СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 22 Права и обязанности саморегулируемой организации арбитражных управляющих

1. Права и обязанности СРО арбитражных управляющих определены ее функциями. Несмотря на то что нормами комментируемого Закона функции СРО арбитражных управляющих прямо не определены, представляется обоснованным обращение к общим положениям Закона о СРО для их анализа. Так, в соответствии с п. 1 ст. 6 указанного Закона устанавливается, что СРО осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами СРО, в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах (Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <99>);

--------------------------------

<99> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СРО;

5) представляет интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов СРО или сертификацию произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами СРО;

8) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО;

9) рассматривает жалобы на действия членов СРО и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО.

Данный перечень не является исчерпывающим, так, в силу нормы ч. 2 ст. 6 Закона о СРО, предусматривается, что СРО наряду с перечисленными в перечне функциями осуществляет и иные предусмотренные уставом СРО и не противоречащие законодательству РФ функции.

К числу важнейших функций СРО Закон о СРО относит разработку и утверждение СРО стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО (ч. 2 ст. 4 Закона о СРО), а также проведение контроля за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности (ч. 1 ст. 9 Закона о СРО), т.е. государственные (публично-правовые) функции, делегированные СРО. Вместе с тем к функциям, прямо не названным в законодательстве, можно отнести также обеспечение имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами (ст. 13 Закона о СРО, п. 2 ст. 21 и п. 3 ст. 20 Закона).

Рассмотренный перечень функций СРО является общим и характерен в том числе и для СРО арбитражных управляющих, поскольку отражает цели саморегулирования данной сферы профессиональной деятельности. Несмотря на то что они непосредственно не нашли своего закрепления в Законе, анализ норм комментируемой статьи свидетельствует о том, что через закрепление прав и обязанностей СРО арбитражных управляющих функции данных субъектов конкурсного права отражены полностью.

2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи определяется перечень прав СРО, предоставляемых им для осуществления возложенных на них функций. Этот перечень не является исчерпывающим, и предполагается возможность осуществления СРО арбитражных управляющих иных прав в соответствии с комментируемым Законом.

Прежде всего, СРО арбитражных управляющих наделяется правом представлять интересы своих членов в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Данные отношения носят административно-правовой характер, поскольку в этих отношениях участвует властный субъект административно-правовых отношений в лице исполнительных органов публичной власти. Эти отношения могут возникать по поводу государственной регистрации устава СРО арбитражных управляющих, внесения или отказа от внесения ее в единый реестр СРО, контролирующих функций государственных органов <100>.

--------------------------------

<100> Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" / Под ред. В.В. Витрянского. М.: Статут, 2003. С. 191.

Следующим является право обжаловать от своего имени в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты (нормативные и ненормативные акты), решения и (или) действия или бездействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения. В части 1 ст. 46 Конституции РФ провозглашено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ч. 2 указанной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Данное право помимо комментируемой статьи закрепляется также п. 4 ст. 4 Закона о СРО, в соответствии с которым СРО от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов СРО, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.

Право на судебное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено в гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном законодательстве и иных федеральных законах, устанавливающих порядок рассмотрения и разрешения поданных в суд жалоб (исковых заявлений):

в соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы;

ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. Федерального закона от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ) <101> установлено, что каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. То, что названный Закон предоставляет право на подачу в суд таких заявлений не только гражданам, но и их объединениям (юридическим лицам), отмечено в Определении КС РФ от 22 апреля 2004 г. N 213-О <102>.

--------------------------------

<101> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. N 51. Ст. 4970.

<102> Вестник КС РФ. 2004. N 6.

Реализация СРО арбитражных управляющих данного права предполагает возможность оспаривать акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые нарушают права и законные интересы не только самой СРО, но и ее члена или ее членов. В случае нарушения прав и законных интересов самой СРО она обращается в суд на основании нормы ч. 1 ст. 198 АПК РФ, а в случае нарушения прав и законных интересов члена или членов СРО - на основании нормы ч. 1 комментируемой статьи.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, которые рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 22 и 24 АПК РФ.

Иные дела подведомственны судам общей юрисдикции, которыми гражданские дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным ГПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 23 и 25 ГПК РФ.

Вместе с тем наряду с судебным порядком оспаривания ненормативных правовых актов, решений и (или) действий (бездействия) органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления существует порядок их административного (внесудебного) обжалования. Так, в соответствии со ст. 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" предусмотрено, что гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Часть 1 ст. 254 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

3. Важным правом СРО арбитражных управляющих является право участвовать в обсуждении проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, государственных программ по вопросам, связанным с арбитражным управлением, а также направлять в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов указанных нормативных правовых актов.

Привлечение СРО арбитражных управляющих к участию в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов России, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, согласно ч. 2 ст. 22 Закона о СРО осуществляется соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в рамках их взаимодействия с СРО. В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 7 Закона о СРО, СРО обязана обеспечить доступ к информации о ходе и результатах экспертизы нормативного правового акта, в проведении которой СРО принимала участие.

Правом СРО арбитражных управляющих, корреспондирующим с рассмотренным выше, является право вносить на рассмотрение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления предложения, соответственно, по вопросам формирования и реализации государственной политики и вопросам формирования и реализации органами местного самоуправления политики в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. Организационно реализация данного права осуществляется через участие в Национальном объединении арбитражных управляющих, создаваемом в порядке, определенном ст. 26.1 Закона. Так, к числу прав национального объединения, направленных на реализацию данного права СРО, можно отнести право разрабатывать федеральные стандарты; привлекать к обсуждению правовых, экономических, социальных проблем деятельности арбитражных управляющих союзы, ассоциации, объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иные организации; формировать предложения о совершенствовании правового и экономического регулирования деятельности арбитражных управляющих. Разработанные Национальным объединением СРО арбитражных управляющих федеральные стандарты и единая программа подготовки арбитражных управляющих направляются национальным объединением СРО арбитражных управляющих в регулирующий орган для утверждения (п. 12 ст. 26.1 Закона).

4. В целях реализации СРО арбитражных управляющих возложенных на них функций СРО арбитражных управляющих наделяется правом запрашивать в органах государственной власти России, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию. Основой реализации данного права является ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Порядок реализации данного права регламентирован также Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <103>. Вместе с тем обращает на себя внимание ограничение реализации СРО арбитражных управляющим данного права теми функциями, которые возложены на нее комментируемым Законом, а также иными законами, регламентирующими ее деятельность.

--------------------------------

<103> СЗ РФ. 200. N 3 (ч.). Ст. 34.

Одной из гарантий реализации данного права СРО является, например, закрепление в ч. 1 ст. 22 Закона о СРО обязанности соответствующего федерального органа исполнительной власти направить в СРО информацию о результатах проведенных в порядке и в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ, проверок предпринимательской или профессиональной деятельности членов СРО, за исключением информации о результатах проверок, при проведении которых акт не составлялся.

5. Одним из прав СРО, предоставляемым ей на основании комментируемой статьи, является право обращаться в суд с исками о защите прав и законных интересов арбитражных управляющих - членов СРО, в том числе о взыскании ущерба, причиненного арбитражным управляющим органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также иными лицами. Данное право является производным от функций СРО, предусмотренных подп. 5 п. 1 ст. 6 Закона о СРО, представлять интересы членов СРО в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Обращение в суд осуществляется во внеконкурсном порядке.

6. Наиболее серьезным правом, предоставляемым СРО арбитражных управляющих, является право заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении или освобождении от участия в деле о банкротстве членов СРО. При этом обращает на себя внимание, что данное право является еще и обязанностью СРО, предусмотренной в соответствии с п. 2 комментируемой статьи. Срок его реализации - не позднее дня, следующего за днем такого исключения.

Основания для отстранения арбитражного управляющего от участия в деле о банкротстве является либо его исключение из числа членов СРО арбитражных управляющих, либо его дисквалификация.

Так, п. 2 ст. 20.4 Закона устанавливается, что в случае исключения арбитражного управляющего из СРО в связи с нарушением арбитражным управляющим условий членства в СРО, нарушения арбитражным управляющим требований комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на основании ходатайства СРО не позднее чем в течение десяти дней с даты его поступления. Принятие решения об исключении арбитражного управляющего из числа членов СРО является исключительным полномочием его коллегиального органа (п. 7 ст. 21.1 Закона). Основанием для рассмотрения вопроса об исключении члена СРО коллегиальным органом является рекомендация органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, вынесенное на основании рассмотрения жалобы заинтересованного лица или материалов проверки деятельности арбитражного управляющего (п. 13 ст. 21.1 Закона).

Пунктом 3 ст. 20.4 Закона также устанавливается, что еще одним основанием для отстранения арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве является его дисквалификация. При этом в данном случае СРО арбитражных управляющих обязана в течение 3 рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления уполномоченного органа, ведущего реестр дисквалифицированных лиц, направить в арбитражный суд, утвердивший арбитражного управляющего в деле о банкротстве, ходатайство об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве по почте или иным обеспечивающим получение такого уведомления способом не позднее чем через пять дней с даты его направления.

Освобождение арбитражного управляющего от участия в деле о банкротстве осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 20.5 Закона, в соответствии с которой в случае выхода арбитражного управляющего из СРО арбитражных управляющих эта организация обязана направить в арбитражный суд ходатайство об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в течение 14 рабочих дней с даты принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО решения о прекращении членства арбитражного управляющего в СРО в связи с его выходом из этой организации.

7. Помимо рассмотренных выше СРО арбитражных управляющих наделяется также правом обжаловать судебные акты об утверждении, отстранении или освобождении арбитражных управляющих - членов СРО, а также судебные акты, затрагивающие права, обязанности или законные интересы СРО при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве. Данное право является достаточно дискуссионным, поскольку право обжалования судебных актов о назначении арбитражных управляющих - своих членов в деле о банкротстве может быть заменено правом подать ходатайство об их отстранении в связи с исключением из числа членов СРО. Предполагается, что в данном случае право на обжалование судебных актов реализуется в том случае, когда данные акты нарушают права самих арбитражных управляющих, например в части выплаты им вознаграждения.

8. Одним из нововведений Закона, предусмотренных в соответствии с нормами комментируемой статьи, является расширение перечня прав СРО и включение в данный перечень права проведения аккредитации страховых организаций, оценщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, операторов электронных площадок, организаторов торгов по продаже имущества должника, а также иных лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника. К числу иных лиц в соответствии с комментируемым Законом можно отнести лиц, оказывающих юридические, бухгалтерские, аудиторские или риелторские услуги. Вместе с тем данный перечень является открытым. Также возникает вопрос о юридических последствиях аккредитации указанных лиц СРО арбитражных управляющих - предусматривается ли обязательное обращение к их услугам членов СРО, либо они обладают правом выбора и аккредитация имеет рекомендательный характер. Поскольку Законом не предусматривается иного, представляется, что целью реализации СРО данного права является повышение качества профессиональной деятельности арбитражных управляющих, порядок и условия аккредитации, а также ее правовые последствия определяются внутренними документами СРО. Информация о лицах, аккредитованных СРО, подлежит размещению с соблюдением требований федеральных законов, предъявляемых к защите информации (в том числе персональных данных), на сайте СРО в сети Интернет.

9. Как отмечалось выше, перечень прав, которыми наделяются СРО арбитражных управляющих, является открытым. К числу иных прав, прямо не предусмотренных комментируемой статьей, можно отнести право СРО арбитражных управляющих создавать объединения СРО и быть их членами (п. 1 ст. 26.1 Закона). При этом в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона о СРО членами ассоциации (союза) СРО могут быть переданы ассоциации (союзу), предоставленные в соответствии с Законом о СРО и комментируемым Законом, права:

на разработку единых стандартов и правил СРО, условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО - членах ассоциации (союза); на разрешение споров в третейском суде;

на профессиональное обучение и аттестацию работников - членов СРО;

на сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг);

на раскрытие информации;

иные права саморегулируемых организаций.

Также СРО арбитражных управляющих наряду с основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные уставом СРО и не противоречащие законодательству РФ функции (п. 2 ст. 6 Закона о СРО). Аналогичные положения закрепляются и п. 1 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Соответственно, в норме ч. 2 комментируемой статьи речь идет, прежде всего об, осуществлении СРО иных видов деятельности, нежели прямо предопределенных выполнением своих основных функций. Составить представление о таких видах деятельности позволяют положения ч. 1 ст. 12 Закона о СРО, в которых перечислены источники формирования имущества СРО. Так, исходя из данной нормы среди этих видов деятельности можно назвать: оказание услуг по предоставлению информации, раскрытие которой может осуществляться на платной основе (п. 3 ч. 1 ст. 12);

оказание образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов СРО (п. 4 ч. 1 ст. 12);

продажа информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью, коммерческими или профессиональными интересами членов СРО (п. 5 ч. 1 ст. 12); размещение денежных средств на банковских депозитах (п. 6 ч. 1 ст. 12).

Однако данные виды деятельности не должны носить предпринимательский характер, поскольку в ч. 1 ст. 14 Закона о СРО установлен прямой запрет на осуществление СРО предпринимательской деятельности. Согласно ч. 2 указанной статьи СРО не вправе учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющуюся предметом саморегулирования для этой СРО, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ. Кроме того, норма ч. 3 этой статьи определяет действия, которые СРО не вправе осуществлять, и сделки, которые СРО не вправе совершать <104>.

--------------------------------

<104> Борисов А.Н. Указ. соч.

10. В целях обеспечения проведения процедур банкротства на СРО арбитражных управляющих возлагаются определенные обязанности:

1) разрабатывать и устанавливать условия членства арбитражных управляющих в СРО. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона о СРО разработка и установление условий членства в СРО отнесены к функциям СРО.

Минимальный перечень обязательных условий членства в СРО арбитражных управляющих определен п. 2 ст. 20 Закона:

наличие высшего профессионального образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года. СРО имеет право установить более продолжительные сроки стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными СРО;

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления (п. 2 ст. 20 Закона).

Условиями членства в СРО арбитражных управляющих являются наличие у члена СРО договора обязательного страхования ответственности (ст. 24.1 Закона), а также внесение членом СРО установленных ею взносов, в том числе в компенсационный фонд СРО (п. 3 ст. 20 Закона).

Утверждение условий членства, порядка приема в члены СРО и порядка прекращения членства в СРО является исключительной компетенцией общего собрания ее членов, решение об утверждении которых принимается квалифицированным большинством (п. п. 4, 5 ст. 21.1 Закона).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона о СРО и п. 1 ст. 22.1 Закона обязана обеспечить доступ к информации об условиях членства в ней;

2) разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения членами СРО стандарты и правила профессиональной деятельности. Выполнение данной обязанности является одним из условий наделения некоммерческой организации статусом саморегулируемой в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона и п. 3 ст. 3 Закона о СРО. Утверждение стандартов и правил профессиональной деятельности, а также внесение в них изменений отнесены к компетенции коллегиального органа управления СРО (п. 7 ст. 21.1 Закона);

3) контролировать профессиональную деятельность членов СРО в части соблюдения требований комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности. В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 6 Закона о СРО осуществление контроля за деятельностью членов СРО отнесено к числу их функций. Комментируемым законом устанавливается, что одним из условий наделения некоммерческой организации статусом СРО арбитражных управляющих является создание специализированного органа, осуществляющего контроль за соблюдением членами СРО организации требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности (п. 2 ст. 21, п. 9 ст. 21.1 Закона). Полномочиями по созданию данного органа, а также утверждению правил осуществления контроля за членами СРО наделяются ее коллегиальные органы управления (п. 7 ст. 21.1 Закона);

4) рассматривать жалобы на действия члена СРО, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве. В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 6 Закона о СРО одной из функций СРО является рассмотрение жалоб на действия членов СРО и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО. Порядок рассмотрения жалоб на действия членов СРО арбитражных управляющих регламентируется внутренними документами СРО. Рассмотрение жалоб осуществляется специализированным органом СРО - органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. В соответствии с п. 12 ст. 21.1 Закона устанавливается, что при ее рассмотрении должны быть приглашены лицо, подавшее жалобу и арбитражный управляющий, в отношении которого она подана. По итогам рассмотрения жалобы специализированным органом СРО может быть вынесено решение о применении в отношении члена СРО мер дисциплинарного воздействия (п. 13 ст. 21.1 Закона), которое должно быть направлено в течение двух рабочих дней лицу, направившему жалобу (п. 6 ст. 10 Закона о СРО).

В целях разрешения конфликтных ситуаций в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона о СРО в качестве одной из функций СРО устанавливается также возможность образования третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах (Федеральному закону от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <105>);

--------------------------------

<105> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

5) применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные комментируемым Законом и внутренними документами СРО, в отношении своих членов, в том числе исключение из членов СРО. Перечень мер дисциплинарного воздействия закрепляется п. 13 ст. 21.1 Закона и включает следующие меры:

вынесение предписания, обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки их устранения;

вынесение члену СРО предупреждения с оповещением об этом публично;

наложение на члена СРО штрафа в размере, установленном внутренними документами СРО;

рекомендация об исключении лица из членов СРО;

иные установленные внутренними документами СРО меры.

Решения о применении мер дисциплинарного воздействия принимаются специализированным органом на основании рассмотрения материалов проверки или жалобы на действия члена СРО. Решение об исключении из членов СРО принимается коллегиальным органом управления СРО арбитражных управляющих на основании рекомендации специализированного органа;

6) заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего - члена СРО в случае исключения арбитражного управляющего из членов СРО в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения. Данная обязанность корреспондирует с аналогичным правом СРО, рассмотренным подробно выше. Основания для исключения члена СРО определяются в соответствии с нормами ст. 20.4 Закона;

7) осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в СРО в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания членов СРО. Данная обязанность является реализацией одной из форм контроля СРО за деятельностью своих членов. При этом принятие решения о формах и содержании отчетности, а также периодичности их представления в СРО отнесено к компетенции общего собрания членов самого СРО. Вместе с тем согласно п. 10 ст. 26.1 Закона национальным объединением СРО арбитражных управляющих устанавливается порядок и периодичность сбора, обработки и хранения СРО информации о деятельности своих членов;

8) хранить отчеты арбитражных управляющих и иные документы, утвержденные решением общего собрания членов СРО, в течение пяти лет с даты представления соответствующего документа. Установление данной обязанности направлено на обеспечение возможности осуществления контроля надлежащего выполнения возложенных на него публичных функций самим СРО;

9) осуществлять организацию и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего. Пунктом 1 ст. 20.1 Закона определено, что организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются СРО арбитражных управляющих в соответствии с правилами проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, установленными федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности. До их утверждения действуют Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414 <106>;

--------------------------------

<106> Постановление Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414 (ред. от 25 сентября 2003) "Об утверждении Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2939.

10) осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих, являющихся членами СРО, и обеспечивать свободный доступ к включаемым в такой реестр сведениям заинтересованным в их получении лицам в порядке, установленном регулирующим органом. В соответствии с п. 1 ст. 22.1 Закона СРО арбитражных управляющих обязана разместить с соблюдением требований федеральных законов, предъявляемых к защите информации (в том числе персональных данных), на своем сайте в сети Интернет среди иной информации также реестр членов СРО (в том числе информацию о членах СРО), а также список лиц, исключенных из членов СРО за последние три года осуществления ею деятельности. Обязанность членов СРО раскрывать информацию о своей деятельности, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством РФ и установленными СРО требованиями, закреплена в п. 5 ст. 22.1 Закона. Перечень обязательных сведений, включаемых СРО в реестр арбитражных управляющих, и порядок ведения СРО такого реестра определяются Национальным объединением СРО арбитражных управляющих (п. 10 ст. 26.1 Закона);

11) обеспечивать формирование компенсационного фонда СРО для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных членами СРО при исполнении обязанностей арбитражных управляющих. Требования к порядку формирования и размещения средств компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, а также порядку осуществления выплат за счет его средств устанавливаются в соответствии со ст. 25.1 Закона. Причем компенсационным фондом СРО арбитражных управляющих является обособленное имущество, принадлежащее СРО на праве собственности. Он формируется за счет членских взносов членов СРО, перечисляемых только в денежной форме в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого ее члена (п. 2 ст. 25.1 Закона);

12) организовывать повышение уровня профессиональной подготовки своих членов. Включение данной функции в число обязанностей СРО направлено на обеспечение повышения профессионализма реализуемых арбитражными управляющими возложенных на них публичных функций;

13) по запросам судьи, органа по контролю (надзору) в случае возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе при проведении административного расследования в отношении арбитражного управляющего, представлять документы, которые содержат информацию об исполнении арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и имеют отношение к указанному делу об административном правонарушении;

14) заключить с управляющей компанией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - управляющая компания) и со специализированным депозитарием, имеющим лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензии на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - специализированный депозитарий), договоры, предусмотренные Законом, в срок не позднее чем в течение 90 дней с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих.

Заключение договора с управляющей компанией, а также специализированным депозитарием предусматривается нормами ст. 25.1 Закона, регламентирующими порядок формирования и размещения компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих.

Привлечение управляющей компании осуществляется в целях размещения средств компенсационного фонда СРО, их сохранения и прироста. При этом только управляющей компании передаются права осуществлять инвестирование средств компенсационного фонда на основании договора доверительного управления и в соответствии с требованиями норм п. п. 15, 19, 20 ст. 25.1 Закона и инвестиционной декларацией компенсационного фонда, утверждаемой коллегиальным органом управления СРО.

Целью привлечения специализированного депозитария является осуществление контроля за соблюдением управляющими компаниями ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда СРО, правил их размещения и требований к их инвестированию. При этом специализированный депозитарий, действуя на основании договора об оказании услуг, заключенного с СРО, обязан уведомлять СРО и орган по контролю (надзору) обо всех случаях нарушения требований, установленных Законом, к размеру, составу средств компенсационного фонда СРО и порядку их инвестирования (п. 16 ст. 25.1 Закона).

Заключение договоров с управляющей компанией и специализированным депозитарием осуществляется по результатам конкурса, порядок проведения которого устанавливается внутренними документами СРО. Информация об управляющей компании и специализированном депозитарии подлежит размещению СРО на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 14 дней с даты заключения соответствующего договора;

в срок не позднее чем в течение 14 рабочих дней с даты возникновения несоответствия СРО требованиям п. 2 ст. 21 Закона представлять в орган по контролю (надзору) информацию о таком несоответствии.

К числу требований, установленных п. 2 ст. 21 Закона, относятся:

соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в СРО арбитражных управляющих, утвержденным СРО;

участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве, за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам;

наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены ст. 25.1 Закона;

наличие разработанных в соответствии с требованиями Закона и являющихся обязательными для выполнения членами СРО арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих;

создание органов управления и специализированных органов СРО арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 21.1 Закона.

В соответствии с комментируемым Законом особо регламентированы вопросы, связанные с последствиями несоответствия СРО требованиям к количеству членов СРО или размеру ее компенсационного фонда, поскольку иные несоответствия установленным требованиям как основания утраты некоммерческой организации статуса СРО являются маловероятными.

Согласно п. 13 ст. 23.1 Закона СРО арбитражных управляющих, самостоятельно выявившая свое несоответствие требованиям к количеству членов СРО или размеру ее компенсационного фонда, обязана представить в орган по контролю (надзору) в течение 14 рабочих дней с даты выявления такого несоответствия заявление в письменной форме, которое должно содержать:

описание такого несоответствия;

дату возникновения такого несоответствия;

описание мер, принимаемых и (или) планируемых СРО для устранения такого несоответствия. При этом в течение двух месяцев с даты получения этого заявления орган по контролю (надзору) не может обратиться в арбитражный суд с иском об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих и сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих по основанию, указанному в этом заявлении. В случае если до истечения указанного срока СРО не представит в орган по контролю (надзору) доказательство устранения несоответствия СРО требованиям к количеству членов СРО или размеру ее компенсационного фонда, орган по контролю (надзору) обязан обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих.

11. Завершая рассмотрение прав и обязанностей СРО арбитражных управляющих, урегулированных комментируемой статьей, необходимо отметить, что в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона о СРО закрепляется еще одна важная норма, в соответствии с которой устанавливается запрет на осуществление СРО деятельности и совершение действий, влекущих возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создающих угрозу возникновения такого конфликта.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность членов СРО, лиц, входящих в состав органов управления СРО, ее работников, действующих на основании трудового договора или гражданско-правового договора, влияет или может повлиять на исполнение ими своих профессиональных обязанностей и (или) влечет возникновение противоречия между такой личной заинтересованностью и законными интересами СРО или угрозу возникновения противоречия, которое способно привести к причинению вреда законным интересам СРО (п. 3 ст. 8 Закона о СРО). В части 4 этой же статьи установлено, что заинтересованные лица должны соблюдать интересы СРО, прежде всего, в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности, связанные с осуществлением ими своих профессиональных обязанностей, или допускать использование таких возможностей в целях, противоречащих целям, указанным в учредительных документах СРО. В соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона о СРО меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются уставом, стандартами и правилами СРО. С указанной нормой согласуется требование ч. 6 ст. 4 Закона о СРО, в соответствии с которой стандарты и правила СРО должны устранять или уменьшать конфликт интересов членов СРО, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО.




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247