орган сведений о внесении изменений в учредительные документы СРО, правила и стандарты профессиональной деятельности и деловой этики арбитражных управляющих, а также иных сведений, предусмотренных комментируемым Законом.
При проверке осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью арбитражных управляющих уполномоченный орган устанавливает:
а) наличие у арбитражных управляющих дел о банкротстве (завершенных и находящихся в производстве);
б) наличие отчетов арбитражных управляющих о проведенных процедурах банкротства и их соответствие установленным требованиям;
в) наличие сведений о проверке саморегулируемой организацией данных, указанных в отчетах арбитражных управляющих.
Обозначенные направления контроля за деятельностью СРО арбитражных управляющих и составляют предмет контроля, осуществляемого в соответствии с комментируемой статьей органом по контролю (надзору). Однако рассмотренные положения могут быть пересмотрены в целях их приведения в соответствие с новой редакцией комментируемого Закона и иных нормативных актов и закреплены в нормативном акте, полномочия по принятию которого переданы в соответствии с п. 1 комментируемой статьи регулирующему органу.
Кроме того, рассматривая предмет государственного контроля за СРО арбитражных управляющих, необходимо учитывать и положения ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, поскольку СРО является, прежде всего, некоммерческой организацией. В соответствии с п. 5 указанной статьи уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:
1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подп. 2 п. 5 указанной статьи;
2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в порядке, установленном уполномоченным органом;
5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Согласно п. 14 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями целям, предусмотренным их учредительными документами, и сообщают о результатах органу, принявшему решение о регистрации соответствующей некоммерческой организации.
4. Формами осуществления контроля за деятельностью СРО являются плановые и внеплановые проверки, срок проведения которых не должен превышать тридцати дней. Обращает на себя внимание отсутствие в комментируемых нормах положений, предусматривающих возможности продления сроков проверки в зависимости от различных обстоятельств. Соответственно, устанавливаемый срок является пресекательным и продлению не подлежит. Плановая проверка деятельности СРО проводится один раз в два года. Основаниями проведения плановой проверки являются внутренние документы органа по контролю (надзору), к которому может быть отнесен утвержденный на соответствующий календарный период план проверок, который составляется по результатам:
а) анализа отчетности и информации СРО;
б) рассмотрения мотивированных жалоб, заявлений и обращений, содержащих сведения о нарушении СРО федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих ее деятельность, а также материалов о несоблюдении арбитражными управляющими - членами СРО установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве) требований.
Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации в соответствии с Положением о проведении проверок деятельности СРО арбитражных управляющих регулирующим органом проводится по решению руководителя регулирующего органа в случае:
а) получения информации о нарушении саморегулируемой организацией или ее членами федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность;
б) наличия признаков банкротства СРО;
в) принятия решения о реорганизации или ликвидации саморегулируемой организации <116>.
--------------------------------
<116> Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 365 "Об утверждении Положения о проведении проверки деятельности СРО арбитражных управляющих регулирующим органом" // СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2662.
Вместе с тем комментируемой статьей (п. 5) приводится иной перечень оснований для проведения внеплановой проверки:
мотивированная жалоба на действия или бездействие СРО, нарушающие требования комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
имеющиеся в документах СРО организации представленные в орган по контролю (надзору) несоответствия таким требованиям.
Однако отмеченные в комментируемой норме обстоятельства не исключают возможности принятия органом по контролю (надзору) решения о проведении внеплановой проверки в связи с получением информации о наличии признаков банкротства СРО арбитражных управляющих или принятия решения о ее ликвидации (реорганизация СРО арбитражных управляющих в соответствии с п. 4 ст. 21 Закона запрещена).
6. Положением о проведении проверок деятельности СРО арбитражных управляющих регулирующим органом предусматривается, что при проведении проверки деятельности СРО должностные лица СРО предоставляют инспектору (группе инспекторов), осуществляющему контрольные мероприятия:
а) свободный доступ в административные здания и служебные помещения СРО в течение рабочего дня;
б) на период проведения проверки - отдельное изолированное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов и оборудованное необходимыми организационно-техническими средствами и средствами связи (при наличии возможности);
в) документы, справки, при необходимости их копии (в том числе на магнитных носителях), а также объяснения, относящиеся к предмету проверки.
Инспектор (группа инспекторов), осуществляющий проверку деятельности СРО:
а) посещает беспрепятственно помещения и территорию СРО в рабочее время и использует собственные организационно-технические средства;
б) знакомит руководителя саморегулируемой организации с его правами и обязанностями при проведении проверки;
в) выясняет все существенные для проведения проверки обстоятельства;
г) не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности саморегулируемой организации;
д) обеспечивает сохранность и возврат полученных в ходе проверки от саморегулируемой организации оригиналов документов;
е) составляет акт о результатах проверки (далее именуется - акт проверки);
ж) знакомит руководителя саморегулируемой организации с актом проверки;
з) не разглашает полученные в ходе проверки сведения, отнесенные к коммерческой и иной охраняемой законом тайне.
Кроме того, в соответствии со ст. 21 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из перечисленных прав в соответствии с нормами комментируемой статьи предусматривается только право на административное или судебное обжалование действий или бездействий должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности СРО (п. 7 комментируемой статьи), а также право на судебное обжалование решений органа по контролю (надзору), принятого по результатам проверки СРО. Однако данное положение не исключает возможности реализации иных прав, предоставляемых при осуществлении государственного контроля подконтрольным субъектам действующим законодательством.
В соответствии с Положением о проведении проверок деятельности СРО арбитражных управляющих регулирующим органом устанавливалось, что руководитель СРО вправе обжаловать действия инспектора руководителю регулирующего органа в течение 10 дней с даты их совершения инспектором, а решения (предписания) регулирующего органа - вышестоящему руководителю регулирующего органа в 10-дневный срок со дня получения решения (предписания) (п. 15 Положения).
Судебный порядок обжалования действий или бездействий должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности СРО, а также решений, принятых по ее результатам, предполагает возможность обращения в арбитражный суд в соответствии с гл. 24 АПК РФ.
7. Согласно Положению о проведении проверок деятельности СРО арбитражных управляющих регулирующим органом предусматривалось, что по результатам проверки СРО арбитражных управляющих составляется прежде всего акт. В него включаются сведения о выявленных нарушениях, указываются содержание нарушения, материалы проверки, обосновывающие выводы о наличии нарушения, и соответствующие нормы законодательства, которые были нарушены.
Сведения об однотипных нарушениях могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие справочные материалы, которые прилагаются к акту проверки. При этом в акте проверки указываются только итоговые сведения о нарушениях со ссылкой на соответствующие приложения. Акт проверки подписывается инспектором (группой инспекторов) и брошюруется с содержанием акта проверки. Инспектор излагает (в письменной форме) свое особое мнение, которое прилагается к акту проверки. В случае оказания инспектору противодействия в проведении проверки он составляет соответствующий акт, прилагаемый к акту проверки.
Акт проверки составляется в трех экземплярах. Первый и второй экземпляры направляются руководителю СРО заказным письмом с уведомлением о вручении или передаются непосредственно руководителю СРО, о чем в третьем экземпляре акта проверки, который остается в уполномоченном органе, делается пометка о вручении.
Руководитель СРО в 3-дневный срок с даты получения акта знакомится с ним, подписывает один экземпляр с пометкой "с актом проверки ознакомлен" и направляет его в проверявший его орган заказным письмом с уведомлением о вручении. При наличии возражений руководитель СРО прилагает к акту проверки свои замечания, которые рассматриваются соответствующим органом и учитываются им при принятии решения по результатам проверки.
В случае если руководитель СРО отказался от ознакомления или подписания акта проверки либо не вернул его, на третьем экземпляре акта инспектором делается соответствующая пометка.
При выявлении по результатам проверки в действиях должностных лиц СРО нарушений законодательства Российской Федерации копия акта проверки и прилагаемые к нему материалы направляются в правоохранительные и иные органы для рассмотрения вопроса о привлечении этих лиц к ответственности в установленном порядке.
По итогам рассмотрения акта проверки уполномоченным органом принимается решение по результатам проверки. В соответствии с нормами комментируемой статьи устанавливается, что о принятии такого решения орган по контролю (надзору) обязан сообщить в письменной форме в СРО арбитражных управляющих в течение трех рабочих дней с даты принятия этого решения. Обжалование решения органа по контролю (надзору), принятое по результатам проверки, допускается только в судебном порядке (п. 8 комментируемой статьи).
8. Нормами п. п. 9 - 12 комментируемой статьи устанавливаются последствия выявления органом по контролю (надзору) по результатам проведения в отношении СРО арбитражных управляющих проверки нарушений комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Прежде всего предусматривается обязательное направление СРО арбитражных управляющих предписания об устранении выявленных правонарушений.
Срок исполнения данного предписания должен составлять 10 дней со дня получения, если по результатам проведения проверки деятельности СРО арбитражных управляющих было выявлено несоответствие:
1) членов СРО условиям членства в СРО арбитражных управляющих, утвержденных СРО с учетом обязательных условий членства, закрепленных в п. 2 ст. 20 Закона;
2) компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих требованиям ст. 25.1 Закона.
В соответствии с комментируемыми нормами возможность обжалования такого предписания не предусматривается.
Если по результатам проверки деятельности СРО арбитражных управляющих были выявлены иные нарушения комментируемого Закона, а также нарушение иных федеральных законов или нормативных правовых актов РФ, орган по контролю (надзору) направляет в СРО арбитражных управляющих предписание об устранении такого нарушения с указанием срока его выполнения, который не может быть менее двух месяцев с даты его вынесения. При этом допускается возможность обжалования такого предписания в арбитражном суде РФ по правилам, закрепленным нормами гл. 24 АПК РФ.
Невыполнение СРО арбитражных управляющих предписания органа по контролю (надзору) в установленный срок влечет возникновение обязанности органа по контролю обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих. В соответствии с п. 5 ст. 21 Закона некоммерческая организация утрачивает статус СРО арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих.
В соответствии с п. п. 10 и 11 устанавливается срок для обращения с арбитражный суд органа по контролю (надзору) с соответствующим заявлением - в течение трех месяцев со дня окончания срока выполнения предписания об устранении выявленных нарушений. Заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих представляется в арбитражный суд по месту ведения данного реестра.
Обращение в арбитражный суд с заявлением об исключении некоммерческой организации из числа членов СРО арбитражных управляющих в случае выявления нарушений, не связанных с нарушением установленных требований к численности ее членов и выполнении ими условий членства, а также требований к компенсационному фонду СРО, допускается только в том случае, если данные нарушения носят неустранимый характер.
9. Порядок исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих регламентируется в соответствии с п. 9 комментируемой статьи и ст. 21 Закона о СРО. Нормами последней устанавливается, что основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО уполномоченным федеральным органом исполнительной власти являются:
1) заявление СРО об исключении сведений о ней из государственного реестра СРО;
2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;
3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО на основании ее несоответствия требованиям Федерального закона о СРО и других федеральных законов.
Данный перечень является исчерпывающим, на что прямо указано в норме ч. 2 указанной статьи, - исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО по иным основаниям не допускается.
В соответствии с нормами п. 9 комментируемой статьи в качестве оснований для исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих указываются:
1) решение органа по контролю (надзору) в случае принятия членами СРО арбитражных управляющих или арбитражным судом решения о ее ликвидации;
2) решение арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору), поданного по основаниям, предусмотренным п. п. 10 и 11 комментируемой статьи.
Таким образом, более общие нормы Федерального закона о СРО конкретизированы нормами комментируемой статьи. При этом обращает на себя внимание тот факт, что в случае принятия общим собранием членов СРО арбитражных управляющих решения о добровольном исключении сведений о СРО из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих либо о добровольной ликвидации СРО соответствующее заявление должно быть направлено в орган по контролю (надзору), который принимает решение, являющееся юридическим основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих. Реорганизация некоммерческой организации, имеющей статус СРО арбитражных управляющих в соответствии с п. 4 ст. 21 Закона, не предусматривается.
10. В части 3 ст. 21 Закона о СРО определяется момент, с которого некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра СРО и прекратившей деятельность в качестве СРО. Согласно рассматриваемой норме этот момент определяется в зависимости от основания, по которому некоммерческая организация исключена из государственного реестра СРО.
В случае подачи СРО заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра СРО некоммерческая организация считается исключенной из него и прекратившей деятельность в качестве СРО со дня представления данного заявления в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В случае ликвидации или реорганизации некоммерческой организации (п. 2 ч. 1 ст. 21 Закона о СРО) она считается исключенной из государственного реестра СРО и прекратившей деятельность в качестве СРО с даты соответственно ликвидации или реорганизации.
В соответствии с нормой ст. 21 Закона о некоммерческих организациях, основанной на общей норме п. 8 ст. 63 части первой ГК РФ, ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Эта же норма содержится и в п. 6 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <117>.
--------------------------------
<117> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
12. Нормы п. 12 комментируемой статьи содержат процессуальные особенности рассмотрения в арбитражном суде заявления органа по контролю (надзору) об исключении СРО арбитражных управляющих из единого государственной реестра СРО арбитражных управляющих. Общим правилом является обязательное рассмотрение данного заявления коллегиальным составом суда в течение месяца с даты его поступления в суд.
Еще одной особенностью является сокращение сроков вступления его в силу - решение вступает в силу с даты его принятия. Вместе с тем необходимо учитывать, что по результатам рассмотрения заявления органа по надзору (контролю) может быть вынесено решение как об удовлетворении заявленных требований, так и об отказе в их удовлетворении.
Также устанавливается обжалование решения в кассационном порядке, однако подача кассационной жалобы не является основанием для приостановления его исполнения.
В том случае, если вступившее в законную силу решение арбитражного суда об исключении некоммерческой организации из реестра СРО арбитражных управляющих будет отменено кассационной инстанцией, сведения о некоммерческой организации подлежат включению в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих в течение трех дней с даты вынесения постановления арбитражным судом кассационной инстанции.
13. С учетом близости исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО с ликвидацией юридического лица (в первом случае прекращаются права и обязанности СРО, в втором - права и обязанности в целом юридического лица) можно согласиться с А.Н. Борисовым, отмечавшим, что при рассмотрении судами дел об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО применимы правовые позиции, выраженные в Постановлении КС РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П <118>. Указанным Постановлением Конституционный Суд РФ признал положение п. 2 ст. 61 части первой ГК РФ, согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, не противоречащими Конституции РФ, поскольку по конституционно-правовому смыслу данного положения предполагается, что предусмотренная им санкция - ликвидация юридического лица - не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц <119>.
--------------------------------
<118> СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3102.
<119> Борисов А.Н. Указ. соч.
Кроме того, в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" <120> разъяснено, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица; юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.
--------------------------------
<120> Вестник ВАС РФ. 2004. N 10.
14. Важно отметить, что, определяя основания и порядок исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих, комментируемой статьей не определяются юридические последствия такого исключения для ее членов. В соответствии с п. 5 ст. 21 Закона устанавливается, что некоммерческая организация утрачивает статус СРО арбитражных управляющих с даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих. Поскольку согласно п. 1 ст. 20 Закона арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из СРО арбитражных управляющих, можно сделать вывод о том, что с момента исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих его члены утрачивают статус арбитражных управляющих. Норма ч. 13 комментируемой статьи предоставляет СРО арбитражных управляющих, не соответствующих требованиям, предъявляемым к ее членам и компенсационному фонду в соответствии с нормами п. 2 ст. 21 Закона, возможность самостоятельно устранить такое несоответствие, гарантируя при этом, что данная СРО в связи с таким несоответствием не может быть принудительно исключена из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих.
При этом данное право ограничивается возможным несоответствием наиболее существенных требований к СРО арбитражных управляющих:
соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в СРО арбитражных управляющих, утвержденным саморегулируемой организацией;
наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены ст. 25.1 Закона.
Для реализации предоставленного комментируемой статьей права СРО арбитражных управляющих обязана в течение 14 дней с даты выявления такого несоответствия:
представить заявление о таком несоответствии в орган по контролю (надзору);
разместить соответствующую информацию на своем официальном сайте (п. 1 ст. 22.1 Закона).
Указанное заявление и размещаемая информация должны содержать следующие сведения:
описание такого несоответствия;
дату возникновения такого несоответствия;
описание мер, принимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией для устранения такого несоответствия.
В случае добровольного представления СРО в орган по контролю (надзору) заявления о своем несоответствии установленным требованиям данная СРО в соответствии с комментируемой нормой не может быть исключена из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих по основанию, указанному в этом заявлении. Срок устанавливаемого моратория на исключение СРО арбитражных управляющих из реестра составляет два месяца, в течение которых должны быть реализованы меры, направленные на устранение выявленного несоответствия.
С учетом того что по основанию несоответствия СРО арбитражных управляющих установленным требованиям, предъявляемым к ее членам и компенсационному фонду, СРО арбитражных управляющих может быть исключена только в судебном порядке (п. 10 комментируемой статьи), добровольное заявление СРО о своем несоответствии установленным требованиям означает невозможность обращения органа по контролю (надзору) в указанный срок в суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих по указанным основаниям.
Анализируемая норма подразумевает обязанность СРО, представившей заявление о своем несоответствии установленным требованиям, до истечения двух месяцев со дня его представления представить в орган по контролю (надзору) доказательство приведения своего статуса или деятельности в соответствие с установленными требованиями. При неисполнении или ненадлежащем исполнении СРО указанной обязанности сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих на основании решения арбитражного суда. Более того, орган по контролю (надзору) в таком случае обязан обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд без проведения контрольных мероприятий в отношении такой СРО.
Норма ч. 4 ст. 21 Закона о СРО наряду с прочим содержит ограничение на представление СРО в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявлений о своем несоответствии установленным требованиям - заявление может быть представлено не более одного раза в год.
16. В соответствии с п. 14 комментируемой статьи устанавливаются юридические последствия исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих. В частности, в данном случае некоммерческой организации в течение года не может быть предоставлен статус СРО арбитражных управляющих. Данная норма позволяет сделать два вывода:
исключение сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра арбитражных управляющих не влечет обязанности по ее ликвидации, т.е. она может продолжать свою деятельность, но с целью реализации иных функций, не связанных с саморегулированием;
орган по надзору (контролю) обязан отказать в случае обращения данной организации с заявлением о включении сведений о ней в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих до истечения установленного срока.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1996