СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


Исполнительное производство при банкротстве. По материалам Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 59 О некоторых вопросах практики применения Федерального закона Об исполнительном производстве случае возбуждения дела о банкротстве.

В ходе производства по делам о несостоятельности (банкротстве) в отношении должника могут применяться процедуры банкротства, предусмотренные ст. 27 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Процедуры банкротства в зависимости от направленности действий по их реализации делятся на реабилитационные и ликвидационные. К числу первых относятся финансовое оздоровление и внешнее управление. Конкурсное производство представляет собой ликвидационную процедуру. Наблюдение не относится к реабилитационной процедуре, хотя восстановление платежеспособности должника возможно и на этой стадии. Мировое соглашение - это согласительная процедура, направленная на прекращение производства по делу о банкротстве посредством найденного компромисса между кредиторами и должником.

Общей целью процедур банкротства является сохранение имущества должника либо для восстановления платежеспособности, либо в целях наиболее рационального удовлетворения требований кредиторов (в ходе конкурсного производства).

Безусловно, для достижения целей конкретной процедуры необходимо установление определенных особенностей для исполнения вступивших в силу судебных актов или актов иных юрисдикционных органов, направленных на изъятие имущества должника, в отношении которого судом рассматривается дело о несостоятельности.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 «О некоторых вопросах практики применения ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве».

Положения, изложенные в данном постановлении, направлены на разъяснение особенностей применения мер взыскания в отношении имущества должника.

С момента возбуждения производства по делу, все отношения переходят под регулирование специального законодательства.

Соответственно, исходя и смысла разъяснений высшей судебной инстанции, нормы закона о несостоятельности являются специальными нормами по отношению к общим нормам законодательства, регулирующего деятельность судебного пристава или иных организаций, исполняющих требования исполнительных документов.

Основные особенности, в отношении которых даются разъяснения, сводятся к следующему:

1. Приостановление исполнительных действий, для которых в обычном порядке требуется принятие соответствующего судебного акта, при возбуждении в отношении должника процедуры банкротства приостановление исполнения актов юрисдикционных органов производится в силу закона. На мой взгляд, это направлено на оперативность процедур банкротства и в целях предотвращения возможного ущерба имуществу должника.

2. Различные споры, связанные с исполнением исполнительных документов, вынесенных в отношении должника, подлежат рассмотрению судом исключительно в рамках банкнотного дела (пункты 8-11 Постановления). Так, например, Приостановление исполнительного производства не препятствует совершению судебным приставом-исполнителем указанных действий. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в суд, рассматривающий дело о банкротстве, независимо от того, акт какого суда или иного государственного органа послужил основанием для наложения ареста (п. 8 Постановления). Концентрация рассмотрения различных заявлений подобного рода в рамках дела о банкротстве обеспечивает достижение цели сохранения имущества должника, поскольку не допускает даже возможности вынесения противоречащих друг другу судебных решений.

3. Поскольку введение в отношении должника какой-либо процедуры банкротства подразумевает появление специальной фигуры, являющейся лицом, участвующим в деле, - арбитражного управляющего, ряд положений постановления Пленума ВАС РФ направлено на разъяснение его прав и обязанностей в отношении исполнительных производств, возбужденных в отношении должника (например, пункт 13 Постановления).

4. Кроме изложенного постановление содержит разъяснения относительно действий пристава-исполнителя или кредитной организации в случае нахождения у них в производстве уже возбужденного дела о несостоятельности, либо в случае поступления к ним исполнительного документа и наличия сведений о введении в отношении должника процедуры банкротства (пункты 2-4, 11-12 постановления). Так, например, в пункте 4 Постановления разъяснено, что при поступлении в службу судебных приставов исполнительного документа после введения процедуры наблюдения судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве применительно к пункту 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.

В рамках неприостановленного исполнительного производства допускаются наложение арестов и совершение судебным приставом-исполнителем иных исполнительных действий, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, применение судом общей юрисдикции или арбитражным судом мер, направленных на обеспечение исполнения судебного акта (пункт 3 указанного Постановления).

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что указанные в рассмотренном постановлении разъяснения направлены на обеспечение прав и законных интересов как должника, так и его кредиторов, поскольку подробно излагая особенности отдельных спорных моментов, касающихся обращения взыскания на имущество должника, нацелены на его сохранность и сосредоточение контроля за законностью исполнительных действий в руках суда, рассматривающего дело о несостоятельности.

Наличие подобных разъяснений необходимо поскольку каждое дело о банкротстве требует индивидуального подхода. Должны быть учтены огромное количество обстоятельств, влияющих на исход конкретного дела, а этого невозможно достичь на уровне законодательного регулирования.

 

Составитель

Конахина Оксана Юрьевна

Специалист по экономике и праву 



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Банкротство, арбитражные управляющие': 3247