1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи устанавливается исключительная подведомственность арбитражным судам дел о банкротстве. Вместе с этим необходимо отметить, что дела о банкротстве отнесены к исключительной компетенции арбитражных судов задолго до принятия нового АПК РФ и даже АПК РФ 1995 г. Подведомственность арбитражных судов по делам о банкротстве впервые определена в соответствии с Законом РФ от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Затем на смену этому Закону пришел Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г., который также предусмотрел исключительную подведомственность арбитражных судов по делам о несостоятельности (банкротстве). Не изменилось в этой части и правило о подведомственности дел о несостоятельности (банкротстве) в связи с принятием комментируемого Закона.
Кроме того, по Закону дела о банкротстве юридических лиц рассматривает арбитражный суд по месту нахождения компании-должника, но иногда получается так, что сразу несколько арбитражных судов возбуждают дела о банкротстве в отношении одного и того же должника. Такие случаи происходят из-за того, что должник может менять свое местонахождение.
Поэтому 13 октября 2005 г. Президиум ВАС РФ обнародовал письмо, в котором установил порядок действий судей арбитражных судов, в случае если они обнаружат, что рассматриваемое ими дело о банкротстве уже находится на рассмотрении другого арбитражного суда. По мнению экспертов, это должно затруднить неблагополучным компаниям возможность ухода от ответственности. Документ обязывает арбитражные суды отказывать в принятии заявления от компаний в случае получения информации о том, что другой арбитражный суд уже признал должника банкротом. Если арбитражный суд уже принял заявление от компании-должника и открыл производство по делу, но суду стало известно о признании должника банкротом по его предыдущему месту нахождения, то производство по данному делу должно быть прекращено.
Таким образом, положения АПК РФ и комментируемого Закона составляют процессуальную основу подведомственности арбитражным судам дел о банкротстве и правил их рассмотрения. При этом нормы АПК РФ имеют общий характер, а нормы Закона - особенный, специальный характер.
2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит признаки, достаточные для принятия судом заявления и возбуждения дела о банкротстве должника. Установлено, что, прежде всего, должны иметь место признаки банкротства должника, установленные ст. 3 Закона - это неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дополнительно для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - это еще и недостаточность принадлежащего ему имущества для погашения всех обязательств.
Дополнительно к признакам банкротства для возбуждения арбитражным судом дела о несостоятельности должника в соответствии с комментируемой нормой устанавливается минимальный размер требований к должнику. Для юридических лиц это не менее 100 тыс. руб., к должнику гражданину - не менее 10 тыс. руб.
Указанная система признаков несостоятельности имеет общий характер и в ряде случаев предусматривает исключения. Прежде всего, они распространяются на случаи подачи самим должником заявления о признании себя банкротом в случае предвидения банкротства (ст. 8 Закона), поскольку в данном случае возможно вообще отсутствие просроченной задолженности по денежным обязательствам или обязательным платежам.
Исключения предусмотрены и для отдельных категорий должников, например кредитных организаций, стратегических предприятий и организаций; субъектов естественных монополий; ликвидируемых и отсутствующих должников.
Так, согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
В отношении стратегических предприятий и организаций установлено, что такие предприятия и организации считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 500 тыс. руб. (п. п. 3, 4 ст. 190 Закона).
Субъект естественных монополий считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем 500 тыс. руб. (п. п. 2, 3 ст. 197 Закона).
Основанием для возбуждения в отношении ликвидируемого должника - юридического лица дела о несостоятельности является недостаточность стоимости принадлежащего ему имущества для удовлетворения требований кредиторов должника (п. 1 ст. 224 Закона). При этом размер кредиторской задолженности юридического значения не имеет.
В случаях если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности (п. 1 ст. 227 Закона). Однако при этом устанавливается дополнительное условие - заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве (п. 2 ст. 227 Закона).
3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит юридические требования, предъявляемые к конкурсным кредиторам по гражданско-правовым обязательствам и уполномоченным органам, инициирующим дело о банкротстве должника в арбитражном суде. Требования конкурсного кредитора или уполномоченного органа, инициирующих возбуждение дела о несостоятельности должника, должны быть установленными.
В отношении требований конкурсных кредиторов или уполномоченных органов по денежным обязательствам определено, что доказательством установленности требований и, соответственно, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о несостоятельности является вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда.
В том случае, если основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом служат неисполненные обязанности по уплате обязательных платежей, требования уполномоченных органов должны быть подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 1237