Целью внесения изменений в комментируемый Закон являлось приведение его в соответствие с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности", а также иными федеральными законами, регулирующими порядок совершения финансовых операций и подвергшихся изменениям в связи с принятием указанного законодательного акта.
Выделенные в отдельную статью Закона нормы определяют порядок определения денежных обязательств, возникших на основании прекращения финансовых договоров, отвечающих признакам, закрепленным в п. 1 комментируемой статьи.
К числу таких финансовых договоров относятся договоры, которые заключены:
1) на условиях генерального соглашения (единого договора), при условии соответствия их условий примерным условиям договоров, предусмотренным ст. 51.5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В соответствии с нормами указанной статьи устанавливается, что если стороны намерены заключить более одного договора репо и (или) договора, являющегося производным финансовым инструментом, и (или) договора иного вида, объектом которого являются ценные бумаги и (или) иностранная валюта, такие договоры могут заключаться на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором). При этом условия указанных договоров, а также генерального соглашения (единого договора) могут предусматривать, что отдельные их условия определяются примерными условиями договоров, утвержденными саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг. Более того, указанные примерные условия договоров, а также их изменения должны быть согласованы с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР России), а после этого обязательно опубликованы в печати или размещены в сети Интернет.
К числу положений, являющихся примерными условиями договоров и утверждаемых саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг, относятся:
основания и порядок прекращения обязательств по одному договору, нескольким и (или) по всем договорам, отдельные условия которых определены генеральным соглашением (единым договором), в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору. При этом примерными условиями договоров должны быть установлены порядок определения суммы денежных средств (количества иного имущества), подлежащих уплате (передаче) стороной (сторонами) в связи с прекращением обязательств по указанному договору (договорам), и срок такой уплаты (передачи);
порядок прекращения обязательств в связи с введением процедур банкротства одной из сторон генерального соглашения (единого договора) и определения размера нетто-обязательства - денежного обязательства, возникающего в связи с таким прекращением, предусматривающий, что:
обязательства прекращаются по всем договорам, заключенным в соответствии с генеральным соглашением (единым договором);
обязательства прекращаются на дату, определенную в соответствии с генеральным соглашением (единым договором), либо на дату, предшествующую дате принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а для кредитной организации - дате отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила ранее;
нетто-обязательство определяется по всем прекращающимся обязательствам и не включает возмещение убытков в форме упущенной выгоды и взыскание неустоек (штрафов, пеней);
указание на то, что генеральное соглашение (единый договор) соответствует примерным условиям, если такое соглашение содержит соответствующие примерным условиям положения, перечисленные в подп. 1 и 2 настоящего пункта, а также указание на иные условия, наличие которых в генеральном соглашении (едином договоре) свидетельствует о соответствии указанного соглашения примерным условиям (п. 3 ст. 51.5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
В соответствии с п. 6 ст. 51.5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" устанавливается, что все договоры репо, договоры, являющиеся производным финансовыми инструментами, заключенными не на организованных торгах, а также договоры, заключенные на условиях генерального соглашения (единого договора), подлежат учету саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговой организацией либо фондовой биржей в реестре с одновременной передачей информации по ним в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР России);
2) на организованных торгах;
3) по правилам клиринга. При этом под клирингом понимается определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств. В соответствии со ст. 3 Федерального закона о клиринге и клиринговой деятельности устанавливается, что по договору об оказании клиринговых услуг клиринговая организация обязуется в соответствии с правилами клиринга оказывать участнику клиринга клиринговые услуги, а участники клиринга обязуются оплачивать указанные услуги.
Правила клиринга - документ (документы), утвержденный (утвержденные) клиринговой организацией и содержащий (содержащие) условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга. Таким образом, в случае, если должник является лицом, которому клиринговая организация оказывает клиринговые услуги на основании заключенного с ним договора, либо сам должник является клиринговой организацией, порядок исполнения договоров клиринга, а также их существенные условия определяются правилами клиринга, утвержденными в соответствующем порядке.
При этом правила клиринга в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона о клиринге и клиринговой деятельности должны содержать следующие положения:
требования к участникам клиринга;
указание на то, что клиринг осуществляется без участия центрального контрагента и (или) с участием центрального контрагента, а также наименование лица, осуществляющего функции центрального контрагента, если это лицо не является клиринговой организацией, утвердившей правила клиринга; порядок и условия допуска обязательств к клирингу;
порядок проведения клиринга, в том числе порядок и условия включения обязательств в клиринговый пул (исключения обязательств из клирингового пула);
права и обязанности клиринговой организации, участников клиринга и лица, осуществляющего функции центрального контрагента;
порядок исполнения обязательств по итогам клиринга;
способы обеспечения исполнения обязательств, допущенных к клирингу, в случае использования такого обеспечения;
в случае использования торговых и (или) клиринговых счетов - виды торговых и (или) клиринговых счетов и порядок совершения операций по ним;
перечень используемых клиринговой организацией форм внутреннего учета обязательств, допущенных к клирингу, форм внутреннего учета имущества, предназначенного для исполнения таких обязательств, и имущества, являющегося предметом обеспечения, в том числе индивидуального и коллективного клирингового обеспечения (клиринговых регистров, разделов клиринговых регистров и иных форм внутреннего учета), их назначение, а также порядок их ведения;
условия страхования ответственности лица, осуществляющего функции центрального контрагента, по обязательствам, допущенным к клирингу, если указанная ответственность застрахована;
порядок представления клиринговой организацией участникам клиринга отчетов по итогам клиринга; адрес сайта в сети Интернет, на котором осуществляется раскрытие информации клиринговой организацией;
описание мер, направленных на управление рисками при осуществлении клиринга, а также на распределение обязанностей по управлению рисками между клиринговой организацией и лицом, осуществляющим функции центрального контрагента;
размер и порядок оплаты услуг клиринговой организации; иные положения.
Порядок досрочного прекращения перечисленных договоров, а также определения размера денежного обязательства регулируется, соответственно, либо генеральным соглашением (единым договором), либо правилами организованных торгов, либо правилами клиринга.
2. Пункты 2 - 4 комментируемой статьи содержат дополнительные условия ее применения в конкурсных отношениях.
В частности, устанавливается, что правила определения размера денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров, в соответствии с нормами комментируемой статьи применяются только в том случае, если они заключены до даты:
1) назначения временной администрации,
2) до даты принятия арбитражным судом решения о введении одной из процедур банкротства,
3) до даты отзыва лицензии на осуществление банковских операций в зависимости от того, какая дата наступила ранее (п. 2 комментируемой статьи).
Необходимо отметить, что введение временной администрации в соответствии с действующим законодательством предусматривается в отношении финансовых организаций (ст. 183.5 Закона). Специальным законодательством также дополнительно регламентируются основания и порядок введения временной администрации в отношении кредитной организации (п. 1 ст. 3, ст. 26 Закона о несостоятельности кредитных организаций) и клиринговой организации (ст. 29 Закона о клиринге и клиринговой деятельности).
Основания отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций закреплены ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности.
3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи устанавливаются дополнительные условия возможности применения ее норм в отношении такой категории финансовых договоров, как договоры, заключенные на условиях генерального соглашения (единого договора). В частности, устанавливается, что помимо соблюдения требования по срокам их заключения, установленных в соответствии с п. 2 комментируемой статьи, они должны соответствовать определенным условиям по их субъектному составу, порядку регистрации, а также содержанию.
В частности, допускается применение порядка досрочного прекращения и порядка определения денежных обязательств, закрепленных в условиях договора, заключенного на условиях генерального соглашения (единого договора), в рамках отношений несостоятельности, при условии, если одной из сторон такого договора (выгодоприобретателем по договору) является:
российская кредитная организация или профессиональный участник рынка ценных бумаг;
Банк России;
иностранное юридическое лицо, имеющее право в соответствии с личным законом осуществлять банковскую деятельность или профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, с местом учреждения в государствах:
являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл);
с соответствующими органами (соответствующими организациями) которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг");
центральный банк иностранного государства:
1) являющегося членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл);
2) с соответствующими органами (соответствующими организациями) которого федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг");
международная финансовая организация;
иное российское юридическое лицо;
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
владельцы инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда (в случаях если они являются выгодоприобретателями по финансовому договору, заключенному управляющей компанией в интересах паевого инвестиционного фонда);
иностранное государство, субъект иностранного федеративного государства, административно-территориальное образование иностранного государства, которые:
1) являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл);
2) с соответствующими органами (соответствующими организациями) которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг");
иное иностранное юридическое лицо с местом учреждения в государствах:
1) являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл);
2) с соответствующими органами (соответствующими организациями) которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
При этом второй стороной финансового договора должно являться одно из следующих лиц:
российская кредитная организация или профессиональный участник рынка ценных бумаг;
Банк России;
иностранное юридическое лицо, имеющее право в соответствии с личным законом осуществлять банковскую деятельность или профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, с местом учреждения в государствах:
1) являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членами или наблюдателями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членами Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл);
2) с соответствующими органами (соответствующими организациями) которых федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг");
центральный банк иностранного государства:
1) являющегося членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл);
2) с соответствующими органами (соответствующими организациями) которого федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заключено соглашение, предусматривающее порядок их взаимодействия (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг");
международная финансовая организация;
иное российское юридическое лицо.
4. Применение порядка досрочного прекращения и порядка определения денежных обязательств, закрепленных в условиях договора, заключенного на условиях генерального соглашения (единого договора), в рамках отношений несостоятельности допускается только при условии, если запись о его заключении внесена в реестр, ведение которого осуществляется саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг или фондовой биржей. Порядок ведения реестра договоров, заключенных на условиях генерального соглашения, закрепляется в соответствии со ст. 51.5 Федерального закона о рынке ценных бумаг и предусматривает, что его стороны должны предоставить информацию о таких договорах саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. В свою очередь, саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг, ведущая реестры заключенных договоров, обязана предоставить их в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Порядок ведения реестров, порядок и периодичность их представления в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также порядок предоставления информации из указанных реестров определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. п. 6, 7 ст. 51.5 Федерального закона о рынке ценных бумаг).
5. Еще одним дополнительным условием допустимости применения порядка досрочного прекращения и порядка определения денежных обязательств, закрепленных в условиях договора, заключенного на условиях генерального соглашения (единого договора), в рамках отношений несостоятельности является требование к его содержанию. В соответствии с подп. 3 п. 3 комментируемой статьи устанавливается, что указанный договор должен содержать порядок прекращения обязательств с введением процедур банкротства одной из сторон генерального соглашения (единого договора) и определения размера нетто-обязательства - денежного обязательства, возникающего в связи с таким прекращением.
При этом данный порядок должен предусматривать, что:
обязательства прекращаются по всем договорам, заключенным в соответствии с генеральным соглашением (единым договором);
обязательства прекращаются на дату, определенную в соответствии с генеральным соглашением (единым договором), либо на дату, предшествующую дате принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а для кредитной организации - дате отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила ранее;
нетто-обязательство определяется по всем прекращающимся обязательствам и не включает возмещение убытков в форме упущенной выгоды и взыскание неустоек (штрафов, пеней).
6. В соответствии с п. 4 комментируемой статьи устанавливаются дополнительные требования к содержанию таких финансовых договоров, как договоры, заключенные на условиях правил организованных торгов и (или) правил клиринга.
В частности, устанавливается, что обязательным условием применения порядка досрочного прекращения и порядка определения денежных обязательств, закрепленных в условиях соответствующих договоров, в рамках отношений несостоятельности, является, помимо срока их заключения в соответствии с нормами п. 2 комментируемой статьи, закрепление в их условиях следующего порядка прекращения обязательств в связи с банкротством и определения размера нетто-обязательств:
обязательства прекращаются по всем договорам, заключенным в соответствии с генеральным соглашением (единым договором);
обязательства прекращаются на дату, определенную в соответствии с генеральным соглашением (единым договором), либо на дату, предшествующую дате принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а для кредитной организации - дате отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций, в зависимости от того, какая из указанных дат наступила ранее;
нетто-обязательство определяется по всем прекращающимся обязательствам и не включает возмещение убытков в форме упущенной выгоды и взыскание неустоек (штрафов, пеней) (подп. 2 п. 3 ст. 51.5 Федерального закона о рынке ценных бумаг).
7. Вместе с тем порядок определения денежных обязательств, возникающих из финансовых договоров, установленный комментируемой статьей, не применяется к возникшим из правил организованных торгов и (или) правил клиринга обязательствам по уплате вознаграждения:
клиринговой организации;
организаторам торгов, на торгах которых заключаются договоры, клиринг обязательств из которых осуществляется клиринговой организацией;
организации, которая осуществляет денежные расчеты по итогам клиринга;
расчетному депозитарию, осуществляющему операции, связанные с исполнением обязательств по передаче ценных бумаг по итогам клиринга;
операторам товарных поставок.
В отношении данной категории денежных обязательств применяется общий порядок, закрепленный ст. 4 комментируемого Закона.
.
Рыбасова Е.Н. Комментарий к закону о банкротстве. М: Юстицинформ, 2011
Количество показов: 4345