В развитии современной экономики нередко наблюдается такое явление, как избыточная занятость человеческих ресурсов в различных сферах деятельности. Работодатели как никогда прежде озабочены поиском новых путей организации работы с персоналом, особенно в период кризиса, когда многие крупные компании вынуждены сокращать штат персонала в связи со слиянием компаний или их реструктуризацией. Столкнувшись с этой проблемой, менеджеры предприятий должны начать подготовку к процессу перемен, к регулированию численности работников предприятия. Переход к оптимальной стратегии управления трудовыми ресурсами неизбежно ведет к сокращению персонала, что оказывается неприятным событием не только для уволенных сотрудников, но и для всего трудового коллектива.
Умение цивилизованно разрешать кризисные ситуации создает и укрепляет позитивный имидж организации, что послужит залогом ее длительного успешного функционирования на рынке. Одним из инструментов в решении вопросов сокращения сотрудников является программа аутплейсмента.
Программа аутплейсмента - это организация процесса увольнения сотрудников наиболее щадящим и гуманным способом, который позволяет уменьшить риск юридических осложнений, сохранить позитивный имидж компании. Суть этой услуги сводится к тому, что компания вынуждена расстаться с компетентным и квалифицированным сотрудником, для которого в новых условиях нет места в компании.
В России аутплейсмент как явление появился в конце 1998 г., когда экономический кризис привел к массовым увольнениям сотрудников многих компаний. В условиях нестабильной экономики технология аутплейсмента как один из видов услуг кадрового консалтинга с достаточной эффективностью может быть использована предприятиями для достойного, цивилизованного высвобождения работников. Предприятия, вынужденные сокращать свой персонал, стали обращаться в кадровые агентства с просьбой помочь трудоустроить своих сотрудников. Поскольку среди таких компаний было немало иностранных, привыкших цивилизованно расставаться со своим персоналом, то они и создали спрос на технологию аутплейсмента.
В буквальном значении «out» означает «вон», а «placement» - «размещение». В литературе встречаются разные определения аутплейсмента, которые представлены ниже.
Аутплейсмент (англ. outplacement - трудоустройство уволенных) - форма расторжения трудового договора между предприятием и работниками, предусматривающая привлечение специализированных организаций в целях оказания заинтересованным лицам помощи при трудоустройстве [1].
Аутплейсмент (или, как его еще называют, консультирование и помощь в развитии карьеры) позволяет смягчить негатив от самого факта увольнения, проявить заботу о человеке и таким образом, кроме помощи в дальнейшем трудоустройстве, сохранить позитивный имидж компании в глазах увольняемых сотрудников.
В России аутплейсмент еще не получил широкого распространения, но все больше компаний обращаются в кадровые агентства за этой услугой.
По данным таблицы можно сделать вывод, что численность сокращаемых работников и в связи с массовым увольнением в течение года остается высокой, колеблется от 12,5 до 16,6 тыс. чел. и 0,5-2,5 тыс. чел. соответственно.
Аутплейсмент в этой ситуации мог бы быть куда более необходим, потому что именно уволенные в результате таких массовых сокращений и сокращения численности наиболее слабо защищены на рынке труда, совершенно не представляют себе обстановку на современном рынке труда и нуждаются в помощи кадровых консультантов.
Динамика выбытия работников по России за 2011 г. [2]
Месяц Причина выбытия, тыс. чел.
В связи с сокращением численности работников В том числе в связи с массовым увольнением
Январь 14,2 1,4
Февраль 11,8 0,5
Март 16,0 1,1
Апрель 15,5 1,4
Май 17,6 1,6
Июнь 18,2 1,9
Июль 15,1 1,9
Август 15,1 1,9
Сентябрь 13,5 1,6
Октябрь 13,5 1,6
Ноябрь 12,5 2,5
Декабрь 16,6 1,0
Итак, суть аутплейсмента состоит в том, чтобы помочь сотрудникам, попавшим под сокращение, адаптироваться в новых для них обстоятельствах, выработать собственную стратегию поиска подходящего рабочего места и найти работу.
Программа аутплейсмента может включать в себя ряд услуг: проведение консультаций по вопросам карьеры, которая включает оценку знаний и навыков соискателя, составление индивидуального плана по трудоустройству;
анализ рынка труда;
помощь в подготовке профессионального резюме и рассылка резюме по прямым работодателям и ведущим рекрутинговым агентствам; подготовка с собеседованию;
подготовка сокращаемых сотрудников к последующему трудоустройству и их продвижение на рынке труда. Компания может договориться с агентством о том, что организации-конкуренты не будут рассматриваться в качестве потенциальных работодателей;
целевое направление резюме в компании с аналогичным или близким профилем работы;
размещение объявлений по поиску работы в печатных изданиях; психологическая поддержка, адаптация на новой работе; организация направления сокращенных сотрудников на переобучение по новым специальностям, если их старые являются невостребованными;
организация курсов повышения квалификации или курсов по изучению иностранного языка и т. д.
Более подробно содержание процедуры аутплейсмента будет представлена дальше.
Классическая схема аутплейсмента предполагает выбор консультанта: внешнего или внутреннего. Внутренний аутплейсмент проводится за счет собственных сил компании. Внешний аутплейсмент осуществляется через профессиональные агентства. Разрабатывается система мер, содействующих трудоустройству сокращаемых работников. Программы аутплейсмента включают в себя несколько этапов (см. рисунок).
Рис. 1. Этапы программы аутплейсмента [3]
Таким образом, в рамках проведения процедуры аутплейсмента увольняемый работник получает психологическую, информационную и консультационную помощь. Организация в результате этого процесса может получить следующие результаты: сохраняет со многими уволенными нормальные отношения, что может оказаться положительным при необходимости в будущем нанять их вновь; кроме того, программа способствует сохранению нормальной психологической обстановки для оставшихся работников, тем самым не снижается производительность труда и компания сохраняет свой имидж на рынке.
Аутплейсмент позволяет избежать социальной напряженности на предприятии, социальных выплат, избежать негативной рекламации, сформировать позитивный образ в глазах потенциальных партнеров, достойно расстаться работникам со своими работодателями.
Библиографический список
URL : kommentarii.ru.
URL : www. gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/d04/159.htm.
URL : www. top-personnel.com/news/187.
Т. А Камарова
Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 2 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 2. - 228 с.
Количество показов: 4960