1. Комментируемой статьей регламентируется порядок ведения государственного реестра СРО арбитражных управляющих, который содержит сведения о СРО арбитражных управляющих и внесение сведений о некоммерческой организации в который согласно п. 1 ст. 21 комментируемого Закона означает приобретение данной организацией статуса СРО. Соответственно, СРО арбитражных управляющих являются только те некоммерческие организации, сведения о которых содержатся в указанном реестре. Исключение сведений о некоммерческой организации из данного реестра означает утрату данной организацией статуса СРО арбитражных управляющих.
Реестр является федеральной информационной системой, содержащей зафиксированные на материальном носителе в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации сведения о некоммерческих организациях, получивших статус СРО в соответствующей сфере деятельности. Порядок ведения реестра СРО арбитражных управляющих помимо комментируемого Закона регламентируется Правилами ведения реестра СРО, утв. Правительством РФ <111>. Необходимо отметить, что Приказом Минюста России от 30 декабря 2004 г. N 202 было утверждено Положение о порядке ведения единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих, которое действует в части, не противоречащей нормам комментируемой статьи. Вместе с тем п. 2 комментируемой статьи устанавливается, что регулирующим органом в сфере банкротства должны быть определены:
--------------------------------
<111> Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра СРО" (вместе с Правилами ведения государственного реестра СРО) // СЗ РФ. 2008. N 40. Ст. 4543.
порядок ведения единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих;
перечень сведений, включаемых в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих;
порядок размещения единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих на официальном сайте органа по контролю (надзору) в сети Интернет.
Полномочия по ведению реестра СРО арбитражных управляющих передано органу по контролю (надзору).
Кроме того, согласно п. 1 ст. 28 Закона реестр СРО арбитражных управляющих подлежит включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.
2. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи сведения, содержащиеся в едином государственном реестре СРО арбитражных управляющих, являются открытыми, общедоступными. Обеспечение данного требования осуществляется посредством обязательного размещения его на официальном сайте органа по контролю (надзору) в сети Интернет. Кроме того, федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет ведение единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих, обязан предоставлять сведения из данного реестра любому органу, а также любому физическому или юридическому лицу, обратившемуся за их получением. В соответствии с нормой ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Необходимо при этом учитывать, что в соответствии с п. 7 ст. 20 Закона о СРО устанавливается возможность установления Правительством РФ платы за внесение сведений в государственный реестр СРО и предоставление содержащихся в этом реестре сведений.
3. Государственный реестр СРО ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Ведение государственного реестра СРО на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и сетями (п. п. 5, 6 ст. 20 Закона о СРО).
4. Нормой ч. 4 комментируемой статьи установлено, что для внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО, т.е. для приобретения некоммерческой организацией статуса СРО, необходимо представление данной некоммерческой организацией в орган по контролю (надзору), уполномоченному на ведение данного реестра, заявления и документов, перечень которых определен непосредственно в данной норме.
Перечень документов, которые подлежат представлению одновременно с заявлением о внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО, предопределен установленными в п. 2 ст. 21 Закона требованиями, предъявляемыми к некоммерческим организациям для признания их СРО арбитражных управляющих. Таким образом, представлению подлежат документы, подтверждающие соответствие некоммерческой организации таким требованиям. Данный перечень имеет закрытый характер, соответственно, органом, осуществляющим ведение реестра, не могут быть запрошены иные документы, не предусмотренные комментируемой статьей.
К числу общих документов, предоставляемых некоммерческой организацией для получения статуса СРО арбитражных управляющих, можно отнести:
заявление некоммерческой организации о включении в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих;
подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов некоммерческой организации;
засвидетельствованная в нотариальном порядке копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.
Кроме того, в качестве обязательного условия признания лица арбитражным управляющим устанавливается наличие гражданства РФ (п. 1 ст. 20 Закона).
Предоставление указанных документов не связано с установлением особых требований к некоммерческой организации, претендующих на получение статуса СРО арбитражных управляющих.
Второй блок документов включает документы, подтверждающие выполнение некоммерческой организацией требований к числу членов и соблюдении ими обязательных условий членства. При этом необходимо отметить, что общим условием наделения некоммерческой организации статусом саморегулируемой является объединение в ее составе не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида (подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о СРО). Данное требование дублируется нормами п. 2 ст. 21 Закона, дополнительно устанавливающим необходимость соблюдения указанными субъектами условий членства в СРО. Обязательные условия членства в СРО арбитражных управляющих приведены в п. 2 ст. 20 Закона и включают:
наличие высшего профессионального образования;
наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными СРО;
сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.
Документами, подтверждающими соблюдение некоммерческой организацией указанных условий, являются:
перечень членов некоммерческой организации (который должен насчитывать не менее ста арбитражных управляющих);
заверенные некоммерческой организацией копии всех заявлений о приеме в члены некоммерческой организации;
заверенные некоммерческой организацией копии документов, удостоверяющих гражданство Российской Федерации каждого члена некоммерческой организации;
заверенные некоммерческой организацией копии дипломов о высшем профессиональном образовании каждого члена некоммерческой организации;
заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих сдачу теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
заверенные некоммерческой организацией копии трудовых книжек или иных документов, подтверждающих наличие установленного стажа работы на руководящих должностях, каждого члена некоммерческой организации, имеющего стаж работы на руководящих должностях;
заверенные некоммерческой организацией копии свидетельств или иных документов, подтверждающих прохождение каждым членом некоммерческой организации стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
заверенные некоммерческой организацией копии справок о неприменении административного наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения в отношении каждого члена некоммерческой организации;
заверенные некоммерческой организацией копии заявлений каждого члена некоммерческой организации о том, что в отношении его не проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве;
заверенные некоммерческой организацией копии справок об отсутствии судимости в отношении каждого члена некоммерческой организации.
5. Обязательным условием наделения некоммерческой организации статусом саморегулируемой является обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами (подп. 3 п. 3 ст. 3 Закона о СРО). В соответствии с комментируемым Законом в качестве обязательных требований, предъявляемых к некоммерческой организации в целях наделения ее статусом СРО арбитражных управляющих, являются наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые определены ст. 25.1 Закона. Второй формой обеспечения имущественной ответственности членов СРО арбитражных управляющих является заключение каждым из них договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего. При этом в соответствии с п. 3 ст. 20 Закона наличие заключенного договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным ст. 24.1 Закона требованиям, является обязательным условием членства в СРО. Соответственно, в подтверждение выполнения некоммерческой организацией указанных требований должны быть представлены:
документы, подтверждающие наличие сформированного компенсационного фонда СРО в размере и в порядке, которые установлены ст. 25.1 Закона, или заверенные некоммерческой организацией копии таких документов;
заверенные некоммерческой организацией копии договоров обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего в отношении каждого члена некоммерческой организации.
6. Документом, подтверждающим соблюдение некоммерческой организацией требования об участии ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам, являются заверенные некоммерческой организацией копии определений арбитражных судов, подтверждающих данное участие.
7. Обязательным требованием, предъявляемым к некоммерческой организации, претендующей на статус СРО арбитражных управляющих, является:
наличие разработанных в соответствии с требованиями Закона и являющихся обязательными для выполнения членами СРО арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
создание органов управления и специализированных органов СРО арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 21.1 Закона.
В подтверждение соблюдения данного требования некоммерческая организация обязана представить: разработанные и утвержденные коллегиальным органом управления стандарты и правила профессиональной деятельности;
положения, утвержденные некоммерческой организацией и регламентирующие деятельность ее органов, указанных в ст. 21.1 Закона.
К органам, положения о которых должны быть разработаны в соответствии со ст. 21.1 Закона, относятся: органы управления, включающие общее собрание членов СРО, коллегиальный орган управления СРО и исполнительный орган СРО;
специализированные органы:
1) по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия;
2) по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве;
3) по осуществлению контроля за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.
8. В соответствии с нормой п. 6 комментируемой статьи орган по контролю (надзору) по итогами рассмотрения представленных некоммерческой организацией заявления и документов, предусмотренных п. 4 комментируемой статьи, обязан:
либо внести сведения о некоммерческой организации в государственный реестр СРО арбитражных управляющих;
либо принять решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО арбитражных управляющих.
Срок, в течение которого орган по контролю (надзору) обязан в письменной форме уведомить некоммерческую организацию об одном из принятых решений, составляет 10 рабочих дней со дня представления указанных заявления и документов.
Основаниями для отказа во включении сведений о некоммерческой организации в реестр могут являться:
представление не всех документов, предусмотренных п. 4 комментируемой статьи:
несоответствие представленных документов установленным Законом требованиям.
Иные основания для отказа некоммерческой организации во включении сведений о ней в реестр СРО арбитражных управляющих не допускаются. Кроме того, в соответствии с п. 7 устанавливается, что указанное решение об отказе может быть обжаловано в арбитражный суд.
Таким образом, основанием для отказа во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО арбитражных управляющих является отсутствие документального подтверждения соответствия некоммерческой организации установленным в ст. 21 комментируемого Закона требованиям, предъявляемым к некоммерческим организациям для признания их СРО арбитражных управляющих. При этом представление копий документов, не заверенных в установленном порядке, рассматривается как непредставление таких документов, поскольку комментируемая статья не предусматривает процедуру устранения некоммерческой организацией недостатков в документах, выявленных органом по контролю (надзору) при их проверке.
Еще одним основанием для отказа во включении сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр арбитражных управляющих является обращение с соответствующим заявлением организации, лишенной данного статуса. В соответствии с п. 14 ст. 23.1 в течение года после даты исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих этой организации не предоставляется статус СРО арбитражных управляющих.
8. Согласно общим нормам, закрепленным в Федеральном законе о СРО, некоммерческие организации, сведения о которых не внесены в установленном порядке в государственный реестр СРО, не вправе использовать в своем наименовании, а также при осуществлении своей деятельности слова "саморегулируемая", "саморегулирование" и производные от слова "саморегулирование" (п. 13 ст. 20 Закона о СРО).
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1373