СТАТЬИ АРБИР
 

  2016

  Декабрь   
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
   

  
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


О перспективах развития корпоративной защиты работников от социальных рисков

В настоящее время актуализируется поиск новой модели социальной защиты населения в рыночной экономике, что обусловлено стремлением государства сделать трудоспособных людей ответственными за собственное благополучие. Основная масса людей, здоровых и трудоспособных, должна обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей за счет своей экономической деятельности.

Как известно, выделяют три уровня социальной защиты. Первый уровень - государственный - представлен государственным социальным обеспечением, государственным страхованием и налоговыми льготами на доходы лиц, имеющих социальные риски. Второй уровень - коллективный (корпоративный); происходит перераспределение дохода внутри трудовых коллективов, профессиональных организаций и т.д.; уровень представлен корпоративным социальным обеспечением, личным страхованием с участием работодателя. Третий уровень - индивидуальный: личные сбережения, личное страхование в индивидуальной форме.

В соответствии с новой парадигмой социальной политики, центральным субъектом которой выступает креативный класс, возрастает роль корпоративного обеспечения защиты от социальных рисков. Дополнительное медицинское и пенсионное страхование персонала, гарантии и компенсации не только улучшают материальное положение работников, но и служат повышению конкурентоспособности предприятий. Это направление приобрело особую актуальность в настоящее время, когда обсуждается проект стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 г., призванный обеспечить ее сбалансированность и долгосрочную финансовую устойчивость.

Проект стратегии развития системы пенсионного обеспечения предусматривает сохранение трех классических уровней. Первая ступень (трудовая пенсия) соответствует распределительной системе, призванной обеспечить коэффициент замещения среднего заработка на уровне 40%. Вторая ступень (корпоративная пенсия) - накопительная корпоративная пенсионная система за счет отчислений работодателей. Третья ступень (частная пенсия) - частная накопительная система из добровольных взносов граждан. Ожидаемый коэффициент замещения корпоративной и частной пенсии - до 30% среднего заработка. Участие работников в пенсионном страховании на трех уровнях призвано способствовать возмещению утраченного заработка до 70%.

Базовая ступень предусматривает замещение утраченной средней заработной платы не менее 40% при нормативном страховом стаже 40 лет. Это - минимальный уровень, рекомендованный экономистами Международной организации труда (МОТ). В 2012 г. этот коэффициент составил в России 36,8%, а еще несколько лет назад был ниже 25% [1]. В 2011 г. средняя трудовая пенсия в России составила 8,5 тыс. р.; пенсия по инвалидности в связи с военной травмой - 20,8 тыс. р.; пенсия инвалидов Великой Отечественной войны превысила 21 тыс. р.; средний размер социальной пенсии - 5,2 тыс. р. [3].

В последние годы в стране широко обсуждалось позиционирование накопительной части пенсионной системы. Несмотря на ряд нерешенных проблем (например, обеспечение гарантий сохранности пенсионных накоплений), на наш взгляд, вектор ее развития выбран правильно. Пенсионные накопления являются инвестиционным ресурсом, важным для пенсионной системы. Работник должен участвовать в накоплении средств, позволяющих повысить выплаты в период наступления старости.

Согласно планам разработчиков стратегии накопительные пенсии станут корпоративными и будут формироваться в негосударственных пенсионных фондах, банках и страховых компаниях. Предполагается, что за 2018-2030 гг. корпоративным пенсионным обеспечением будет охвачено 70% населения. В Германии, опыт функционирования пенсионной системы которой был учтен, за 30 лет развития корпоративных пенсионных программ ими было охвачено, по данным European Social Observatory, около половины занятых - от 21% в малом бизнесе до 86% работников крупных предприятий [2].

Основными причинами, обусловившими необходимость реформирования пенсионной системы РФ являются дефицит бюджета пенсионного фонда и неблагоприятный прогноз его динамики в ближайшей перспективе; рост численности пенсионеров (в 2011 г. увеличилась почти на 2 млн чел.), поэтому в стратегии обосновываются источники пополнения пенсионных средств. В первый год работы по повышенным страховым взносам сборы Пенсионного фонда России выросли на 47% по сравнению с 2010 г. Однако проблема дефицита остается очень острой, поэтому идет поиск дополнительных ресурсов (в частности, предусматриваются увеличение размера отчислений в Пенсионный фонд (оно коснется вредных производств, а также индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов), повышение эффективности использования внутренних ресурсов внебюджетного фонда).

Рассмотрим возможности корпоративной защиты от социального риска на примере банковской сферы, опираясь на основные положения проекта стратегии, которая в печати получила название «40-20-40-20». Отчисление в течение 40 лет 20% от суммы заработной платы позволит получать пенсионное обеспечение в размере 40% средней заработной платы в течение 20 лет. Попробуем оценить предлагаемую модель накопления в сравнении с банковским вкладом на 20-летний срок. Для расчета используем следующие параметры: уровень заработной платы - 20 тыс. р., ежемесячные отчисления - 20% (4 тыс. р.), ежемесячная капитализация процентов, срок депозита - 20 лет, базовая ставка (текущая ставка Сбербанка России по пенсионным вкладам) - 8,5% годовых; инфляция не учитывается, так как в реальном случае она будет учтена путем увеличения заработной платы и, соответственно, отчислений.

По нашим расчетам, банковский вклад к концу срока даст общую сумму - 2 525,8 тыс. р., в том числе 960 тыс. р. взносов и 1 565,8 тыс. р. начисленных процентов с учетом их капитализации. Накопленная сумма позволит при ставке 8,5% годовых выплачивать длительное время по 17,9 тыс. р. ежемесячно, что почти в 2 раза больше по сравнению гарантированной выплатой в размере 8 тыс. р. (40% от заработка). На наш взгляд, все предлагаемое в рамках стратегии накопительной части пенсии не выгодно будущим пенсионерам, так как влечет за собой уменьшение на 1/3 от суммы наследуемой части пенсионных накоплений. Таким образом, простое ежемесячное отчисление денежных средств на банковский вклад с экономической точки зрения выгоднее для работника, чем увеличение пенсионных отчислений, а с учетом системы страхования банковских вкладов и менее рискованное, более защищенное от финансовых и политических рисков.

Создание системы частных пенсионных накоплений в современных условиях развития банковской системы России не требует существенных организационных затрат (хотя может быть рекомендовано ограничение срока изъятия по «пенсионным» вкладам и налоговых льгот для подобных отчислений), что позволит кредитным организациям получить долгосрочные финансовые ресурсы. Такой подход повысит устойчивость банковской системы и поможет обеспечить финансирование целевых (низкорисковых) долгосрочных проектов (например, жилищное ипотечное кредитование с фиксированной маржой на уровне 2-3% годовых).

Для сведения читателей и обоснования данной публикации считаем уместным процитировать официальные источники, а именно:

«МОСКВА, 28 февр. - РИА Новости. „Сборы по страховым взносам в Пенсионный фонд России (ПФР) в 2011 г. составили 2,82 трлн р. и превысили план почти на 3%“, - сообщила во вторник журналистам министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. „План по сбору страховых взносов ПФР в 2011 г. перевыполнен на 2,9%“,

сказала министр. По ее словам, 2011-й год был необычным в связи с тем, что это был первый год работы по повышенным страховым взносам. В 2011 г. сборы ПФР выросли на 47% по сравнению с 2010 г.

Она подчеркнула, что на сегодняшний день в России насчитывается около 40 млн пенсионеров. В 2011 г. численность пенсионеров увеличилась на 2 млн чел.

По данным ПФР, объем расходов на пенсионные и социальные выплаты в 2011 г. составил 4,6 трлн р. По прогнозу ведомства, в 2012 г. показатель может достигнуть 5,13 трлн р.

„Хотелось бы отметить, что все задания Пенсионным фондом в 2011 г. были выполнены в полном объеме. Работа шла без срывов“, - подчеркнула Голикова.

На первом этапе, в 2013-2014 гг., Минтруд предлагает правительству определиться с размером накопительного взноса, а гражданам - выбрать, хотят ли они копить. За это же время нужно ввести систему гарантий сохранности пенсионных накоплений, расширить перечень инструментов для их инвестирования и предусмотреть налоговые льготы для плательщиков.

За 2015-2017 гг. государственная обязательная пенсионная система становится полностью солидарной, и по умолчанию работодатель весь взнос уплачивает в ПФР. Меняется формула для расчета размера пенсии: кроме суммы уплаченных взносов в нее вводится нормативный стаж - количество лет, необходимых для получения полной пенсии в 40% от заработка (по расчетам Минтруда, он должен составлять 42 года). Граждане, которые пожелают продолжать копить, должны написать об этом заявление и доплачивать 2% из своего заработка к сумме, которую будет перечислять работодатель. Накопительные пенсии станут корпоративными и будут формироваться в НПФ, банках и страховых компаниях. За 2018-2030 гг., как обещает Минтруд, корпоративным пенсионным обеспечением будет охвачено 70% населения» [4].

Библиографический список

Безвыходная пенсия URL : www. kommersant.ru/doc/2019967.

Правительству придется сыграть в «пенсионную рулетку» URL : www. vedomosti.ru/politics/news/4247041.

Стратегия пенсионного развития до 2030 г. URL : www. rosmint-

rud.ru.

URL : www. vedomosti.ru/politics/news/4247041/kopit_ili_ unichtoz- hit#ixzz27NYHb1qZ.




Л. И. Васильцова, И. В. Нефёдов Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург


Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 2 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 2. - 228 с.



МОЙ АРБИТР. ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ
КАРТОТЕКА АРБИТРАЖНЫХ ДЕЛ
БАНК РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
КАЛЕНДАРЬ СУДЕБНЫХ ЗАСЕДАНИЙ

ПОИСК ПО САЙТУ
  
Количество Статей в теме 'Стратегическое планирование': 601