1. Дополнительно к системе требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных ст. 20 Закона и имеющих общий характер, в соответствии с комментируемой статьей устанавливается система требований, которые предъявляются к кандидатуре арбитражного управляющего для целей утверждения его кандидатуры в конкретной процедуре банкротства.
Прежде всего, данные требования связаны с возложением на арбитражного управляющего полномочий руководителя должника в процедурах внешнего управления (п. 1 ст. 94 Закона) и конкурсного производства (п. 2 ст. 126 Закона). Устанавливается, что в случае возложения на арбитражного управляющего полномочий руководителя должника на него распространяются все требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации для руководителя такого должника. Например, требования в отношении кандидатуры руководителя устанавливаются для таких предприятий, как кредитные, страховые, профессиональные участники рынка ценных бумаг, стратегические. Так, в соответствии со ст. 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <69> кандидаты на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
--------------------------------
<69> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (ред. от 27 декабря 2009 г.) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 января 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
Дополнительные требования установлены также в отношении арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации в соответствии с Положением ЦБ РФ от 14 декабря 2004 г. N 265-П "Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций" <70>. Это, в частности, отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации, непропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей, а также прохождение обучения в образовательном учреждении по программе обучения арбитражных управляющих.
--------------------------------
<70> Вестник Банка России. 2005. N 7.
В соответствии со ст. 10.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлено, что функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг не могут осуществлять: лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированного депозитария акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда в момент аннулирования (отзыва) у этих организаций лицензий на осуществление соответствующих видов деятельности за нарушение лицензионных требований или в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, если с момента такого аннулирования либо момента завершения процедур банкротства прошло менее трех лет; лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
Статьей 32.1 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <71> установлено, что руководители (в том числе единоличный исполнительный орган) субъекта страхового дела - юридического лица (за исключением общества взаимного страхования) или являющийся субъектом страхового дела индивидуальный предприниматель обязаны иметь высшее экономическое или финансовое образование, подтвержденное документом о высшем экономическом или финансовом образовании, признаваемым в Российской Федерации, а также стаж работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет.
--------------------------------
<71> Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (ред. от 30 октября 2009 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // Российская газета. 1993. 12 января.
Особым случаем является утверждение арбитражных управляющих в делах о банкротстве стратегических предприятий. На настоящий момент в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 установлены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации <72>. К числу данных требований относятся:
--------------------------------
<72> Постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации" // Российская газета. 2003. 25 сентября.
наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;
участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии что в течение последних трех лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
наличие высшего юридического или экономического образования или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.
Необходимо отметить, что данные требования предъявляются только в отношении тех арбитражных управляющих, которые утверждаются в делах о банкротстве стратегических предприятий и организаций, к которым в соответствии с п. 1 ст. 190 Закона относятся федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом; организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. В соответствии с распоряжением Правительства от 20 августа 2009 г. N 1126-р <73> утвержден Перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации.
--------------------------------
<73> Распоряжение Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 1226-р (ред. от 21 декабря 2009 г.) "Об утверждении Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации" // СЗ РФ. 2009. N 35. Ст. 4288.
При этом в абз. 2 комментируемой статьи особо оговаривается, что в тех случаях, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей форме допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся на предприятии должника. В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" <74> установлено, что государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
--------------------------------
<74> Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (ред. от 18 июля 2009 г.) "О государственной тайне" // Российская газета. 1993. 21 сентября.
В соответствии со ст. 21 Закона "О государственной тайне" допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:
принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;
согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 указанного Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;
определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;
ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;
принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Статьей 8 Закона "О государственной тайне" устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Помимо требований к кандидатуре арбитражного управляющего, на которого возлагаются полномочия руководителя должника, устанавливается, что по отношению к нему применяются все меры ответственности, определенные для руководителя должника.
Прежде всего необходимо отметить, что согласно п. 3 ст. 53 ГК РФ лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.
Оснований для привлечения руководителей к гражданской ответственности может быть два. Первое - это нарушение принципа добросовестности и разумности при управлении компанией. Второе - несоблюдение определенных норм права.
Ответственность руководителя за нарушение "принципа добросовестности и разумности" прописана в ст. 71 Закона "Об акционерных обществах" и в ст. 44 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Если руководитель нарушил данный принцип, он обязан возместить компании причиненные убытки. Их объем включает прямой ущерб и упущенную выгоду. Размер прямого ущерба не может быть ограничен договором или уставом компании (ст. 277 ТК РФ). Вне зависимости от того, кто предъявляет к руководителю требование о возмещении, оно может быть выплачено исключительно в пользу самой компании.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом в категорию "должностные лица" включены "совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители".
Особенность административного законодательства состоит в том, что оно предусматривает ответственность за нарушения в самых разных областях: от экологической безопасности до уплаты налогов. При этом неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей может проявиться во всем многообразии текущей деятельности компании. Аналогичные положения связаны и с возможностью привлечения к уголовной ответственности руководителя должника.
2. Пунктом 2 комментируемой статьи устанавливается система требований, обеспечивающих надлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей в процедурах банкротства. Арбитражным управляющим в делах о банкротстве не могут быть назначены лица, являющиеся заинтересованными по отношению к должнику или кредиторам. Критерии заинтересованности определяются в соответствии со ст. 19 Закона, который относит к категории заинтересованных лиц по отношению к должнику или кредиторам:
1) лиц, которые в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" входят в одну группу лиц с должником или кредиторами;
2) лиц, которые являются аффилированными лицами должника или кредиторов;
3) руководителя должника или кредитора, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника или кредитора, главного бухгалтера (бухгалтера) должника или кредитора, в том числе указанных лиц, освобожденных от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве, а также их супругов, родственников по прямой восходящей и нисходящей линии, сестер, братьев и их родственников по нисходящей линии, родителей, детей, сестер и братьев супруга;
4) лиц, признаваемых заинтересованными в совершении должником или кредиторами сделок в соответствии с гражданским законодательством о соответствующих видах юридических лиц;
5) супругов, родственников по прямой восходящей и нисходящей линии, сестер, братьев и их родственников по нисходящей линии, родителей, детей, сестер и братьев супруга должника - физического лица или его кредитора.
3. К числу обстоятельств, препятствующих назначению арбитражного управляющего в деле о банкротстве в соответствии с нормами п. 2 комментируемой статьи, относятся:
1) неполное возмещение убытков, причиненных должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда;
2) введение в отношении арбитражного управляющего процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
3) дисквалификация (административное ограничение на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц) или лишение в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами;
4) отсутствие заключенного в соответствии с требованиями ст. 24.1 договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;
5) отсутствие у арбитражного управляющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.
4. Несмотря на то что система требований к кандидатуре арбитражных управляющих содержит исчерпывающий перечень и определена строго законодательством, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи устанавливаются исключения из общего правила. В частности, предоставляется ограниченное право устанавливать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве конкретного должника. К числу лиц, наделенных данным правом, относятся:
конкурсный кредитор или уполномоченный орган в том случае, если они являются заявителями по делу о банкротстве (п. 2 ст. 39, ст. 41 Закона);
собрание кредиторов (п. 2 ст. 12 Закона).
Интересным является отсутствие в данном перечне самого должника в том случае, если он сам является инициатором возбуждения дела о банкротстве.
Перечень дополнительных требований носит исчерпывающий характер и не может быть расширен по усмотрению кредиторов или должника. К их числу относятся:
наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.
5. В случае рассмотрения арбитражным судом вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве после дня вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ, в том числе в случае отстранения или освобождения ранее утвержденного арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, утверждение арбитражного управляющего в деле о банкротстве осуществляется в порядке, установленном Законом в редакции Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 2450