1. Арбитражный управляющий является ключевой фигурой в рамках процедуры признания должника несостоятельным, от деятельности которого зависит в конечном счете судьба должника. Понятие "арбитражный управляющий" является общим по отношению к таким понятиям, как "временный, административный, внешний и конкурсный управляющие" в зависимости от конкретной процедуры банкротства.
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ были внесены существенные изменения в нормы, определяющие понятие и правовой статус арбитражного управляющего, в частности уточнены требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве (ст. 20.2), права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве (ст. 20.3), ответственность арбитражного управляющего (ст. 20.4), заново сформулированы основания освобождения арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (ст. 20.5). Большое практическое значение имеют изменения в соответствии с внесенными изменениями системы вознаграждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве (ст. 20.6), порядка и размеров оплаты осуществляемых арбитражным управляющим расходов на проведение процедур банкротства (ст. 20.7), а также регламентация вопросов, связанных с организацией и проведением теоретического экзамена, стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего (ст. 20.1).
В соответствии с комментируемой статьей определяются понятие и общая система требований к кандидатуре арбитражных управляющих, которая включает требования:
установленные в соответствии с нормами Закона;
предъявляемые саморегулируемыми организациями в качестве условий членства.
Дополнительно к кандидатуре арбитражного управляющего предъявляются требования в целях утверждения его в деле о банкротстве (ст. 20.2).
2. Пункт 1 комментируемой статьи определяет, что арбитражным управляющим признается гражданин РФ, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих, субъект профессиональной деятельности, занимающийся частной практикой. Таким образом, раскрытие понятия арбитражного управляющего осуществляется через систему обязательных требований к его кандидатуре.
Прежде всего устанавливается, что арбитражным управляющим может быть только гражданин Российской Федерации. Соответственно, предполагается, что арбитражный управляющий - это физическое лицо, однако в соответствии с п. 3 ст. 50.11 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" установлено исключение из данного правила. В частности, предусматривается, что при непредставлении в арбитражный суд в порядке, установленном комментируемым Законом для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего, физического лица Банк России представляет в арбитражный суд кандидатуру агентства (в данном случае речь идет о государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов"). В случае освобождения или отстранения конкурсного управляющего - физического лица от исполнения обязанностей конкурсного управляющего полномочия конкурсного управляющего возлагаются на агентство.
Арбитражным управляющим может быть только гражданин Российской Федерации, назначение арбитражным управляющим иностранных граждан не предусматривается. Данное положение комментируемой нормы направлено на ограничение правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в осуществлении профессиональной деятельности в качестве арбитражных управляющих.
Вторым обязательным требованием к кандидатуре арбитражного управляющего является обязательное членство в одной из СРО арбитражных управляющих. Вопросы взаимоотношений между арбитражными управляющими и СРО арбитражных управляющих регламентируется положениями комментируемого Закона. При этом особо подчеркивается, что арбитражный управляющий вправе быть членом только одной из СРО арбитражных управляющих.
Важным нововведением в регулировании правового статуса арбитражного управляющего является исключение из системы требований к его правовому статусу требований о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Ранее действовавшая редакция комментируемого Закона предусматривала, что арбитражное управление представляет собой предпринимательскую деятельность, а арбитражным управляющим может быть назначено только лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. С 1 января 2011 г. устанавливается, что арбитражный управляющий признается субъектом профессиональной деятельности, занимающимся частной практикой, не требующей государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Более того, законодателем отдельно подчеркивается, что деятельность арбитражного управляющего не является предпринимательской. Вместе с тем данный статус арбитражного управляющего не изменяет его сущности, а также природы отношений между ним и должником, кредиторами и арбитражным судом. Арбитражный управляющий не является работником ни должника, ни арбитражного суда, вместе с тем получает вознаграждение за счет средств должника (п. 2 ст. 20.6 Закона). В ряде случаев арбитражный управляющий за выполнение своих функций может получать дополнительное вознаграждение, установленное собранием кредиторов (п. 7 ст. 20.6). Однако, поскольку деятельность арбитражного управляющего не является предпринимательской, целью ее осуществления не является извлечение прибыли, т.е. вознаграждения. Признание арбитражного управляющего лицом, занимающимся частной практикой, наряду с такими субъектами, как адвокаты или нотариусы, подчеркивает их профессионализм и независимость, которые обеспечиваются системой требований, предъявляемых к их кандидатуре. Деятельность арбитражного управляющего осуществляется в строгом соответствии с законодательством и состоит в выполнении обязанностей, которые возложены на него комментируемым Законом и не могут быть изменены ни арбитражным судом, ни собранием кредиторов, ни саморегулируемой организацией, членом которой он является. Нормы комментируемой статьи в части определения арбитражного управляющего в качестве субъекта профессиональной деятельности, занимающегося частной практикой, а также в части исключения обязанности регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя применяются с 1 января 2010 г.
Комментируемой статьей устанавливается, что реализация физическим лицом функций арбитражного управляющего в деле о банкротстве не исключает возможности осуществления данным физическим лицом иной профессиональной или предпринимательской деятельности при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных комментируемым Законом и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". Вместе с тем цели арбитражного управления, предполагающие, прежде всего, независимость лица, на которое возложены функции арбитражного управляющего, предполагают, что иная его деятельность не должна влиять на надлежащее исполнение возложенных обязанностей в деле о банкротстве и приводить к конфликту интересов. Несмотря на тот факт, что в Законе отсутствует понятие конфликта интересов, анализ положений Закона позволяет сделать вывод, что такой конфликт возможен в случае признания арбитражного управляющего заинтересованным лицом по отношению к должнику или кредиторам в соответствии с нормами п. п. 1, 3 ст. 19 Закона.
3. Система требований к кандидатурам арбитражных управляющих, предъявляемых в качестве условий членства в СРО арбитражных управляющих, включает обязательные, устанавливаемые в соответствии с комментируемой статьей требования, а также дополнительные, которые могут быть установлены саморегулируемой организацией в соответствии с разрабатываемыми ею стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих. Соответственно, данные требования будут иметь различную юридическую силу:
требования к условиям членства в СРО арбитражных управляющих, установленные в соответствии с комментируемой статьей, - имеют общий характер и обязательны для любого арбитражного управляющего;
требования, устанавливаемые СРО арбитражных управляющих в соответствии с п. 4 комментируемой статьи, - являются обязательным только для членов СРО, установившей дополнительные условия членства в ней.
Важным положением комментируемых норм является оговорка о том, что дополнительные условия членства в СРО арбитражных управляющих могут быть установлены только в отношении компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего. Установление системы саморегулирования арбитражного управления в России помимо неоспоримых преимуществ имеет и скрытую тенденцию к закрытию входа в профессию путем установления дополнительных требований к кандидатурам членов СРО, увеличения размеров членских взносов и взносов в компенсационный фонд. Нормы п. 4 комментируемой статьи ограничивают возможные злоупотребления со стороны СРО арбитражных управляющих путем предъявления необоснованных требований к членству в них арбитражных управляющих.
4. Система обязательных условий членства в СРО арбитражных управляющих в соответствии с п. п. 2 и 3 комментируемой статьи включает:
1) наличие высшего профессионального образования;
2) наличие опыта работы, который может выражаться:
или в стаже работы на руководящих должностях не менее одного года и стажировке в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев;
или в стажировке в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года (СРО арбитражных управляющих имеют право устанавливать более продолжительные сроки прохождения стажировки для подтверждения опыта работы).
В соответствии с п. 6 комментируемой статьи установлено, что работой на руководящих должностях признаются работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.
Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются СРО арбитражных управляющих в соответствии с правилами проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, установленными федеральными стандартами, стандартами и правилами профессиональной деятельности (п. 3 ст. 20.1 Закона);
3) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, состав которой утверждается органом по контролю (надзору). В состав комиссии по приему теоретического экзамена включаются представители образовательного учреждения и органа по контролю (надзору) (ст. 20.1 Закона);
4) отсутствие наказания в виде:
дисквалификации за совершение административного правонарушения;
лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
5) отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
6) наличие договора обязательного страхования ответственности. Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве должен быть заключен со страховой организацией, аккредитованной СРО арбитражных управляющих, на срок не менее чем год с условием его возобновления на тот же срок (п. 1 ст. 24.1 Закона). Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего составляет 3 млн. руб. в год (п. 2 ст. 24.1 Закона);
7) внесение установленных СРО арбитражных управляющих взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО. Данное условие корреспондирует с требованиями п. 1 ст. 25.1 Закона, в соответствии с которым для осуществления компенсационных выплат в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, арбитражные управляющие обязаны участвовать в формировании компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих.
Обозначенная система требований имеет обязательный характер и должна быть закреплена внутренними стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих саморегулируемой организацией арбитражных управляющих. Единственным положением, в отношении которого СРО имеет право изменять условия членства, являются требования к опыту работы, подтвержденному стажировкой в качестве помощника арбитражного управляющего. В данном случае СРО арбитражных управляющих предоставляется право устанавливать более продолжительные сроки.
5. Обязательным требованием к арбитражному управляющему является членство в одном из СРО арбитражных управляющих. Порядок вступления в члены СРО арбитражных управляющих определен п. п. 7 - 10 комментируемой статьи.
Данный порядок предусматривает, прежде всего, наличие у СРО арбитражных управляющих условий членства в саморегулируемой организации, порядка приема в члены СРО и порядка прекращения членства в ней. В соответствии с указанными условиями СРО арбитражных управляющих должны быть определены перечень документов и требования к его оформлению, которые должны представляться лицами при приеме в ее члены.
Заявление о приеме в члены СРО арбитражных управляющих с приложением всех документов подается кандидатом в постоянно действующий коллегиальный орган управления соответствующей СРО. Решение вопроса о приеме лица в члены СРО или об исключении из ее членов по основаниям, предусмотренным комментируемым Законом или уставом некоммерческой организации, является исключительной компетенцией ее коллегиального органа управления (п. 7 ст. 21.1 Закона).
Срок рассмотрения заявления о приеме в члены СРО арбитражных управляющих коллегиальным органом составляет 30 дней. В течение данного срока коллегиальный орган управления СРО:
в случае соответствия заявителя требованиям, установленным условиями членства в СРО, принимает решение о приеме такого лица в ее члены;
в случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в СРО, принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены СРО. Решение об отказе должно быть мотивировано и направлено заявителю в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.
В случае необоснованного отказа в приеме в члены СРО арбитражных управляющих либо уклонения СРО от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации заявитель имеет право на защиту своих прав в арбитражном суде (п. 12 комментируемой статьи). Срок исковой давности составляет шесть месяцев с даты принятия обжалуемого решения СРО или даты, когда это решение должно было быть принято.
Решение о приеме лица в члены СРО арбитражных управляющих вступает в силу только после выполнения заявителем условий членства в СРО, связанных с заключением договора обязательного страхования ответственности (ст. 24.1 Закона), а также внесения членских взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд СРО. Невыполнение данных требований в течение двух месяцев с даты принятия решения о приеме в члены СРО влечет аннулирование принятого решения.
В течение трех дней с даты вступления в силу решения коллегиального органа управления СРО о приеме лица в члены данной организации сведения о нем должны быть включены в реестр членов СРО. Именно с даты включения сведений о лице в реестр членов СРО оно может быть утверждено в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Подтверждением членства в СРО арбитражных управляющих является документ, выдаваемый лицу в течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о нем в реестр членов соответствующей организации.
6. Установленные в соответствии с п. п. 2 - 4 комментируемой статьи условия членства в СРО арбитражных управляющих должны соблюдаться арбитражными управляющими на протяжении всего периода членства в СРО. При этом в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона СРО арбитражных управляющих обязана контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности. Нарушение членом СРО арбитражных управляющих условий членства, установленных как комментируемым Законом, так и внутренними документами СРО, влечет запрет на представление его кандидатуры саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.
Решение об исключении арбитражного управляющего из числа членов СРО принимается коллегиальным органом управления в случае несоответствия арбитражного управляющего условиям членства в СРО. Срок принятия решения об исключении арбитражного управляющего из числа членов СРО - в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия. Таким образом, в течение месяца с даты выявления несоответствия условиям членства в СРО арбитражный управляющий имеет право выполнить данные условия, однако в данный период он не может быть представлен СРО в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.
7. Прекращение членства арбитражного управляющего в СРО арбитражных управляющих может быть инициировано как самим арбитражным управляющим, так и СРО, однако решение в любом случае принимается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО.
В соответствии с п. 11 комментируемой статьи устанавливается, что прежде всего сам арбитражный управляющий имеет право подать заявление о выходе из СРО. В данном случае в соответствии со ст. 20.5 Закона СРО обязана направить в арбитражный суд ходатайство об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в течение 14 рабочих дней с даты принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО решения о прекращении членства арбитражного управляющего в СРО в связи с его выходом из этой организации. Арбитражный суд по ходатайству СРО освобождает арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
Решение о прекращении членства в СРО может быть принято коллегиальным органом управления СРО в связи с нарушением арбитражным управляющим:
условий членства в СРО;
требований Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности.
Основанием для принятия такого решения является рекомендация органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО арбитражных управляющих мер дисциплинарного воздействия (п. 13 ст. 21.1 Закона).
Согласно п. 2 ст. 20.4 Закона в случае исключения арбитражного управляющего из СРО в связи с нарушением арбитражным управляющим условий членства в СРО, нарушения арбитражным управляющим требований Закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на основании ходатайства СРО не позднее чем в течение десяти дней с даты его поступления.
8. Пунктом 12 комментируемой статьи установлено отнесение к подведомственности арбитражных судов ряда споров, в частности споров, связанных с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего, его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, споров об обжаловании решения об отказе в приеме лица в члены СРО или уклонения СРО от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в ее члены.
9. В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона предусматривается ведение органом по контролю (надзору) сводного государственного реестра арбитражных управляющих, имеющего информационный характер. Порядок ведения данного реестра устанавливается регулирующим органом.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1629