СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 21.1 Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих

1. Как любое юридическое лицо, СРО арбитражных управляющих приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Пунктом 1 ст. 28 Закона о некоммерческих организациях также устанавливается, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, которой является СРО арбитражных управляющих, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с указанным законом и иными федеральными законами.

2. Законом о СРО (ст. 15) и нормами комментируемой статьи предусматривается трехзвенная структура органов управления СРО арбитражных управляющих:

1) общее собрание членов СРО, которое определено в ч. 1 ст. 16 Закона о СРО и п. 2 комментируемой статьи в качестве высшего органа управления СРО. Поскольку основной организационно-правовой формой создания СРО арбитражных управляющих является некоммерческое партнерство, рассматриваемое положение согласуется с нормой п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях, устанавливающей, что высшим органом управления для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза) является общее собрание их членов. Как определено в п. 2 указанной статьи, основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - это обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана (об общем собрании членов СРО см. комментарий к ст. 16 Закона);

2) постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО. Наличие данного органа управления СРО в соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона о СРО и п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях не является обязательным - его функции могут осуществляться общим собранием членов СРО. Однако в СРО арбитражных управляющих в соответствии с нормами комментируемой статьи создание постоянно действующего коллегиального органа является обязательным (п. 6 комментируемой статьи). Такой орган является органом управления СРО, осуществляющим общее руководство деятельностью СРО (ст. 17 Закона о СРО и п. 7 комментируемой статьи), за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции высшего органа управления СРО - общего собрания членов СРО (абз. 2 - 7 и 10 - 12 п. 4 комментируемой статьи);

3) исполнительный орган СРО. Как предусмотрено в п. 1 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях, исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Там же определено, что этот орган управления осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. В соответствии со ст. 18 Закона о СРО и п. 8 комментируемой статьи к компетенции исполнительного органа СРО относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности СРО, не относящиеся к компетенции общего собрания членов СРО и ее постоянно действующего коллегиального органа управления.

Также необходимо отметить, что п. 9 комментируемой статьи предусматривает обязательность создания в СРО специализированных органов:

по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия;

по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве;

по осуществлению контроля за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.

Однако эти специализированные органы органами управления СРО не являются и целью их создания является обеспечение реализации прав и обязанностей, определенных в отношении СРО арбитражных управляющих ст. 22 Закона.

Информация о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов СРО является открытой и должна быть размещена на сайте СРО арбитражных управляющих в сети Интернет (п. 1 ст. 22.1 Закона).

3. В соответствии с п. п. 2 - 5 комментируемой статьи определяются задачи, полномочия и порядок принятия решений высшим органом управления СРО арбитражных управляющих - общим собранием его членов. При этом необходимо отметить, что, поскольку СРО арбитражных управляющих является некоммерческой организацией, организационно-правовой формой которой является некоммерческое партнерство, функционирование данного органа управления регламентируется также нормами Закона о некоммерческих организациях, в соответствии с п. 1 ст. 29 которого устанавливается, что высшим органом управления для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза) является общее собрание их членов.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - это обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. Этой основной функцией и предопределяется компетенция общего собрания членов СРО.

Закрепленный в норме п. 4 комментируемой статьи перечень вопросов, составляющих компетенцию общего собрания членов СРО арбитражных управляющих, основан на общей норме п. 3 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях, устанавливающей, что к компетенции высшего органа управления некоммерческой организации относится решение следующих вопросов:

1) утверждение устава и его изменение;

2) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

3) образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

4) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

5) утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

6) создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

7) участие в других организациях;

8) реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Дополнительно к полномочиям высшего органа управления некоммерческой организации, выполняющей функции СРО, помимо перечисленных выше в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона о СРО и п. 4 комментируемой статьи относятся:

1) утверждение в порядке и с периодичностью, которые установлены уставом некоммерческой организации, отчетов коллегиального органа управления и исполнительного органа СРО о результатах финансово-хозяйственной и организационной деятельности СРО арбитражных управляющих;

2) утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований Закона, иных федеральных законов, иных нормативно-правовых актов РФ, федеральных стандартов, стандартов и правил СРО, условий членства в СРО;

3) принятие решения о добровольном исключении сведений о СРО из государственного реестра СРО;

4) рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов СРО, на необоснованность принятого постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО на основании рекомендации ее органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия решения об исключении этого лица из членов СРО и принятие решения по такой жалобе.

Данные полномочия определены возложением на СРО арбитражных управляющих публичных функций.

Вместе с тем перечень вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания СРО арбитражных управляющих не является исчерпывающим и в соответствии с иными федеральными законами или уставом допускается его расширение по усмотрению самого собрания. В качестве примера можно отметить, что норма ч. 3 ст. 24 Закона о СРО относит к исключительной компетенции высшего органа управления СРО решение вопроса об участии СРО в ассоциации (союзе) СРО, в том числе в Национальном объединении СРО арбитражных управляющих (ст. 26.1 Закона). Пунктом 14 комментируемой статьи устанавливается, что к полномочиям коллегиального органа управления относится рассмотрение жалоб на решения коллегиального органа управления.

В соответствии с уставом СРО арбитражных управляющих допускается и ограничение полномочий общего собрания его членов за счет передачи полномочий по назначению на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа СРО, и досрочному освобождение такого лица от должности, утверждению сметы СРО, внесению в нее изменений, утверждению годовой бухгалтерской отчетности коллегиальному органу управления.

Порядок проведения общего собрания членов СРО арбитражных управляющих относится к компетенции самого СРО и должно быть урегулировано в его уставе. Вместе с тем в соответствии с комментируемыми нормами, а также положениями Закона о некоммерческих организациях и Закона о СРО устанавливается ряд обязательных требований, которые должны быть учтены. Так, требования к порядку созыва и проведения общего собрания членов СРО установлены в общих положениях п. 4 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях:

общее собрание членов некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании присутствует более половины его членов;

решение общего собрания членов некоммерческой организации принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании;

решение общего собрания членов некоммерческой организации по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с названным Законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

Обращает на себя внимание некоторое отступление от общих правил, закрепленное комментируемой статьей. В частности, предусматривается сокращение вопросов, решение по которым принимается квалифицированным большинством голосов (большинством в две трети голосов от общего числа членов СРО). К числу таких вопросов отнесены вопросы, хоть и отнесенные к исключительным полномочия общего собрания, но принимаемые большинством голосов членов СРО, присутствующих на собрании и связанных с образованием исполнительных органов некоммерческой организации и досрочным прекращением их полномочий, утверждением их отчетов, а также решением вопросов, связанных с применением мер дисциплинарного воздействия к членам СРО. Вместе с тем положения, определяющие полномочия квалифицированного большинства членов СРО, могут содержаться также в уставе некоммерческой организации и содержать вопросы, дополняющие этот перечень.

Общее собрание членов СРО арбитражных управляющих может быть проведено путем заочного голосования. В таком случае участвующими в его проведении считаются все члены СРО, а принятие решений осуществляется большинством от их общего числа, за исключением тех вопросов, решение которых осуществляется квалифицированным большинством независимо от формы проведения собрания.

Определение периодичности проведения общего собрания членов СРО относится к компетенции СРО и должно быть закреплено в уставе. Обязательным требованием является проведение его не реже одного раза в год.

4. В соответствии с п. п. 6, 7 комментируемой статьи устанавливаются требования к составу и определяется компетенция коллегиального органа управления СРО арбитражных управляющих, осуществляющего общее руководство деятельностью СРО, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции высшего органа управления СРО - общего собрания членов СРО. Создание данного органа предусматривается и в соответствии со ст. 15 Закона о СРО, а ст. 17 указанного Закона определяет особенности правового статуса данного органа.

Общим требованием, предъявляемым к составу коллегиального органа управления СРО, является его формирование из числа физических лиц, т.е. деятельность юридических лиц в качестве членов такого органа управления СРО не допускается. Согласно рассматриваемой норме в состав постоянно действующего коллегиального органа управления СРО входят физические лица - арбитражные управляющие члены СРО, а также лица, не являющиеся ее членами. Участие в составе лиц, на являющихся членами СРО, предусматривается и в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о СРО, который использует в их отношении иной термин - "независимые члены". Причем участие независимых членов в составе коллегиального органа управления СРО является обязательным, что прямо предусмотрено нормой ч. 2 ст. 17 Закона о СРО - независимые члены должны составлять не менее одной трети членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО. В отношении СРО арбитражных управляющих нормы п. 6 комментируемой статьи предусматривают не только иное наименование указанных лиц, но и иную "квоту" - лица, не являющиеся членами СРО (независимые члены), не могут составлять более 25% от числа членов ее коллегиального органа.

Дополнительно к нормам комментируемой статьи положениями Закона о СРО устанавливаются требования к кандидатурам независимых лиц, не являющихся членами СРО, в целях их участия в работе ее коллегиального органа управления. В частности, п. п. 2 - 4 ст. 17 указанного Закона предусматривается, что независимыми членами считаются лица, которые не связаны трудовыми отношениями с СРО, ее членами. Кроме того, независимый член постоянно действующего коллегиального органа управления СРО предварительно в письменной форме обязан заявить о конфликте интересов, который влияет или может повлиять на объективное рассмотрение вопросов, включенных в повестку заседания постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, и принятие по ним решений и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанного независимого члена и законными интересами СРО, которое может привести к причинению вреда этим интересам. В случае нарушения независимым членом постоянно действующего коллегиального органа управления СРО обязанности заявить о конфликте интересов и причинения в связи с этим вреда законным интересам СРО, которые подтверждены решением суда, общее собрание членов СРО принимает решение о досрочном прекращении полномочий независимого члена.

Среди особых требований комментируемого Закона в отношении членов коллегиального органа управления является запрет на включение в их состав государственных и муниципальных служащих, а также установление минимального состава в пределах семи человек. Вопросы определения количественного состава постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, порядка и условий его формирования, деятельности, принятия им решений отнесены к ведению самой СРО, что подразумевает необходимость регламентации данных вопросов в уставе или иных внутренних документах СРО.

В соответствии с п. п. 2 и 6 ч. 3 ст. 16 Закона о СРО и п. 4 комментируемой статьи избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, досрочное прекращение полномочий указанного органа или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов, а также утверждение отчета постоянно действующего коллегиального органа управления СРО относятся к исключительной компетенции общего собрания членов СРО.

К числу вопросов, отнесенных к компетенции коллегиального органа управления СРО, относятся:

1) утверждение стандартов и правил профессиональной деятельности, внесение в них изменений. В соответствии со ст. 4 Закона о СРО под стандартами и правилами СРО понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами СРО. Стандарты и правила СРО должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами СРО могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида. Тем самым СРО делегируются государственные публично-правовые полномочия по нормативному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, что является одним из проявлений административной реформы, предполагающей ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства и профессиональной деятельности. Также устанавливается, что стандарты и правила СРО должны: соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов СРО, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления СРО; устанавливать запрет на осуществление членами СРО деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена СРО либо деловой репутации СРО.

Кроме того, внутренние стандарты профессиональной деятельности СРО должны соответствовать федеральным стандартам. Полномочия по выработке федеральных стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих принадлежат Национальному объединению СРО арбитражных управляющих (п. 9 ст. 26.1 комментируемого Закона), которые в последующем приобретают юридическую силу с даты их утверждения регулирующим органом (п. 4 ст. 29 Закона);

2) принятие решения о приеме лица в члены СРО или об исключении из членов СРО по основаниям, предусмотренным комментируемым Законом и уставом некоммерческой организации. Основаниями приема арбитражных управляющих в члены СРО является соответствие их обязательным условиям членства в СРО, к которым относятся (п. 2 ст. 20 Закона):

наличие высшего профессионального образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными СРО;

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

К числу обязательных условий членства в СРО относятся также наличие у члена СРО договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным ст. 24.1 Закона требованиям, внесение членом СРО установленных ею взносов, в том числе в компенсационный фонд СРО (п. 3 ст. 20 Закона).

Основанием исключения арбитражного управляющего из числа членов СРО является нарушение:

условий членства в СРО;

требований комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.

Основанием для рассмотрения вопроса об исключении арбитражного управляющего из числа членов СРО арбитражных управляющих является рекомендация об исключении лица из членов СРО органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия (п. 13 комментируемой статьи).

Кроме того, предполагается, что в рамках реализации данных полномочий коллегиальный орган управления принимает решения и о добровольном выходе арбитражного управляющего из числа его членов на основании поданного заявления. Например, ст. 20.5 Закона предусматривается решение о прекращении членства арбитражного управляющего в СРО в связи с его выходом из этой организации как основание для освобождения арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Информация о лицах, исключенных из членов СРО арбитражных управляющих, должна быть размещена на сайте СРО в сети Интернет, а также направлена органу по контролю (надзору) в течение 14 дней с даты принятия такого решения (п. п. 1, 3 ст. 22.1 Закона);

3) утверждение правил осуществления контроля за соблюдением членами СРО требований комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности. Правовой основой осуществления контроля за членами СРО является ст. 9 Закона о СРО, кроме того, на настоящий момент в части, не противоречащей комментируемому Закону, действуют Правила проведения СРО арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 366 <97>, которые согласно их п. 1 определяют основания и порядок проведения СРО арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов в качестве арбитражных управляющих, а также права и обязанности арбитражных управляющих при проведении СРО проверки их деятельности.

--------------------------------

<97> СЗ РФ. 2003. N 26. Ст. 2663.

Контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится работниками соответствующего структурного подразделения СРО. Создание органа, осуществляющего контроль за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, является обязательным условием для наделения некоммерческой организации статусом СРО арбитражных управляющих (п. 2 ст. 21, п. 9 комментируемой статьи);

4) создание специализированных органов СРО, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности. В соответствии с п. 9 комментируемой статьи к специализированным органам СРО арбитражных управляющих, создаваемых для реализации ею своих прав и обязанностей, относятся следующие органы:

по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия;

по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве;

по осуществлению контроля за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;

5) назначение аудиторской организации для проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности СРО, принятие решений о проведении проверок деятельности исполнительного органа СРО;

6) представление общему собранию членов СРО кандидата или кандидатов для назначения на должность единоличного исполнительного органа СРО;

7) установление квалификационных требований к руководителю органа, осуществляющего контроль за деятельностью членов СРО в качестве арбитражных управляющих в деле о банкротстве.

Помимо перечисленных вопросов в компетенцию коллегиального органа управления в соответствии с уставом СРО могут быть переданы такие вопросы общего собрания его членов, как:

1) назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа СРО, досрочное освобождение такого лица от должности;

2) утверждение сметы СРО, внесение в нее изменений, утверждение годовой бухгалтерской отчетности СРО.

Помимо этого в соответствии с п. 14 комментируемой статьи к полномочиям коллегиального органа отнесено рассмотрение жалоб на решение органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия.

В соответствии с п. 19 ст. 25.1 Закона устанавливается, что в обязанности коллегиального органа также входит утверждение инвестиционной декларации компенсационного фонда СРО.

5. Согласно п. 8 комментируемой статьи к компетенции исполнительного органа СРО, осуществляющего текущее руководство деятельностью СРО, относятся любые вопросы хозяйственной и иной деятельности СРО, которые не отнесены к компетенции общего собрания членов СРО и ее постоянно действующего коллегиального органа управления. Данная норма основана на общей норме п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях, согласно которой к компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную названным Законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации. Аналогичные положения содержатся и в ст. 18 Закона о СРО. При этом в соответствии со ст. 30 Закона о некоммерческих организациях исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Вместе с тем в отношении СРО арбитражных управляющих устанавливается, что система органов управления СРО арбитражных управляющих включает единоличный исполнительный орган, но не коллегиальный.

Исполнительный орган СРО подотчетен общему собранию его членов. Вопрос о назначении и досрочном прекращении полномочий исполнительного органа СРО относится к исключительной компетенции общего собрания членов СРО и не может быть передан коллегиальному органу управления СРО.

Представление общему собранию членов СРО кандидата или кандидатов для назначения на должность единоличного исполнительного органа СРО является полномочием коллегиального органа управления СРО. Кроме того, в соответствии с п. 15 комментируемой статьи устанавливается, что лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа СРО арбитражных управляющих, а также работники СРО не вправе быть арбитражными управляющими.

6. В пункте 9 комментируемой статьи содержится перечень органов, создаваемых СРО арбитражных управляющих в целях реализации своих прав и обязанностей и не являющихся органами управления. Необходимо отметить, что создание данных органов в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона является основанием для включения сведений о некоммерческой организации в Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих. К числу таких органов относятся следующие органы:

по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия;

по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве;

по осуществлению контроля за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности. Установление квалификационных требований к руководителю данного органа в соответствии с п. 7 комментируемой статьи относится к компетенции коллегиального органа управления.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о СРО создание специализированных органов СРО осуществляется коллегиальным органом управления СРО. Специализированные органы СРО осуществляют свои функции самостоятельно. Функциональная специализация в деятельности органов СРО выступает гарантией, обеспечивающей осуществление СРО возложенных на нее функций, в том числе государственных публично-правовых функций, делегированных СРО. При этом п. 15 комментируемой статьи устанавливается, что работники СРО, реализующие полномочия специализированных органов, не вправе быть арбитражными управляющими.

7. Согласно комментируемому Закону детально регламентирована деятельность только одного из трех создаваемых в обязательном порядке специализированных органов СРО - органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия (п. п. 11 - 14 комментируемой статьи). Регламентация деятельности иных специализированных органов СРО осуществляется в соответствии с внутренними документами, которые утверждаются коллегиальным органом управления в соответствии с комментируемым Законом, а также иными федеральными законами и нормативными актами.

Так, в соответствии со ст. 45 Закона устанавливается порядок утверждения арбитражного управляющего в процедурах банкротства, нормы которой определяют порядок и сроки представления кандидатур арбитражных управляющих и информации о них в арбитражный суд в целях их утверждения. Положения данной статьи определяют порядок функционирования органа по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве.

8. Порядок проведения контроля СРО за осуществлением своими членами предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, утверждается коллегиальным органом управления (п. 7 комментируемой статьи). В соответствии с п. 11 ст. 26.1 Закона предусматривается, что Национальным объединением СРО арбитражных управляющих разрабатываются федеральные стандарты в части проведения проверки СРО деятельности своих членов арбитражных управляющих. После утверждения регулирующим органом данные стандарты приобретают обязательный характер.

Общие требования к осуществлению контроля за членами СРО устанавливаются также нормами ст. 9 Закона о СРО, в соответствии с которым контроль за осуществлением членами СРО предпринимательской или профессиональной деятельности проводится СРО путем проведения плановых и внеплановых проверок. При этом член СРО обязан предоставить для проведения проверки необходимую информацию по запросу СРО в порядке, определяемом СРО.

Предметом плановой проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО. Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО. Плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год. Вместе с тем необходимо учитывать, что максимально возможный срок проведения плановой проверки не установлен.

Основанием для проведения СРО внеплановой проверки может являться направленная в СРО жалоба на нарушение членом СРО требований стандартов и правил СРО либо иные основания, предусмотренные уставом СРО. При этом в ходе проведения внеплановой проверки исследованию подлежат только факты, указанные в жалобе, или факты, подлежащие проверке, назначенной по иным основаниям.

В случае выявления нарушения членом СРО требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.

Информация о датах и результатах проведенных СРО проверок деятельности ее членов подлежит размещению на официальном сайте СРО в сети Интернет в течение 14 дней с даты возникновения соответствующей информации (п. 1 ст. 22.1 Закона).

9. Пункт 10 комментируемой статьи устанавливает, что внутренними документами, компетенция по утверждению которых отнесена к полномочиям общего собрания членов СРО (п. 4 комментируемой статьи), должны быть утверждены следующие документы:

порядок рассмотрения жалоб на действия членов СРО арбитражных управляющих;

порядок рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;

меры дисциплинарного воздействия за нарушение комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.

10. Полномочия органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия и порядок их реализации регламентированы п. п. 11 - 14 комментируемой статьи, ст. 10 Закона о СРО, а также внутренними документами СРО арбитражных управляющих, утверждаемыми общим собранием ее членов (п. 4 комментируемой статьи).

По общим правилам, установленным комментируемыми нормами, орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия рассматривает дела:

о нарушении членами СРО требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

о применении мер дисциплинарного воздействия к арбитражным управляющим.

Основаниями возбуждения указанной категории дел являются:

материалы проверки, проведенной органом по контролю за членами СРО арбитражных управляющих, в случае выявления нарушений требований комментируемого Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности;

жалобы на действия членов СРО арбитражных управляющих.

Согласно п. 8 ст. 9 Закона о СРО в случае выявления нарушения членом СРО организации требований стандартов и правил СРО, условий членства в СРО материалы проверки передаются в орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия.

Кроме того, жалоба на нарушение членом СРО требований стандартов и правил СРО согласно ч. 4 ст. 9 Закона о СРО может являться основанием для проведения СРО внеплановой проверки. Исходя из того что обязанность по рассмотрению жалоб возложена на орган СРО по рассмотрению дел о применении в отношении ее членов мер дисциплинарного воздействия, в полномочия данного специализированного органа СРО входит и решение вопроса о проведении внеплановой проверки.

11. Пункт 12 комментируемой статьи содержит обязательное требование к процедуре рассмотрения специализированным органом СРО арбитражных управляющих по рассмотрению дел о применении в отношении ее членов мер дисциплинарного воздействия жалоб на действия членов СРО: при рассмотрении жалоб на заседания указанного специализированного органа СРО должны приглашаться лица, направившие такие жалобы, а также члены СРО, в отношении которых рассматриваются дела о применении мер дисциплинарного воздействия. Данное положение является гарантией защиты прав и законных интересов указанных лиц и наделения правом давать объяснения по существу рассматриваемых вопросов и представлять документы. Закрепленный комментируемой нормой порядок предполагает заблаговременное извещение лиц, приглашаемых на заседание специализированного органа СРО, о времени и месте заседания.

12. В пункте 13 комментируемой статьи приведен открытый перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут применяться специализированным органом СРО по итогам рассмотрения дел о применении в отношении ее членов мер дисциплинарного воздействия. Утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, а также порядка рассмотрения дел о нарушении членами СРО требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности относится к компетенции общего собрания членов СРО.

К числу мер дисциплинарного воздействия в соответствии с комментируемой статьей относятся:

1) вынесение предписания, обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;

2) вынесение члену СРО предупреждения с оповещением об этом публично в порядке, установленном ст. 22.1 Закона;

3) наложение на члена СРО штрафа, размер которого утверждается в соответствии с внутренними документами СРО. При этом согласно п. 9 ст. 10 Закона о СРО денежные средства, полученные СРО в результате наложения на члена СРО штрафа, подлежат зачислению в компенсационный фонд СРО;

4) рекомендация об исключении лица из членов СРО, подлежащая рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО;

5) иные установленные внутренними документами СРО меры.

Данный перечень является аналогичным перечню, содержащемуся в п. 4 ст. 10 Закона о СРО. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут применяться к членам СРО, является открытым - СРО могут быть установлены и иные меры, нежели прямо указанные в п. 13 комментируемой статьи. С учетом требования нормы ч. 5 ст. 4 Закона о СРО, устанавливающей, что стандарты и правила СРО должны предусматривать меры дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО за нарушение данных стандартов и правил, иные меры дисциплинарного воздействия должны устанавливаться в указанных документах. Вместе с тем меры дисциплинарного воздействия могут быть предусмотрены и в иных документах СРО, например в самом уставе СРО.

Следует отметить, что меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные комментируемой нормой, конечно же, не являются дисциплинарными взысканиями, налагаемыми в соответствии с трудовым законодательством. Применение работодателем дисциплинарных взысканий предусмотрено в ч. 1 ст. 192 ТК РФ в качестве санкции за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (в качестве видов дисциплинарных взысканий предусмотрены замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям). Члены же СРО не являются ее работниками, меры дисциплинарного воздействия применяются к членам СРО за нарушение требований стандартов и правил СРО. Соответственно, нормы трудового законодательства при применении к членам СРО мер дисциплинарного воздействия учитываться не могут. Не могут применяться нормы трудового законодательства и по аналогии, поскольку члены СРО не состоят с СРО в трудовых отношениях (однако это не исключает того, что СРО в своей правотворческой деятельности может использовать отдельные нормы трудового законодательства в качестве некоего ориентира) <98>.

--------------------------------

<98> Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (постатейный). М.: Деловой двор, 2008.

В том случае, если при рассмотрении жалоб на действия членов СРО и дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил СРО будут выявлены признаки преступления или административного правонарушения, специализированный орган СРО обязан передать соответствующие материалы в правоохранительные или контролирующие (надзорные) органы.

13. Общий порядок рассмотрения дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, закрепленный комментируемой статьей, заключается в установлении правил вступления в силу решений специализированного органа, а также кворума для принятия решений о применении мер дисциплинарного воздействия.

По общему правилу решения о применении любых мер дисциплинарного воздействия, за исключением рекомендации об исключении лица из членов СРО, принимаются простым (неквалифицированным) большинством голосов членов специализированного органа СРО от общего числа голосов присутствующих на заседании членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Данные решения вступают в силу с даты их вынесения. В соответствии с п. 14 комментируемой статьи предусматривается возможность их обжалования в коллегиальный орган управления СРО. Сроки подачи таких жалоб должны быть установлены самим СРО в уставе или ином документе, устанавливающем порядок рассмотрения дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия и утверждаемом общим собранием членов СРО. Кроме того, обжалование решений специализированного органа СРО о применении к членам СРО мер дисциплинарного воздействия в постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО не препятствует оспариванию таких решений в суде (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

Решение о рекомендации об исключении лица из членов СРО принимается квалифицированным большинством голосов членов специализированного органа СРО (не менее трех четвертей голосов) от общего числа голосов присутствующих на заседании членов органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. Данные решения вступают в силу с момента их утверждения коллегиальным органом управления (п. 7 комментируемой статьи). Обжалование данных решений отнесено к компетенции общего собрания членов СРО (ч. 2 п. 14 комментируемой статьи).

Также в соответствии с п. 6 ст. 10 Закона о СРО предусматривается, что СРО в течение двух рабочих дней со дня принятия органом по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия решения о применении таких мер направляет копии такого решения члену СРО, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято это.

В соответствии с п. 1 ст. 22.1 информация о наличии фактов применения мер дисциплинарного воздействия по отношению к членам СРО подлежит размещению на ее официальном сайте в сети Интернет в течение 14 дней в даты вынесения соответствующего решения. Кроме того, п. 4 указанной статьи устанавливается также, что ежемесячно СРО арбитражных управляющих обязана предоставлять в орган по контролю (надзору) информацию о поступивших жалобах на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей в делах о банкротстве и об итогах рассмотрения таких жалоб.

В норме ч. 8 ст. 10 Закона о СРО предусмотрено право лица, исключенного из членов СРО в порядке применения к нему меры административного воздействия, на судебное обжалование соответствующего решения постоянно действующего коллегиального органа управления СРО. Обжалование такого решения осуществляется в арбитражный суд по правилам, закрепленным гл. 24 АПК РФ. При этом в судебном порядке могут быть оспорены и решения постоянно действующего коллегиального органа управления СРО, принятые по результатам рассмотрения жалоб членов СРО на решения специализированного органа СРО по рассмотрению дел о применении в отношении ее членов мер дисциплинарного воздействия, за исключением рекомендации об исключении лица из членов СРО. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247