1. В соответствии с комментируемой статей определяются общие правила уведомления лиц, признаваемых участниками собрания кредиторов как с правом голоса, так и без права голоса.
Лицами, которым должно быть направлено уведомление о проведении собрания кредиторов, являются: конкурсные кредиторы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;
представитель работников должника;
представитель учредителей (участников) должника;
представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;
представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий;
утвержденный в деле о банкротстве представитель органа по контролю (надзору);
конкурсные кредиторы в части требований, которые обеспечены залогом имущества должника и по которым они не имеют права голоса на собраниях кредиторов.
К данному перечню необходимо добавить также арбитражного управляющего, в том случае если собрание кредиторов проводится лицом или лицами, требовавшими его созыва согласно п. 5 ст. 12 Закона.
Вместе с тем необходимо отметить, что обязанность уведомления о проведении собрания кредиторов лиц, наделенных правом участия в них без права голоса, комментируемый Закон не определяет, как и не устанавливает ответственность и последствия невыполнения данной обязанности. В отношении лиц, наделенных правом голоса на собраниях кредиторов, нарушение порядка их уведомления может привести к отсутствию кворума для принятия решения либо к невозможности их принятия в том случае, если данное собрание созывается повторно (п. 4 ст. 12 Закона). Но при этом отсутствие надлежащего уведомления, повлекшего невозможность участия в собрании кредиторов, не лишает данных лиц права обжалования решений собраний кредиторов в том случае, если такие решения нарушают их права и законные интересы (п. 4 ст. 15 Закона).
Нарушение требования ст. 13 Закона о банкротстве может повлечь административную ответственность арбитражного управляющего. Вместе с тем, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, судом может быть сделан вывод о его малозначительности, что является основанием для освобождения арбитражного управляющего от привлечения к административной ответственности.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" <45> было разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
--------------------------------
<45> Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.
Оценивая действия конкурсного управляющего, не указавшего в уведомлении о проведении собрания кредиторов порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 4 мая 2006 г. N Ф04-2515/2006(22047-А03-23) признал правонарушение, совершенное конкурсным управляющим, малозначительным.
В Постановлении от 30 января 2007 г. N А14-4928/2006-263-23 ФАС Центрального округа расценено подобное нарушение вкупе с отсутствием в уведомлении сведений о порядке регистрации участников собрания и необеспечением возможности предварительного ознакомления кредиторов с планом внешнего управления и отчетом внешнего управляющего как административное правонарушение, которое влечет применение мер административной ответственности. Суд кассационной инстанции указал, что данное правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, выражающуюся в пренебрежительном отношении внешнего управляющего к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, применяемых в период внешнего управления <46>.
--------------------------------
<46> Дорохина Е.Г. Обзор судебной практики "Собрание кредиторов: созыв, порядок проведения, компетенция и недействительность решения" // Арбитражное правосудие в России. 2007. N 10.
2. В соответствии с п. п. 1 и 2 устанавливаются следующие способы уведомления о проведения собрания кредиторов:
по почте, не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания;
иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов;
путем опубликования сообщения о проведении собрания кредиторов в средствах массовой информации.
Уведомление о проведении собрания кредиторов путем опубликования соответствующих сведений в средствах массовой информации осуществляется в том случае, если:
количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов превышает 500;
невозможно выявить сведения, необходимые для личного уведомления конкурсного кредитора по месту его постоянного или преимущественного проживания или месту нахождения или иного имеющего в соответствии с комментируемым Законом право на участие в собрании кредиторов лица либо при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным такое уведомление указанных лиц.
В первом случае арбитражный управляющий или иное лицо, проводящее собрание кредиторов, имеет право использовать иные способы уведомления лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов.
3. Способ уведомления кредиторов о проведении собрания путем опубликования информации в средствах массовой информации осуществляется в соответствии с порядком, определенным ст. 28 Закона, который предусматривает, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с комментируемым Законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом. На настоящий момент в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных комментируемым Законом, является газета "Коммерсантъ" <47>. Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве, в том числе порядок формирования этого реестра в электронной форме, порядок и сроки включения арбитражными управляющими, саморегулируемыми организациями и органом по контролю (надзору) сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, порядок их размещения в сети Интернет, тираж официального издания, периодичность, порядок и срок их опубликования, цены на такие услуги устанавливаются регулирующим органом и не должны быть препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к содержащимся в этом реестре сведениям.
--------------------------------
<47> Распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 1049-р "Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" // Российская газета. 2008. 25 июля.
4. Пункт 3 комментируемой статьи содержит информацию, которая в обязательном порядке должна быть доведена до сведения лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов и содержаться в уведомлении. К такой информации относятся: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению собранием кредиторов; порядок регистрации участников собрания.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 4106