Труд - это средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека. В настоящее время в сфере труда происходят изменения, касающиеся уровня оплаты труда, потребностей человека, восприятия и оценки им своего труда. Если в развитых странах труд перестает быть исключительно средством обеспечения жизнедеятельности и удовлетворения потребностей человека и становится средством самовыражения и самоутверждения, то для развивающихся стран труд остается единственным средством обеспечить себе хотя бы существование. Но для тех и для других труд играет решающую роль в отношении индивидуального выбора человека, благосостояния семей, стабильности общества, обеспечения условий сохранения и развития здоровья и способностей человека.
Понятие достойного труда соединяет экономические и социальные цели общества и включает возможность получения каждым индивидом полного и свободного доступа к трудовой деятельности и адекватного дохода, социальную защищенность, новые перспективы занятости, развития личности и средств производства.
Более широкое понятие приведено в пилотной программе МОТ по реализации концепции достойного труда, в которой он определяется как «труд, который приносит адекватный доход и при этом оставляет время для других сторон жизни, предоставляет надежность семье, уважает права человека, дает право голоса и открывает дорогу социальной интеграции» [1].
Достойный труд - комплексное понятие, включающее в себя важнейшие качественные характеристики: нормальные условия, в которых он осуществляется, адекватные зарплата и социальная защита работника, отсутствие дискриминации и преследований на рабочем месте, возможность реализовать свое право голоса. Таким образом, далеко не любая работа с точки зрения МОТ способна избавить человека от бедности, позволить ему реализовать личностные устремления.
Люди не только стремятся к производительному труду за достойное вознаграждение, но и хотят работать в безопасных условиях, иметь социальные гарантии на рабочем месте, социальную защиту своих семей, свободу выражения мнений, а также участвовать в принятии решений по жизненно важным вопросам. Иными словами, если труд хорошо оплачивается, но при этом небезопасен, то его нельзя считать достойным трудом; если человек трудится в условиях свободы, но при этом рискует здоровьем, то такой труд также нельзя считать достойным; если условия трудового договора хорошие, но при этом работа подрывает здоровье и благополучие человека, то такой труд также нельзя считать достойным. Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики достойного труда: производительность; безопасность; уважение прав трудящихся; социальная защита; участие в принятии решений, касающихся труда.
Составной частью концепции достойного труда является охрана труда, направленная на предотвращение производственного травматизма и заболеваний, на охрану и укрепление физического и умственного здоровья и благосостояния работников. Вопросы охраны труда входят в сферу деятельности Целевой программы МОТ по охране труда и производственной среде «За безопасный труд». Программа занимается разработкой нормативных документов, информационно-разъяснительной работой и развитием технического сотрудничества в области охраны труда. В плане претворения в жизнь концепции достойного труда программа ставит перед собой четыре основные задачи:
разработка политики и программ профилактики;
расширение мер эффективной защиты в отношении наиболее уязвимых групп работников;
более активное содействие правительствам, объединениям работодателей и работников;
обеспечение того, чтобы социальный и экономический эффект от усиления защиты работников был зафиксирован и признан лицами, ответственными за разработку политики и принятие решений.
Стратегический подход МОТ к решению проблем обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работников на каждом рабочем месте основан на фундаментальных принципах профилактики и системного подхода на всех уровнях: общегосударственном (федеральном), региональном, местном (муниципальном), корпоративном (частном). Системный подход к управлению охраной труда предполагает в каждом государстве наличие:
документально оформленной государственной политики в области охраны труда;
национальной организационной структуры управления охраной
труда;
документально оформленной национальной программы действий в сфере охраны труда;
ежегодно публикуемого национального доклада о состоянии условий и охраны труда в стране;
а также развитие национальной «культуры охраны труда».
Система управления охраной труда на предприятии должна охватывать все сферы деятельности и эффективно управлять профессиональными рисками производственной деятельности с целью предотвращения их возможных последствий, так как несчастные случаи и заболевания на работе отрицательно сказываются не только на жизни отдельных работников, но и на их семьях, на способности работать в будущем, а также на доходности предприятия и, в конечном итоге, на благосостоянии общества.
По статистически данным, в России число пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом с 2000 по
г. снизилось на 54,5% и составило 2004 чел. (см. рисунок)
5 000 4 000 3 000 2 000 1 000 0
4 404
2000
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Травматизм на производстве в России, чел. [2]
Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом по Российской Федерации за рассматриваемый период уменьшилась на 104 тыс. чел., по Приволжскому федеральному округу - на 27,7 тыс. чел. (см. таблицу). Наибольшее снижение численности пострадавших наблюдается в Пензенской области (на 82,9%), Пермском крае (на 80,2%) и Нижегородской области (на 79,7%).
Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом по Приволжскому федеральному округу, чел. [2]
Субъект РФ 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Российская Федерация Приволжский федеральный 151 792 77 743 70 709 66 055 58 309 46 078 47 722
округ 376 72 17 445 15 649 14 508 12 402 9 661 9 945
Республика Башкортостан 2 655 1 264 1 123 1 115 906 781 828
Республика Марий Эл 1 496 616 633 652 561 395 415
Республика Мордовия 1 173 616 516 493 478 371 322
Республика Татарстан 3 914 1 536 1 358 1 277 1 093 966 1 020
Удмуртская Республика 2 780 1 650 1 542 1 313 1 133 899 912
Чувашская Республика 995 479 461 418 408 284 265
Пермский край 4 446 2 317 2 196 2 017 1 695 1 329 1 328
Кировская область 4 312 2 418 1 912 1 574 1 172 871 852
Нижегородская область 3 496 1 404 1 298 1 249 1 146 898 862
Оренбургская область 3 328 1 163 1 024 1 004 868 683 675
Пензенская область 1 477 478 395 363 347 266 253
Самарская область 3 248 1 806 1 668 1 616 1 317 902 1 081
Саратовская область 2 481 1 044 962 870 741 645 642
Ульяновская область 1 871 654 561 547 537 371 490
По сообщению Федеральной службы по труду и занятости в течение двух месяцев 2012 г. в результате несчастных случаев на производстве погибло 403 чел., что на 8% меньше, чем за тот же период 2011 г. (438 чел.). В числе отраслей, где зафиксировано наибольшее число погибших, - строительство, оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, обрабатывающие производства. Сокращение числа погибших произошло во всех федеральных округах Российской Федерации, за исключением Северо-Западного и Центрального. В последнем из-за травм, полученных на производстве, погибло 134 чел. (в 2011 г. - 114), на предприятиях Приволжского федерального округа - 91, Сибирского - 64, Уральского - 40 [3].
Основными причинами производственного травматизма являются такие технические причины, требующие финансовых и материальных затрат, как неудовлетворительная организация трудового процесса, эксплуатация изношенного оборудования, недостаточное внедрение новых технологий. Однако наряду с вышеперечисленными на многих предприятиях существуют причины, отражающие отсутствие четкой системы управления охраной труда в организациях, недостаточный уровень знаний требований безопасности, низкую дисциплину труда.
Фактическое состояние ситуации с охраной труда указывает на необходимость разработки и осуществления на разных уровнях программ улучшения условий и охраны труда, объединяющих работы по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методическое обеспечение;
организационно-техническое обеспечение;
санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия;
организация обучения и подготовки кадров;
информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
В результате реализации программ возможен экономический эффект, выражающийся в снижении страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что может привести к увеличению доходов организаций. Социальный эффект проявится в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и социальной защищенности работников.
Библиографический список
Достойный труд : сущность, предпосылки и причины появления концепции : тезисы. URL : www. alertagroup.ru.
Труд и занятость в России. 2011 : стат. сб. / Росстат. M., 2011.
ot-info.ru/statistika-neschastnyx-sluchaev-na-nachalo-2012-g.html.
Л. А Отставнова
Саратовский государственный технический университет г. Саратов
Достойный труд - основа стабильного общества [Текст] : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Часть 2 (Екатеринбург, 15-17 ноября 2012 г.) : [в 2 ч.]. / [отв. за вып. Э. В. Пешина, Н. З. Шаймарданов]. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. - Ч. 2. - 228 с.
Количество показов: 1703