Переход к инновационному развитию требует коренного изменения подхода к образованию. В частности, основной движущей силой в инновационной сфере является творческая элита, имеющая качественное образование, умеющая воплощать знания в конкретные проекты, товары, услуги и владеющая организационными навыками, необходимыми для инновационной деятельности.
Необходим поиск новых технологических и организационных моделей образования интегрированного типа, например создания научнопроизводственных кластеров или различного уровня малых инновационных центров по видам интеллектуальной деятельности. Такие центры создаются только на период решения приоритетных проблем.
Вопрос об источниках производительности ресурсов является краеугольным камнем классической политической экономии, так как именно производительность движет экономический прогресс. Человечество управляло силами природы и постепенно сформировалось в самостоятельную культуру лишь путем увеличения отдачи на единицу ресурса в единицу времени. Этот вопрос все еще остается основным предметом исследований, касающихся реальной экономики, в рамках этого направления экономической теории. Разные способы увеличения производительности определяют структуру и динамику отдельной экономической системы.
Развитие экономики в нашей стране - самое главное направление в деятельности государства и общества, потому что только на основе эффективного развития экономики можно решать социальные задачи. Решение социальных проблем напрямую связано с ростом производительности труда. Планируется увеличения ее в полтора раза за счет модернизации устаревших и создания высокотехнологичных производств.
Поскольку существует новая экономика, основанная на знаниях, то необходимо отметить новые, с исторической точки зрения, источники производительности, которые делают эту экономику особенной.
Способность использовать интеллектуальные ресурсы и создавать новые решения для удовлетворения человеческих потребностей начинает занимать центральное место в экономике, основанной на знаниях. Человеческое знание и возможности всегда были в ядре создания стоимости, но этот трюизм стал более очевиден в век информации, когда умственный компонент работы становится всё более и более важным.
Традиционно при анализе индивидуального и общественного производства не уделялось особого внимания интеллектуальному капиталу, рассматривались более осязаемые материальные активы, и компонент знания в цепочке создания экономической выгоды был затенен тенденцией определения бизнеса как преимущественно материальной деятельности. Однако потенциальные преимущества, выражающиеся в том, что интеллектуальный капитал формирует больший доход (в частности посредством использования лицензионных технологий), со временем изменили этот подход.
Интеллектуальные активы существуют в различных формах, и их эффект ограничен только способностями людей использовать его. Возможности управления человеческим интеллектом и конвертации его в полезные товары и услуги становится критической компетенцией в современном бизнесе. Применение знаний для обеспечения конкурентоспособности становится все более важным в организационных стратегиях. Возрастает интерес к интеллектуальному капиталу, творческому потенциалу, инновациям и организационному обучению
Инновационный подход к пониманию работы по повышению производительности труда заключается в том, что необходимо рассматривать не традиционные методы оценки производительности труда, а способы, диктуемые развитием общества, развитием человеческого потенциала и личности. Приоритетом в данном вопросе является уровень развития личности, его потенциальные возможности: физические; психические; физиологические; эмоциональные; мотивационные.
Уровень образования, профессиональное освоение той или иной профессии, квалификационный и энергетический потенциал должен рассчитываться пошагово и во времени каждой трудоспособной личности.
На базе разработанных механизмов, инструментария и стандартов осуществляется целевой подход к управлению производительностью труда.
По нашему мнению, термин «производительность труда» конкретного работника необходимо заменить на термин «энергоемкость потенциала личности».
При разработке инструментария и стандартов полностью пересматриваются политика и понимание в отношении таких экономических категорий, как стоимость труда; стоимость рабочей силы; качество труда; трудовой потенциал и ресурс каждого работника.
Возникает объективная необходимость сбалансированного подхода к возможным потребностям в рабочей силе различной квалификации и планировании рабочих мест. Рациональное распределение трудовых ресурсов по потребности и территориальной мобильности их передвижения позволит инициировать внутренние миграционные процессы.
Управление энергетическим потенциалом личности понимается как управление психоэнергетическими возможностями индивида, используя максимальный объем психоэнергетического ресурса.
Большую роль в выявлении или определении психоэнергетического потенциала играет уровень тактильной чувствительности индивидуума. Это может быть определено психологической, эмоциональной, интеллектуальной восприимчивостью тех или иных событий.
Психоэнергетический ресурс индивида определяется:
степенью максимальных физических и интеллектуальных нагрузок;
стабильностью и продолжительностью выдерживания максимальных физических и интеллектуальных нагрузок;
возможностями сопротивления стрессовым ситуациям;
уровнем профессиональной деформации (деградации);
степенью профессионального выгорания (профессиональная деформация личности).
Необходимы также знания в области физиогномистики, особенно в оценке поведенческой ситуации, так как лицо является прямым отражением реакции индивида на происходящие ситуации.
Психодиагностика личности по современным параметрам позволит сделать оптимальный выбор индивида на тот или иной вид деятельности и наиболее активно реализовать психоэнергетический и интеллектуальный потенциал личности, учитывая при этом временные и жизненные циклы.
Для оценки энергоемкости потенциала личности необходимо разработать методики определения фактического износа организма, степени напряженности выполняемых трудовых процессов, баланса психофизиологических, профессиональных и интеллектуальных сил, работоспособности человека.
Ресурсные изменения продуктивного потенциала личности следует анализировать начиная с сорокапятилетнего возраста и по убывающей до 75 лет. При этом необходимо учитывать, что с возрастом снижается эффективность выполнения задач, связанных с гибкостью, интегративно- стью мышления, творческим подходом, с использованием зрительного анализатора и двигательных реакций, требующих большой скорости. Наиболее заметные изменения в работе в этот период заключаются в ухудшении краткосрочной памяти и увеличении времени реакции. Оба этих фактора ограничивают возможности нормального существования в обществе и являются объектом исследований. Тем не менее, если пожилые люди получают больше времени для решения задачи, которая не требует большого объема современных знаний, они лишь незначительно уступают молодым. Социальный статус этой возрастной группы и ее влияние в обществе тесно связаны с экономической продуктивностью. Жизненный опыт и знания людей высоко ценятся. Потребность в знаниях, накопленном опыте позволяет пожилым людям быть продуктивными членами общества.
В обществах с высоким уровнем урбанизации, технического прогресса и инновационных технологий статус пожилых людей заметно изменился, уменьшив их значение, а в некоторых случаях даже достигнув негативного отношения к старым людям. Хотя продуктивный возраст по некоторым специальностям достигает уровня 65-75 лет.
Оказывается, что физическая неспособность пожилых людей трудиться играет относительно небольшую роль. Важнее иные факторы, среди которых наибольшее значение имеет постоянное введение новых технологий, требующих непрерывного обучения и тренировки, что в меньшей мере доступно старым людям. Меньшую роль играет большое число всё еще достаточно крепких старых работников, которые ограничивают возможности трудоустройства новому поколению, и уменьшение количества людей, которые работают на себя, что могло бы дать пожилым людям возможность постепенного снижения количества работы. В связи с общим повышением уровня образования опыт старых людей, наоборот, играет всё меньшую роль.
В некоторых областях пожилые люди еще сохраняют высокую активность, например, в науке, политике, но всё чаще пожилые люди уходят на пенсию с окончанием наиболее продуктивного периода жизни, что приводит к проблемам психологической адаптации к новым условиям: появляются чувство собственной невостребованности, много свободного времени и невозможность использования имеющегося интеллектуального потенциала. Для пожилых людей характерно сопротивление изменениям, хотя в большей мере это объясняется не неспособностью приспосабливаться, а увеличением толерантности.
Таким образом, контроль старения населения и адаптация общества к новым условиям являются важнейшими задачами демографической политики.
Качество выполнения задач, связанных с опытом и анализом личностных качеств, характеризуются консерватизмом, эгоцентричностью, властью воспоминаний, что является основой социальной дезадаптации. Исследования в этой области позволят более качественно подойти и к определению «порога» необходимости выхода на пенсию:
по здоровью;
по профессиональной «выгораемости»;
по резкому сокращению адаптации к производственным и социально-экономическим условиям труда.
Инновационный подход к разработке механизмов и стандартов энергоемкости потенциала личности предполагает создание кластера с привлечением научно-исследовательских институтов, вузовских кафедр, которые работают в области экономики труда и управления человеческим капиталом, медицинских учреждений.
Структура инновационного образовательного кластера должна формироваться по следующим направлениям для каждого учреждения, участвующего в научно-исследовательских работах и образовательном процессе: стратегия; цели; задачи; функции; источники финансирования; взаимоотношения с другими партнерами.
Понятийный аппарат категории «производительность труда» должен претерпеть на данном этапе развития общества и науки значительные изменения, особенно в стоимостной оценке интеллектуального труда.
Э. И. Попов
Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 2 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 2. - 228 с.
Количество показов: 1941