1. В соответствии с комментируемой статьей устанавливаются правила обеспечения информационной открытости деятельности СРО арбитражных управляющих и ее членов, затрагивающей права и законные интересы любых лиц. Тем самым закреплен принцип информационной открытости саморегулирования - гарантии высокого качества саморегулирования и гарантии защиты прав и законных интересов как частных и корпоративных лиц (граждан и юридических лиц), так и публичных образований (России, субъектов РФ и муниципальных образований) при осуществлении предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования. Информационная открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов СРО определена в норме п. п. 4 и 5 комментируемой статьи в качестве одного из основных требований к содержанию стандартов и правил СРО <107>.
--------------------------------
<107> Борисов А.Н. Указ. соч.
Вместе с тем в соответствии с нормами комментируемой статьи устанавливается обязательное соблюдение СРО арбитражных управляющих при размещении информации требований федеральных законов, предъявляемых к защите информации и в том числе персональных данных.
В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяются правовые основы в том числе обеспечения защиты информации. В соответствии со ст. 3 указанного Закона правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на таких принципах, как свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; достоверность информации и своевременность ее предоставления; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия, и ряде иных принципов. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных:
1) на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) на соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) на реализацию права на доступ к информации (п. 1 ст. 16 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации).
Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения указанных целей.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности, регулирует Закон РФ "О государственной тайне", что и определено в его преамбуле. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определен в ст. 5 названного Закона РФ, в том числе: в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден также Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 <108>.
--------------------------------
<108> СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.
Условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами. Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" <109> определено, что информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны (п. 2 ст. 3 указанного Закона).
--------------------------------
<109> Там же. 2004. N 32. Ст. 3283.
Особый правовой режим устанавливается и в отношении персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <110>. В соответствии с подп. 1 ст. 3 указанного Закона под правовой режим персональных данных подпадает любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. В соответствии с п. 8 ст. 9 Закона об информации, информационных технологиях и о защите информации запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
--------------------------------
<110> Там же. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.
В соответствии с нормами ст. 22.2 Закона определяется перечень сведений о СРО арбитражных управляющих, подлежащих включению в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих. При этом указанные сведения являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа по контролю (надзору) в сети Интернет.
2. Нормы комментируемой статьи называют две формы раскрытия информации о СРО арбитражных управляющих:
1) посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационных сетях, т.е. в сети Интернет;
2) путем предоставления органу по контролю (надзору).
Сроки раскрытия информации также различаются в зависимости от формы их раскрытия и оснований для предоставления соответствующей информации:
в течение 14 дней с даты утверждения соответствующих документов либо возникновения или изменения соответствующей информации - для размещения на сайте СРО;
единовременно в течение 14 рабочих дней с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих, - для предоставления информации органу по контролю (надзору);
в течение 14 дней с даты внесения изменений в устав СРО или иные документы, регламентирующие деятельность ее органов, принятия лиц в члены СРО или прекращения их членства, отстранения арбитражных управляющих - членов СРО от исполнения обязанностей в делах о банкротстве;
ежемесячно - в отношении информации об утвержденных арбитражных управляющих - членах СРО, размерах компенсационного фонда и жалобах на арбитражных управляющих - членов СРО - для предоставления информации органу по контролю (надзору).
3. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи к документам, подлежащим размещению на официальном сайте СРО арбитражных управляющих, относятся:
устав некоммерческой организации (в соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях к учредительным документам некоммерческого партнерства относится только устав);
стандарты и правила профессиональной деятельности, разрабатываемые в соответствии с требованиями комментируемого Закона и являющиеся обязательными для выполнения членами СРО арбитражных управляющих. Указанные стандарты и правила должны быть утверждены коллегиальным органом СРО;
условия членства в СРО с учетом обязательных требований, установленных п. 2 ст. 20 Закона и утвержденных общим собранием членов СРО;
порядок прекращения членства в СРО, утвержденный общим собранием членов СРО; правила прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 20.1 Закона организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются СРО арбитражных управляющих в соответствии с правилами проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, установленными федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности (на настоящий момент до утверждения регулирующим органом соответствующих федеральных стандартов применяются Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утв. Постановлением Правительства от 9 июля 2003 г. N 414);
реестр членов СРО и информация о них (порядок ведения реестра членов СРО устанавливается регулирующим органом);
список лиц, исключенных из членов СРО за нарушение требований комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности за последние три года осуществления деятельности СРО.
Помимо указанных документов на официальном сайте СРО арбитражных управляющих должна быть размещена следующая информация:
о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов СРО (см. ст. 21.1 Закона);
о решениях, принятых общим собранием членов СРО и коллегиальным органом управления;
об исках и о заявлениях, поданных СРО в суды. В данном случае речь идет об исковых требованиях, заявленных в рамках реализации СРО своего права обжаловать от своего имени в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия или бездействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения, а также права подавать иски о защите прав и законных интересов арбитражных управляющих - членов СРО, в том числе о взыскании ущерба, причиненного арбитражным управляющим органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными лицами (п. 1 ст. 22 Закона);
о ходе и результатах экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, в проведении которой СРО принимала участие;
о годовой бухгалтерской отчетности СРО и результатах ее аудита. Обязанность размещения данной информации помимо норм комментируемой статьи устанавливается также п. 3.2 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях;
о наличии фактов применения мер дисциплинарного воздействия по отношению к членам СРО. Решения о применении мер дисциплинарного воздействия принимаются специализированным органом СРО, за исключением решения об исключении арбитражного управляющего из числа членов СРО, полномочия по принятию которого принадлежат коллегиальному органу управления;
о несоответствии СРО требованиям п. 2 ст. 21 Закона, в том числе о дате возникновения несоответствия СРО указанным требованиям и о мерах, планируемых и (или) принимаемых СРО для устранения такого несоответствия;
об условиях, о способах и о порядке обеспечения ответственности членов СРО. Способами обеспечения ответственности членов СРО арбитражных управляющих являются формирование компенсационного фонда СРО (ст. 25.1 Закона) и договор обязательного страхования ответственности, заключение которого является одним из обязательных условий членства арбитражного управляющего в СРО (п. 3 ст. 20 и ст. 24.1 Закона);
о компенсационном фонде СРО. Данная информация должна содержать сведения о размере имущества, составляющего компенсационный фонд, инвестиционной декларации компенсационного фонда, фактах обращения взысканий на имущество компенсационного фонда;
об управляющей компании, с которой СРО заключен договор, включая наименование, место нахождения управляющей компании, сведения о лицензии и номер контактного телефона. Размещение средств компенсационного фонда СРО в целях их сохранения и прироста, их инвестирование осуществляются управляющей компанией на основании договора доверительного управления средствами компенсационного фонда СРО. Заключение договора с управляющей компанией является обязанностью СРО и осуществляется по итогам конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами СРО (п. п. 14, 18 ст. 25.1 Закона);
о специализированном депозитарии, с которым СРО заключен договор, включая информацию о его наименовании, местонахождении, сведения о лицензии и номере контактного телефона. Специализированным депозитарием осуществляется контроль за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда СРО, правил их размещения и требований к их инвестированию. Заключение договора со специализированным депозитарием является обязанностью СРО и осуществляется по итогам конкурса, проведенного в порядке, установленном внутренними документами СРО (п. п. 16, 18 ст. 25.1 Закона);
о лицах, аккредитованных СРО в соответствии с комментируемым Законом и ее внутренними документами. В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона СРО арбитражных управляющих имеет право проводить аккредитацию страховых организаций, оценщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, а также иных лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника;
о датах и результатах проведенных СРО проверок деятельности ее членов. Проверки осуществляются специализированным органом, создание которого является обязательным условием наделения некоммерческой организации статусом саморегулируемой.
4. Статус СРО арбитражных управляющих приобретается некоммерческой организацией с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих. В течение 14 дней даты включения в данный реестр некоммерческая организация обязана представить в орган по контролю (надзору) следующую информацию:
место нахождения СРО, в том числе юридический и почтовый адреса, адрес электронной почты, номера контактных телефонов;
фамилии, имена и отчества членов коллегиального исполнительного органа СРО, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа СРО, членов органов управления и работников органов СРО, формирование которых предусмотрено ст. 21.1 Закона;
адрес сайта СРО в сети Интернет.
5. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи устанавливаются основания возникновения обязанности СРО предоставлять информацию органу по контролю (надзору). Такая обязанность возникает в случае:
1) изменения сведений о местонахождении СРО, адресах, контрактных телефонах, электронных адресах и сайте СРО, изменения информации о лицах, занимающих должности в органах управления и специализированных органах управления СРО;
2) внесения изменений в устав некоммерческой организации;
3) разработки и утверждения, а также и изменения документов, регламентирующих деятельность органов управления и специализированных органов СРО, указанных в ст. 21.1 Закона;
4) принятия лиц в члены СРО;
5) прекращения членства в СРО, а также основания прекращения членства;
6) отстранения арбитражных управляющих - членов СРО от исполнения возложенных на них обязанностей в делах о банкротстве.
О возникновении данных обстоятельств СРО арбитражных управляющих обязана уведомить орган по контролю (надзору) в течение 14 дней с даты их возникновения с приложением соответствующих документов.
6. В целях осуществления контроля за деятельностью СРО арбитражных управляющих в соответствии с п. 4 комментируемой статьи устанавливается форма ежемесячной отчетности, предоставляемой СРО органу по контролю (надзору), которая должна включать информацию:
о состоявшемся утверждении арбитражных управляющих - членов СРО, в делах о банкротстве;
о размере компенсационного фонда СРО;
о поступивших жалобах на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей в делах о банкротстве и об итогах рассмотрения таких жалоб.
7. Пунктом 5 комментируемой статьи устанавливается обязанность членов СРО раскрывать информацию о своей деятельности. При этом речь идет о раскрытии информации членами СРО как субъектами профессиональной деятельности путем ее опубликования и (или) представления в органы публичной власти в установленных законодательством РФ порядке, а также представлении информации самой СРО, членом которой он является.
Члены СРО информацию о своей деятельности в СРО представляют в форме отчетности о своей профессиональной деятельности и при проведении проверок в рамках контроля СРО за осуществлением ее членами этой деятельности. Правила контроля за соблюдением членами СРО требований Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности утверждаются коллегиальным органом управления. Также в соответствии с п. 10 ст. 26.1 Закона СРО арбитражных управляющих обязана осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности своих членов, раскрываемой ими для СРО в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом и иными документами СРО.
8. Сведения, размещаемые в соответствии с комментируемой статьей, подлежат включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в соответствии с нормами п. 1 ст. 28 Закона.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1080