СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Банкротство практика (практика по банкротству): Комментарий к статье 21 Саморегулируемые организации арбитражных управляющих

1. Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО) - новая категория в законодательстве о несостоятельности (банкротстве), введенная комментируемым Законом. По мнению В.Н. Ткачева, идея включения данного вида организаций в систему конкурсных отношений предполагала, что их создание позволит существенно повысить качество управленческой деятельности арбитражных управляющих, а также сформировать инструмент контроля за их деятельностью <92>. Как показывает международная практика, в некоторых зарубежных странах большинство арбитражных управляющих объединены в партнерства, насчитывающие от двух до 50 партнеров, делящих между собой доходы, расходы и людские ресурсы. В некоторых случаях такие партнерства входят в более крупные объединения, к примеру ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы <93>.

--------------------------------

<92> Ткачев В.Н. Конкурсное право: правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России: Учебное пособие. М.: Городец, 2006. С. 67.

<93> Хоуман М. Повышение стандартов деятельности арбитражных управляющих // Вестник ВАС РФ (спец. прилож. к N 3). 2001. С. 91.

Саморегулирование представляет собой систему взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством, целями которой являются поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли, создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства, снижение объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования. Специальным нормативным актом, принятым в целях регулирования правового статуса и деятельности СРО в России, является Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" (Закон о СРО) от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ <94>, в соответствии с которым под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (п. 1 ст. 2 Закона о СРО).

--------------------------------

<94> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

СРО являются организационной основой осуществления саморегулирования, характерными чертами которых являются некоммерческий характер, профессионализм в основе объединения участников, сегментирование деятельности, наличие специфических видов источников, регламентирующих деятельность СРО (устав, правила деятельности и деловой этики, положение о членстве т.д.), возможность исключения из СРО как мера ответственности. К существенным особенностям правового статуса СРО арбитражных управляющих следует отнести обязательное членство в них арбитражных управляющих, являющихся самостоятельными субъектами управления, как условие осуществления ими профессиональной деятельности (п. 1 ст. 20 Закона). Самостоятельность и инициативность как принципы деятельности по саморегулированию основаны на соответствующих нормах Конституции РФ, прежде всего, ч. 1 ст. 8 - о свободе экономической деятельности, ч. 1 ст. 30 - о праве каждого на объединение и о гарантированности свободы деятельности общественных объединений, ч. 1 ст. 34 - о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи определяется, что статус СРО арбитражных управляющих может получить только некоммерческая организация. Данное требование помимо комментируемого Закона устанавливается также п. п. 1 и 3 ст. 3 Закона о СРО, предусматривающими, что саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" при условии ее соответствия всем установленным Законом о СРО требованиям. Как предусмотрено в п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Цель создания некоммерческих организаций, намеревающихся приобрести статус СРО, - саморегулирование (ч. 1 ст. 3 Закона о СРО).

В соответствии с действующим законодательством на настоящий момент не определено, в какой организационно-правовой форме могут создаваться некоммерческие организации, претендующие на получение статуса СРО. Пунктом 3 ст. 50 и п. п. 1 и 2 ст. 121 части первой ГК РФ, п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях определены основные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, перечень которых имеет открытый характер. Из приведенного перечня наиболее приемлемой организационно-правовой формой некоммерческой организации, претендующей на статус СРО арбитражных управляющих, является некоммерческое партнерство. Данный вывод подтверждается анализом особенностей правового статуса некоммерческого партнерства и структуры его органов управления.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона о некоммерческих организациях некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение предусмотренных законодательством целей. При этом в соответствии с п. 2 ст. 8 указанного Закона особо оговаривается, что некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус СРО.

3. Условием приобретения некоммерческой организацией статуса СРО арбитражных управляющих является включение данной организации в единый государственный реестр. В соответствии с п. 1 ст. 22.2 Закона ведение Единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих осуществляется органом по контролю (надзору) (на настоящее время функциями данного органа наделена Росрегистрация). Положение о порядке ведения Единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих в части, не противоречащей комментируемому Закону в действующей редакции, утверждено Приказом Минюста России от 30 декабря 2004 г. N 202 <95>. Основанием для включения некоммерческой организации в реестр СРО арбитражных управляющих является представление документов, подтверждающих соответствие организации условиям, содержащимся в п. 2 комментируемой статьи, а также п. п. 3, 4 ст. 3 Закона о СРО. Включение в реестр осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты представления заявления о включении сведений о некоммерческой организации в данный реестр орган по контролю (надзору) обязан уведомить в письменной форме некоммерческую организацию о таком включении или представить мотивированный отказ во включении (п. 4. ст. 22.2 Закона). Решение об отказе во включении сведений о некоммерческой организации в Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих может быть обжаловано в арбитражный суд.

--------------------------------

<95> БНА ФОИВ. 2005. N 5.

В качестве документа, подтверждающего включение некоммерческой организации арбитражных управляющих в реестр, выдается выписка из него.

Основанием для утраты статуса СРО арбитражных управляющих в соответствии с п. 5 комментируемой статьи является исключение соответствующих сведений о некоммерческой организации из реестра. СРО арбитражных управляющих исключается из реестра по решению: органа по контролю (надзору) в случае принятия членами СРО арбитражных управляющих или арбитражным судом решения о ее ликвидации; арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору) о несоответствии СРО требованиям, предъявляемым к числу ее членов и компенсационному фонду абз. 2 и 4 п. 2 комментируемой статьи; арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору) в случае выявления факта нарушения СРО более двух раз в течение года иных требований Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.

Заявление органа по контролю (надзору) об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих представляется в арбитражный суд по месту ведения данного реестра (п. 9 ст. 23.1 Закона).

Некоммерческая организация считается исключенной из названного реестра и прекратившей деятельность в качестве СРО со дня:

представления заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО в орган по контролю (надзору);

с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО;

с даты ликвидации некоммерческой организации.

4. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливаются обязательные требования, при условии соответствия которым некоммерческая организация может быть признана СРО арбитражных управляющих. Необходимо отметить, что требования, устанавливаемые комментируемой статьей, значительно выше общих требований к СРО, предусмотренных п. 3 ст. 3 Закона о СРО.

К числу обязательных требований, предъявляемых к СРО арбитражных управляющих, относятся, прежде всего, требования к ее членам:

соответствие не менее чем ста ее членов условиям членства в СРО арбитражных управляющих, утвержденным СРО;

участие ее членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве (в том числе не завершенных на дату включения в Единый государственный реестр СРО арбитражных управляющих), за исключением процедур, применяемых в делах о банкротстве к отсутствующим должникам.

Пунктом 2 ст. 20 Закона предусматривается, что СРО арбитражных управляющих должна установить следующие обязательные условия членства в этой организации: наличие высшего профессионального образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными СРО;

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

Пункт 3 ст. 20 Закона дополнительно устанавливает, что условиями членства в СРО арбитражных управляющих являются также наличие у члена СРО договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным ст. 24.1 Закона требованиям, а также внесение членом СРО установленных ею взносов, в том числе в компенсационный фонд СРО.

Следующая группа обязательных требований, предъявляемых к некоммерческой организации, претендующих на статус СРО арбитражных управляющих, представляют собой требования к ее организации: создание органов управления и специализированных органов СРО арбитражных управляющих, функции и компетенция которых соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 21.1 Закона;

наличие разработанных в соответствии с требованиями Закона и являющихся обязательными для выполнения членами СРО арбитражных управляющих стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих.

Данные требования являются гарантией реализации государственных (публично-правовых) функций, делегированных СРО. Необходимо отметить, что обязательное создание органов, осуществляющих контроль за членами СРО, предусматривается и Федеральным законом о СРО, п. 4 ст. 3 которого устанавливается, что для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.

К органам, создание которых является обязательным для некоммерческой организации, претендующей на статус СРО арбитражных управляющих, в соответствии со ст. 21.1 Закона и п. 1 ст. 15 Федерального закона о СРО относятся: общее собрание членов СРО, постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО, исполнительный орган. Для обеспечения реализации прав и обязанностей, определенных Законом, СРО арбитражных управляющих обязана сформировать следующие органы (п. 9 ст. 21.1 Закона):

по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия; по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве;

по осуществлению контроля за соблюдением членами СРО требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.

Обязательным требованием, предъявляемым к СРО арбитражных управляющих, является обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами. При этом непосредственно определено, что способами обеспечения такой имущественной ответственности являются установление в отношении членов СРО требования страхования и формирование компенсационного фонда. Указанным способам обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами посвящены ст. 13 Закона о СРО, а также ст. ст. 24.1 и 25.1 комментируемого Закона. Вместе с тем, если наличие заключенного договора обязательного страхования ответственности является одним из обязательных условий членства арбитражного управляющего в СРО (п. 4 ст. 20 Закона), наличие компенсационного фонда является обязательным условием включения сведений о некоммерческой организации в реестр СРО арбитражных управляющих. При этом целью формирования компенсационного фонда является осуществление компенсационных выплат в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (п. 1 ст. 25.1 Закона). Возмещение убытков за счет средств компенсационного фонда осуществляется в случае, если средств финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего недостаточно либо если выплата не предусмотрена договором страхования ответственности арбитражного управляющего. Средства компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих формируются исключительно в денежной форме за счет взносов арбитражных управляющих - членов СРО арбитражных управляющих и за счет доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда. При этом взнос каждого арбитражного управляющего должен составлять не менее 50 тыс. руб.

5. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих, самостоятельно выявившая свое несоответствие требованиям к количеству членов СРО или размеру ее компенсационного фонда, обязана представить не позднее чем в течение 14 рабочих дней с даты возникновения несоответствия заявление о таком несоответствии в орган по контролю (надзору), которое должно содержать описание такого несоответствия, дату его возникновения, а также описание мер, принимаемых и (или) планируемых СРО для устранения такого несоответствия (п. 2 ст. 22, п. 13 ст. 23.1 Закона). Данная информация подлежит также размещению на официальном сайте СРО в течение 14 дней с даты ее размещения (п. 1 ст. 22.1 Закона). Заявление о несоответствии СРО установленным требованиям может быть представлено в орган по контролю (надзору) не более одного раза в год.

В течение двух месяцев с даты получения этого заявления орган по контролю (надзору) не может обратиться в арбитражный суд с иском об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих и сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из Единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих по основанию, указанному в этом заявлении. В случае если до истечения указанного срока СРО не представит в орган по контролю (надзору) доказательство устранения несоответствия СРО требованиям к количеству членов СРО или размеру ее компенсационного фонда, орган по контролю (надзору) обязан обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих (п. 13 ст. 25.1 Закона).

6. Определенные особенности имеет процедура ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус СРО арбитражных управляющих. Общий порядок ликвидации некоммерческих организаций определен ст. ст. 61 - 63 ГК РФ и ст. ст. 18 - 21 Закона о некоммерческих организациях. Основанием для ликвидации некоммерческой организации является либо решение ее органов, уполномоченных принимать такое решение, либо решение суда. Органом, уполномоченным принимать решение о ликвидации СРО арбитражных управляющих, является общее собрание ее членов (п. 4 ст. 21.1 Закона).

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица на основании решения суда осуществляется в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Требования о ликвидации по указанным основаниям СРО арбитражных управляющих может быть заявлено органом по контролю (надзору) в арбитражный суд. Кроме того, в соответствии с п. 1.1 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях правом на обращение в суд с соответствующим заявлением наделен также прокурор соответствующего субъекта РФ. Кроме того, п. 4 ст. 61 ГК РФ не исключается возможность ликвидации СРО арбитражных управляющих вследствие признания ее несостоятельным (банкротом) в соответствии с ст. 65 ГК РФ и комментируемым Законом.

Согласно п. 3 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях и п. 2 ст. 62 ГК РФ орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации.

Одной из особенностей ликвидации СРО арбитражных управляющих является обязательное включение в состав ликвидационной комиссии представителя национального объединения СРО арбитражных управляющих.

Еще одной особенностью ликвидации СРО арбитражных управляющих является то, что в случае исключения сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО арбитражных управляющих или ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус СРО, имущество, составляющее компенсационный фонд СРО арбитражных управляющих, подлежит передаче национальному объединению СРО арбитражных управляющих (п. 13 ст. 25.1 Закона). Данное правило устанавливает исключение из общих норм ч. 2 ст. 20 Федерального закона о некоммерческих организациях, которыми предусматривается, что при ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства. Кроме того, необходимо отметить, что обязанность осуществить возврат средств компенсационного фонда ее членам после завершения ликвидационных процедур в отношении СРО арбитражных управляющих предусматривалось и в соответствии с действовавшим ранее Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2004 г. N 344 "Об утверждении Временного положения о размещении и расходовании средств компенсационных фондов СРО арбитражных управляющих" <96>.

--------------------------------

<96> СЗ РФ. N 200. Ст. 31.

7. Еще одним исключением из общих правил, устанавливаемых комментируемой статьей, является запрет на осуществление реорганизации СРО арбитражных управляющих. При этом формами реорганизации некоммерческих организаций являются в соответствии ГК РФ и Федеральным законом о некоммерческих организаций - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.




.


Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247