В ходе производства по делам о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника могут применяться процедуры банкротства, предусмотренные ст. 27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Процедуры банкротства в зависимости от направленности действий по их реализации делятся на реабилитационные и ликвидационные. К числу первых относятся финансовое оздоровление и внешнее управление. Конкурсное производство представляет собой ликвидационную процедуру. Наблюдение не относится к реабилитационной процедуре, хотя восстановление платежеспособности должника возможно и на этой стадии. Мировое соглашение - это согласительная процедура, направленная на прекращение производства по делу о банкротстве посредством найденного компромисса между кредиторами и должником.
Общей целью процедур банкротства является сохранение имущества должника либо для восстановления платежеспособности, либо в целях наиболее рационального удовлетворения требований кредиторов (в ходе конкурсного производства).
Безусловно, для достижения целей конкретной процедуры необходимо установление определенных особенностей для исполнения вступивших в силу судебных актов или актов иных юрисдикционных органов, направленных на изъятие имущества должника, в отношении которого судом рассматривается дело о несостоятельности.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве».
Положения, изложенные в данном постановлении, направлены на разъяснение особенностей применения мер взыскания в отношении имущества должника.
С момента возбуждения производства по делу, все отношения переходят под регулирование специального законодательства.
Соответственно, исходя и смысла разъяснений высшей судебной инстанции, нормы закона о несостоятельности являются специальными нормами по отношению к общим нормам законодательства, регулирующего деятельность судебного пристава или иных организаций, исполняющих требования исполнительных документов.
Основные особенности, в отношении которых даются разъяснения, сводятся к следующему:
1. Приостановление исполнительных действий, для которых в обычном порядке требуется принятие соответствующего судебного акта, при возбуждении в отношении должника процедуры банкротства приостановление исполнения актов юрисдикционных органов производится в силу закона. На мой взгляд, это направлено на оперативность процедур банкротства и в целях предотвращения возможного ущерба имуществу должника.
2. Различные споры, связанные с исполнением исполнительных документов, вынесенных в отношении должника, подлежат рассмотрению судом исключительно в рамках банкнотного дела (пункты 8-11 Постановления). Так, например, Приостановление исполнительного производства не препятствует совершению судебным приставом-исполнителем указанных действий. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в суд, рассматривающий дело о банкротстве, независимо от того, акт какого суда или иного государственного органа послужил основанием для наложения ареста (п. 8 Постановления). Концентрация рассмотрения различных заявлений подобного рода в рамках дела о банкротстве обеспечивает достижение цели сохранения имущества должника, поскольку не допускает даже возможности вынесения противоречащих друг другу судебных решений.
3. Поскольку введение в отношении должника какой-либо процедуры банкротства подразумевает появление специальной фигуры, являющейся лицом, участвующим в деле, - арбитражного управляющего, ряд положений постановления Пленума ВАС РФ направлено на разъяснение его прав и обязанностей в отношении исполнительных производств, возбужденных в отношении должника (например, пункт 13 Постановления).
4. Кроме изложенного постановление содержит разъяснения относительно действий пристава-исполнителя или кредитной организации в случае нахождения у них в производстве уже возбужденного дела о несостоятельности, либо в случае поступления к ним исполнительного документа и наличия сведений о введении в отношении должника процедуры банкротства (пункты 2-4, 11-12 постановления). Так, например, в пункте 4 Постановления разъяснено, что при поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
В рамках неприостановленного исполнительного производства допускаются наложение арестов и совершение судебным приставом-исполнителем иных исполнительных действий, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, применение судом общей юрисдикции или арбитражным судом мер, направленных на обеспечение исполнения судебного акта (пункт 3 указанного Постановления).
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что указанные в рассмотренном постановлении разъяснения направлены на обеспечение прав и законных интересов как должника, так и его кредиторов, поскольку подробно излагая особенности отдельных спорных моментов, касающихся обращения взыскания на имущество должника, нацелены на его сохранность и сосредоточение контроля за законностью исполнительных действий в руках суда, рассматривающего дело о несостоятельности.
Наличие подобных разъяснений необходимо поскольку каждое дело о банкротстве требует индивидуального подхода. Должны быть учтены огромное количество обстоятельств, влияющих на исход конкретного дела, а этого невозможно достичь на уровне законодательного регулирования.
Составитель
Конахина Оксана Юрьевна
Специалист по экономике и праву
Количество показов: 8013